Гештальт-психология – это наука о восприятии, изучающая его свойства и применимая практически, например, в деле военной маскировки, в области безопасности труда и на транспорте. Узнаваемость бренда, разработка стиля для бренда – тоже применяются знания гештальт-психологии.
Ее основные понятия – фон, фигура, поле. Самая разработанная область – зрительное восприятие, именно оттуда некоторые известные психологам картинки из гештальта, например две известные, ваза-профиль, старуха-молодая женщина. Поле – это означенная системами восприятия среда вокруг организма, в которой на фоне выделяются фигуры восприятия.
В один момент времени может существовать одна фигура, это к “многозадачности”, которую требуют от человека.
Фигуры выделяются из фона по закону прегнантности, это выделение фигуры по принципу чего-то закономерного, чаще – известного, то есть “хорошей формы”. Мы предполагаем, что фигура формируется в сознании человека в соответствии с его предыдущим опытом и насущными потребностями. Фон – это возможность определить, выделить фигуру. Одна из проблем – когда человек не может выделить фигуру из фона – “не знаю, чего хочу”. Так бывает когда нарушена связь ощущений, чувств, переживаний с их восприятием и означиванием, тут сходство с проблемой алекситимии. Также фигуры плохо выделяются из фона при переживании истощения и сильного стресса.
В психологическом поле действуют силы притяжения и отталкивания, благодаря валентности – термин из теории психологического поля Курта Левина. Как и физическое, психологическое поле имеет структуру, если оно ее не имеет, то и фигуру в таком поле на таком фоне не получить. Пространство и время – это координаты психологического поля. Каждое событие в поле уникально, так как происходит именно здесь, сейчас, и происходит со мной или с вами, между нами, или в группе людей.
Гештальт-психология и гештальт-терапия
Гештальт-психология – это наука, которая выделилась в психологии с 20-х годов 19 века.
Гештальт-терапия – практический метод работы. В психологии всегда было и будет несоответствие или конфликт научного подхода и практической работы, такова сущность предмета научной психологии и практической работы с клиентом.
Гештальт-терапия родилась книгой в 1951 году, ее авторы Фредерик Перлз, Ральф Хефферлайн и Пол Гудман. Этот первоисточник часто обозначают аббревиатурой ПХГ. Положения гештальт терапии основаны Фритцем Перлзом на естественно-научных взглядах. Гештальт-терапия не менее биологична, чем психоанализ.
Гештальт-терапия стоит на прочном философском фундаменте феноменологии Гуссерля. Сильно упрощая формулировки, можно сказать о применении чистого восприятия, непредвзятости, и чистого внимания к феноменам. Факты, и ничего кроме них, это основа принципа наблюдения феномена гештальтистом. Это не просто: сама непредвзятость несвойственна воспринимающему субъекту, о чем пишу абзацем ранее, принцип прегнантности восприятия уже противоречит чистому вниманию.
Гештальт-психологи не любили отца гештальт-терапии Перлза, как не полюбил его и духовный отец Фрейд, его не заметивший, и отвергнувший как отступника психоанализа.
Перлз построил свою теорию гештальт-терапии по мета-принципам построения психоанализа Фрейда, он структурировал модель развития психики ребенка, и за основной драйв принял голод, природную агрессивность, а не сексуальность.
Стоит отметить, что природная агрессивность свойственна любому живому организму.
Даже растения весьма агрессивно разламывают корнями камни и пробиваются ростками сквозь асфальт. Эта агрессивность сродни хорошему аппетиту, доброй пищевой жадности, которая является социально порицаемым феноменом, с точки зрения воспитания ребенка. Демонстрировать свои потребности агрессивно, жадно и эмоционально – не принято в культуре, принято их сдерживать. Все это похоже на отношение общества к сексуальности, не так ли? То есть, социальный вызов, необходимый для теории терапии, в психоанализе – репрессированная сексуальность, а в гештальт-подходе – репрессированная агрессивность в широком смысле, агрессивность как движение вперед, к удовлетворению различных потребностей.
Энергия психики
Холистический гештальт-подход подразумевает целостность телесного и психического и также – существование психической энергии. Внимания в теории ей уделяется мало, в большей мере ее берут на щит телесно-ориентированные психологи, коим многие принципы гештальт-подхода не чужды. Холистическим, всеобъемлющим, подход является благодаря одной из его основ – теории поля, в котором всё влияет на всё. Холистический – означает целостный, в пику аналитическому подходу Фрейда. Whole – целый по-английски.
Энергия определенным образом стоит за диаграммой цикла контакта, являющейся основным теоретическим построением гештальт-подхода, очевидным и неотразимым, как и завещал Гуссерль.
Энергия психики – это энергия возбуждения, и не что иное, как метафора химической энергии, которая появляется в организме при окислении питательных веществ. Эта энергия применяется организмом для поддержания целостности организма, передачи информации внутри организма (и даже наружу из организма информация тоже передаётся), для синтеза необходимых материалов клеток и управления системами организма.
Задавал вопрос нейропсихологу, на лекции по нейропсихологии в МОСГУ, почему нейрон испускает импульсы и “думает”? Только потому, что нуждается в питании. Нейрон “хочет” кушать. Питание организма и приводит к получению энергии для жизни, в том числе и душевной.
Питание и дыхание, это основные потребности нервной клетки, управляющей организмом. Все другие потребности, известные по схеме Маслоу, базируются на этой основе и обусловлены биологией и социальной жизнью. Какие-либо нарушения в протекании психической энергии взаимосвязаны с метаболизмом питательных веществ. Отцы основатели гештальт-подхода предполагали, что существует некий психический метаболизм – обращение переживаний, чувств и эмоций в психике, и происходит он по такой же схеме, как организм обращается с питанием. В этом и есть суть целостности организма и взаимосвязи тела и психики.
Цикл контакта, граница и энергия психики
В гештальт-подходе вводится понятия границы_контакта. Это некая живая, иногда воображаемая, иногда четко наблюдаемая граница между организмом и средой, которая обладает активностью, живет и меняется, вибрирует. Все, что происходит с организмом, происходит на этой границе. Активность и изменчивость, именно этим гештальтистское понятие границы_контакта отличается от общепринятого психологами понятия границ личности.
Описание цикла контакта как постепенного роста энергии на границе во время того, как организм формирует потребность, наделяет ее конкретикой, ищет предмет удовлетворения и находит его. Тут наблюдается пик энергетической насыщенности контакта. Далее происходит сам контакт, усвоение, ассимиляция результата и отход энергии от границы_контакта, снижение энергии, перетекание ее к другой потребности. Способ прерывания цикла контакта может быть проблемой для человека, таких способов имеется несколько – дефлексия, слияние, интроекция, проекция, профлексия, эготизм и десенситизация (отсутствие чувствительности). Также эготизм – отказ от ассимиляции (а, плавали, знаем… уже было…). Сейчас эти способы прерывания рассматривают более как способы контактирования со средой. Дело в том, что если дефлексия – соскальзывание, уход от формирования фигуры, в некоторой обстановке поля является нормальной. А проекция – это не только способ прерывания контакта, но и способ связи с другим человеком – мы ожидаем определенного нужного нам поведения от другого человека. И этот другой может вести себя в соответствии с нашими ожиданиями, а может повести себя иначе.
Картинка наиболее хорошо отражает и схематизирует цикл и отмечает на нем места, в которых обычны прерывания контакта. Вот ссылка на Источник , откуда я ее взял без спроса, но хотя бы сделал живую ссылку.
Граница_контакт – существует не только между организмом и средой, а также между воспринимающим субъектом и его психической реальностью. В этом есть существенный схизис и это трудно понять: но нам, для того, чтобы назвать свое чувство, переживание, следует его осознать. Для этого необходимо стать в позицию наблюдателя, разделиться на переживающего и наблюдающего, и субличность наблюдателя уже нарушает целостность, а может, наоборот, создает ее?
Например, почувствовать, как растет амплитуда дыхания и как радуется, наполняется теплом тело при встрече с другом. По большей части люди не могут обозначить словами, как они себя чувствуют, когда, например, встретили друга, и он спрашивает, “как твои дела”. Узнавать, находить телесные эквиваленты чувств, буквально – чувствовать себя, других и учат в гештальт-институте. Если пошутить, то обычный человек на вопрос “как ты себя чувствуешь”, ответит – “хорошо”, или “спасибо, хреново”.
Гештальтист же может отметить, что у него горят щёки, он чувствует жар в груди и участилось сердцебиение. Ну, или позывы к рвоте. Феноменологический подход не исключает позывов к рвоте, друзья бывают разные.
Диагностика в гештальт-подходе направлена на исследовании привычных способов организации контакта (прерываний цикла контакта), также, в зависимости от парадигмы, (стратегии работы) можно исследовать конфигурацию психологического поля, способность или неспособность выделять фигуру, связность с фоном или отделенность от фона, в телесной парадигме – трудности с ощущениями и чувствами и их осознаванием, различные психосоматические симптомы, когда тело “говорит”, что-то сообщает, а клиент, в основном, молчит.
Так же, как в психоанализе, в теории гештальт-подхода выделены “инстанции” психики – self, композитная функция id (ощущения, чувства, энергия), ego (Я-функция) и personality (я перед другими). Но в отличии от психоаналитических структур, в гештальте все эти инстанции – работающие функции психики.
В зависимости от того, как эти функции работают, в чем они дефицитны или они гипертрофированы, заключена еще одна парадигма (и соответственно, способ диагностики и работы) в гештальт-подходе.
Например, проблемы с Id функцией – это нечувствительность к ощущениям, десенситизация, неспособность переживать и также называть свои ощущения чувства, из-за этого могут не осознаваться элементарные потребности, например, голод или жажда. Поэтому иногда работа строится в том, чтобы повысить уровень телесного осознавания и начинать с возвращения чувствительности во всем ее многообразии, от утерянной проприоцепции, когда не улавливаются телесные сигналы, до работы например, с обонянием, важным чувством, которое часто находится в подавленном состоянии.
В гештальт-подходе мы часто сталкиваемся с тем, что что-то отсутствует, дефицит какой-либо функции. Эта нечувствительность происходит из социального обучения и травмирующих психику обстоятельств. Поврежденная психической травмой психика теряет чувствительность и в результате человек теряет какие-либо способности, и тут мы можем учитывать теорию психической травмы.
Основой для работы в гештальт подходе является диалог, два человека беседуют, называя друг друга на Ты. В диалоге нет места интерпретации, хотя иногда она случается как призрак из психоанализа. Особым образом строится работа с переносом и контр-переносом, а также работа со снами.
Также как и в психоанализе, в гештальт подходе мы обращаемся к супервизии и к личной терапии, когда в этом есть необходимость и возможности.