Как поднять самооценку – один из распространенных запросов. Адекватная самооценка это один из признаков здоровья, что значит адекватная, откуда берется самооценка?
На самом деле вопрос «как поднять самооценку» не праздный. Самооценка единственный процесс и феномен, который характерен для всех культур, это кросс-культурное явление, и состояние самооценки человека можно проверить тестами. Но это сложный феномен, в котором рассматривают несколько слоёв, как и у личности, у самооценки есть различные по глубине уровни. Начну с глубины, пожалуй.
Глубинный уровень самооценки
В бессознательном сохранено заложенное семьей и воспитанием самое сердце самооценки, её глубинная и неосознаваемая часть. Она коренится в опыте первых трех лет жизни младенца, растёт оттуда, и установлена, в основном, мамой ребенка.
Психоаналитики говорят о «всемогущести» ребенка – всего, что ему нужно, он добивается фактом своего существования, а еще голосом, криком. Всемогущество младенца утомляет, родителей, это факт. Ребенок получает много отказов из-за усталости, психических особенностей и травм родителей, из-за нормативных требований, внушенных книгами, старшими родственниками, типа «проорётся и сам уснёт, не бери на руки, испортишь».
В результате усвоения образа, у ребенка остается отношение к матери, а значит и ко всему миру. В большей степени мир ребенка – это его мать. Психоаналитики (Винникот) предполагают наличие плохого и хорошего образа матери, которые затем интегрируются. Безусловная любовь и зависимость ребенка не равна любви к нему его матери. Непонимание потребностей, отказ в принятии эмоций ребенка, раздражение и агрессия родителей сообщает младенцу о том, что он не всегда всемогущ. Если младенец был бы при этом всегда любим и ценен, был бы идеал. Идеал в таком смысле: «ты злишься, и я бываю злой на тебя, но я не уйду, не откажусь, я рядом, я тебя люблю».
Реальность же далека от идеала и к трем годам вот эта вот базовая конструкция самооценки оказывается сформирована и определяет изначальное само-отношение, изначальную бессловесную оценку себя и своих возможностей. Своих перспектив в устойчивом или не очень стабильном мире, или, например, в определенно враждебном мире.
Несмотря на определенность феномена самооценки опросниками, следует учитывать, что глубинный уровень, который не осознаётся, проецируется в опросниках с определенной долей искажений. Эти искажения происходят по причине того, что какими бы ни были наши родители, мы их любим.
Самооценка, само-отношение и даже само-сострадание
Является ли само-отношение частью самооценки? В зарубежных современных исследованиях употребляется self-esteem в тысячу раз чаще, чем self-attitude, и достаточно редки статьи, в которых self-esteem называют чисто социальным феноменом сравнения, который не является поддерживающим, в отличие, например, от self-compassion. Неправда ли, удивительно, само-сострадание! (https://self-compassion.org/wp-content/uploads/publications/SCtheoryarticle.pdf)
Однако, мы объединяем все отношения по поводу себя в целостный, пусть и не очень стройный с точки зрения науки концепт самооценки: в которую входит всё, что как-то означает, осознанно или нет, отношение к себе, к своему существованию в мире, к своим способностям и ограничениям, в сравнении с другими и наедине с собой.
Для формирования базовой самооценки, или само-отношения, в самый ранний период развития ребенка до 3 лет, важны такие факторы как:
- Желанной ли была беременность и как себя чувствовала мать «в положении».
- Достаточно ли у мамы было времени и душевных сил, чтобы обеспечить базовый уровень безопасности родившегося ребенка.
- Насколько было много ресурсов у малыша, чтобы справляться с фрустрацией, с ожиданием того, пока мама сделает то что нужно – покормит, переоденет.
- Какое был эмоциональное состояние мамы, переживала ли мама бессилие, злость, чувство несостоятельности или была в депрессии.
- Рядом могли быть другие взрослые, – отец, бабушка, старшие дети, удавалось ли им помогать и принималась ли эта помощь мамой и ребенком.
- Как мама реагировала на негативные эмоции и чувства ребенка, например, гнев и проявления злости (брыкания, крики, громкий плач), могла ли справиться и не отвергнуть «в воспитательных целях».
Среда могла быть не очень дружелюбной, в плане ресурсов или материального благополучия, она влияла на семью, и самым важным оказывается то, насколько матери с ребенком удавалось соответствовать миру и даже противостоять ему.
Разлучать еще не говорящего ребенка с матерью надолго не желательно: до трех лет, этот союз важен, и в норме наделяет человека, девочку или мальчика, устойчивым внутренним ядром самооценки. Обстоятельства бывают такими, что ребенка отдавали в ясли, маме необходимо работать, тогда важно, насколько диада могла приспособится к таким обстоятельствам.
Я пишу именно о достаточности, потому что в отношениях диады все процессы имеют некий оптимум по чувствам, переживаниям, процессам отдаления и сближения, отношению к кормлению ребенка и к совместному пребыванию с ним в покое и в игре.
Простой пример. Если мать приготовила малышу еду, то она ожидает аппетита, что ребенок будет хорошо есть. А ребенок отказывается и капризничает, ему не нравится. Мать огорчается. Ребенок играет с едой и отталкивает ее или злится, что еда не вкусная. Это приносит маме чувство досады. Благоприятный исход в этой ситуации, если мать поймет, что ребенок не голоден сейчас, или еда не нравится, и не будет настаивать, а предложит что-то другое для еды или перенесет время кормления. И будет вместо кормления с ним играть, проводить это время, сумеет пережить эту «неудачу», не отвергая ребенка. Чувства контейнируются мамой, ребенок замечает, что мать может огорчиться и расстроиться, но это – временно, и через несколько мгновений общение налаживается.
Младенец может не справляться с чувствами и горько плакать или зло брыкаться. Важно, насколько мать способна удерживать и контейнировать, и его чувства, замечая за ними самого ребенка, и его потребности. Даже если ребенок не говорит, мать разговаривает и пытается получить обратную связь, наладить диалог.
Этот младенческий этап развития закладывает основы самооценки, в терминах психоанализа и объектной теории – происходит образование внутреннего объекта. Помещение внутрь образа отношения к ребенку значимого взрослого, первичное освоение своих возможностей, своей хорошести и пригожести в безопасном мире. Или наоборот, смутное осознание тревоги от невписанности в мир, неустойчивости и опасности непринимающего окружения: эти две тенденции могут существовать совместно, важно, какая из них и в какой мере удерживает ядро самооценки в своих цепких лапках.
Как развивается самооценка в период развития личности
С периода около 3-летнего возраста, ребенок начинает сепарацию – выделение своего Я, определение и заявление своих потребностей несмотря на существующую полную зависимость от мамы или от родителей, и это важнейшее противоречие развития.
Когда становится возможен диалог, начало сепарации заметно отчетливее. К этому времени ребенок не теряет зависимости, и в норме он знает, что мир безопасен, а мама или кто-то другой всегда может обеспечить поддержку и не отвергнет в случае эксцессов: упал, разбил бровь, – не будут дополнительно ругать и шлёпать, а подуют на рану и превратят первую медпомощь в важную практику, которая может быть интересна и ребенку.
Это время активного исследования предметного мира, мира отношений и зарождения абстракций. Постепенно у ребенка возникает самосознание – какой он, каков он, в различных ситуациях.
- Рождается чувство стыда, если ребенок замечает свои недостатки, на которые указывают взрослые
- Продолжаются попытки нарушить правила и раздвинуть границы принятия взрослым, совершает поступки, за которые его могут винить и наказывать
- Социальное взаимодействие обеспечивает значимую обратную связь, как о соответствии, так и о границах, говоря о чувствах стыда и вины.
- В предметной деятельности и в познании развиваются способности, и ребенок понимает, что он уже может сам, и что он может развивать свои способности и осваивать новое – например, различные навыки обучения и различные действия и практики.
- В игре, которая целиком направлена в область конкуренции с другими, ребенок может себя сравнить непосредственно, чувственно подкрепляя эту оценку.
Так получается следующий слой самооценки: на фоне подкрепления само-отношения как неосознаваемого ядра самооценки, родителями, происходит рост личности и рождение рефлексии, появление себя-оценивающего.
Этот период развития самооценки очень разноплановый: в ее образование вносит вклад конкуренция не только детей между собой, но также тех взрослых, кто стоит за ними – мам и семей, в целом. Спектр параметров этого слоя самооценки простирается от роста, физической силы, ловкости и выносливости, способности удерживать внимание, добиваться признания, до сравнения материальных возможностей своей семьи и другой семьи, своих сверстников.
Что могут сделать родители? Могут продолжать охранять ядро самооценки и обеспечивать зарождение ее адекватной, изменяемой и осознаваемой части, – например, развивать способности и заниматься с ребенком, отдавать его в спортшколу, секции и тем утверждать физические способности, всё зависит от ценностей родителей, ведь, если речь идет, о фермерской семье, то участие в хозяйстве также оказывает влияние на рост возможностей ребенка, с 5 до 10 лет – все основные навыки и умения.
Самооценка ребенка в 5-10 лет проявляется в том, что он уже знает о себе, о своих способностях. Знает, что он может и умеет, и что ему не под силу. Ребенок, сравнивая себя с другими, познаёт и свои ограничения, и свои преимущества. Этот сознательный компонент самооценки развивается далее в подростковом возрасте.
Итак, у молодого человека уже есть глубинный компонент самооценки, бессознательный слой, который заложен в детстве. И постепенно формируется сознательный компонент самооценки. Последний выявляется тестами и опросниками, а также может быть обнаружен в беседе с ребенком – вашему ребенку, психолог, например, может диагностировать «завышенную» самооценку. Дети до 10 лет вполне могут иметь в большей или меньшей мере то, что психологи относят к инфантильному всемогуществу. Это магическое представление о себе и о своих силах и возможностях может существовать параллельно с реальной, осознаваемой самооценкой. Родители обычно полагают, что если у ребенка самооценка завышена, это хорошо: так обеспечивается активность во всех новых формах обучения, деятельности, а также в играх и спорте.
Школа, тесты, экзамены и самооценка
Процесс обучения, оценки знаний – определяет, как развивается самооценка. Ведь сознательная часть самооценки постоянно проверяется и корректируется внешними оценками, которые дают педагоги и процессом сравнения. Именно по причине влияния до примерно 10 лет этих внешних оценок педагогов, в ряде систем обучения в начальной школе отказываются от балльной системы оценок, которая может влиять не только на осознаваемую часть, но и на ядро самооценки.
Самооценка в своей осознаваемой части может быть поделена на ряд сфер жизни, такие как учеба/образование, отношения с другими, здоровье и физические возможности, и другие сферы.
Следует отметить, что в течении всей жизни не только осознаваемая часть, но и ядро самооценки (бессознательная ее часть) подвержена частичным изменениям. О состоянии неосознаваемой части самооценки психолог может делать предположения на основании как жалоб клиента, так и фактов его жизни, поступков, решений.
Во взрослой жизни опыт приобретения новых знаний и освоения новых видов деятельности может влиять на самооценку. Весьма интересно, что разные по своему складу личности люди претерпевают эти изменения по-разному. Сейчас основной вызов миру – нарциссизм. Начало 21-го века – время нарциссизма. Особенности самооценки для человека с высокой нарциссической компонентой таковы, что человек состоит на уровне высокой самооценки. Травматичные события могут «уронить» этот уровень самооценки так низко, что нарциссический по характеру человек будет чувствовать себя ничтожеством, ровно настолько же сильно, насколько он чувствовал себя ранее несокрушимым и великим.
Для различных типологий, и типов характера способ поддержания, падения и восстановления самооценки будет несколько отличаться. Все зависит, от самой типологии. Для работы психолога прежде всего важен запрос клиента – как повысить самооценку. И это прежде всего, нарциссический запрос. Совершенно понятно, что шизоида вообще не очень-то интересует самооценка, он для этого слишком умный: «тоже мне, какие глупости». Невротический уровень самооценки, вероятно предположить, сильно зависит от состояния отношений с близкими людьми.
Что и как влияет на самооценку?
События жизни так или иначе оказывают влияние на самооценку. Долго переживаемый дистресс приводит самооценку к разрухе. Успешная деятельность, поддержка близких и постепенное поражение всех врагов – неизбывно повышает и оптимизирует самооценку. Человек, который умеет регулировать себя, также тщательно относится к своим выборам: выбор определенных людей для общения и совместной деятельности, точно не поможет поднять самооценку. И если выбор неверен, есть риск «уронить» себя. Вот от таких людей-то и ограждают себя те, кто заботится о своем психическом состоянии и самооценке, как его части.
Психические травмы, переживание депрессии, других психических проблем, могут разрушить самооценку, поскольку подвергают опасности либо жизнь и здоровье, либо личность, или таковыми человеку представляются.
При этом разрушается доступ к той глубинной части здоровой самооценки, которая установлена родителями в детстве. А иногда, это разрушение, наоборот, подтверждает дефицит глубинной самооценки в том случае, если ребенок рос в дефиците поддержки, поощрения и любви.
Поэтому в работе психолога, а особенно психолога-терапевта, который длительное время сопровождает клиента, важно уметь обращаться к глубинной части личности, частью ее является глубинная самооценка.
Психолог, предполагает, что в глубинной самооценке всегда есть что-то здоровое, ее часть, которая может быть опорой. Некоторые мистики, как Менегетти, полагают эту глубинную сферу личности доброй и светлой априори, неотъемлемо присущей любому человеку. Это для психолога вполне подходящая установка в работе.
Что полагали о самооценке известные психологи
Большинство ученых делят понятия самооценки и самоотношения. Причем самоотношение – это как раз нечто, похожее на глубинную самооценку, о которой мы пишем с самого начала данного текста.
Психолог Карл Роджерс понимал различным самооценку, то есть, отношение к себе как обладателю свойств и достоинств, и самопринятие, – приятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Путь к формированию самооценки и самопринятия различен. По мнению Карла Роджерса, самооценка основывается на сравнении своих способностей и достижений со способностями других людей. А самоприятие является способом отношения к себе, жизненной установкой, формирующейся в процессе индивидуального развития человека.
Психолог и философ Уильям Джеймс утверждал, что самооценка зависит от ожиданий, притязаний к самому себе и своему положению в обществе. Уровень притязаний, это движущая сила, а уровень реальных достижений в сравнении, – это основание для самооценки.
Психолог С.Р. Пантилеев полагал что самоотношение – обобщенное отражение более положительного или отрицательного отношения человека к самому себе.
Ученые Л. Уэлс и Дж. Марвел выделили три важных понимания понятия «самоотношение»: любовь к себе, самопринятие, чувство компетентности.
Так принято, что мы себя сравниваем с определенной «нормой» в своем ближайшем окружении, пользуемся информацией в СМИ, а там много примеров не из нашего окружения, и эти примеры также оказывают влияние на самооценку.
На защите нашей самооценки, как важнейшей регуляторной и мотивирующей функции личности, стоят те самые психологические защитные механизмы.
Как поднять самооценку с психологом
Сам запрос ввиду сложности феномена самооценки не предполагает каких-то простых действий, например, похвалить 10 раз, и самооценка станет выше. Хотя и это работает.
Психологу прежде всего будут заметны те ситуации, в которые человек вступает, переоценив свои силы и возможности. Например, клиент убежден, что другие будут поддерживать и поощрять каждый шаг и каждое действие. Что другими можно как-то управлять и манипулировать чтобы они именно таким хорошим представляли клиента и вели себя «вежливо». Бывает, предрассудки, искренние заблуждения, действительно меняются на те, которые полнее описывают реальность.
А бывает так, что сложившийся взрослый человек с уникальной личностью имеет в глубине ее то ядро самооценки, которое не наполнено любовью и поддержкой, это не редкие случаи, многие так живут, выстроив серьезные психические «баррикады» на пути своей открытости миру и своего спонтанного предъявления.
Это значит, что психолог не работает с самооценкой напрямую, а ведет последовательную «бухгалтерию», и клиент исследует свои достижения и неудачи с позиции своей объективности, постепенно обнаруживая, что оказывается, в тех ситуациях неудача, повлиявшая на самооценку была неизбежной, и её можно принять, не осуждая себя.
Многие успехи стираются из памяти и тогда психолог побуждает клиента вспоминать ресурсные события и состояния, в которых клиент может «подпитать» ядро самооценки и получить к нему доступ.
Некоторые психологи выстраивают работу с самооценкой в том направлении, чтобы клиент получил именно хороший образ значимого взрослого, пытается усадить клиента на тот велосипед, которого в детстве таки не было. С одной стороны, как полагают мастера психотерапии, всё, что работает, следует применять во благо. Но все же объективность дает наилучший фундамент для выращивания той своей собственной глубинной самооценки, и важен факт принятия не вымышленного ресурса, который достигается через «прощение» откровенно дефицитной и даже опасной родительской фигуры, а феноменологический подход, который дает мужество постепенно принять свои ресурсы такими, какими они являются на самом деле.
И с той позиции, что внутри ядра самооценки априори есть значимое, светлое и сильное, можно выполнить эту сложную задачу не прибегая к эзотерическим техникам. Да, будет дольше, но устойчивее и адаптивнее: заодно человек будет чувствовать свои ограничения, которые постепенно и без риска психических травм самостоятельно преодолевать, заботясь о своем «внутреннем ребенке» самостоятельно.