18 июня состоялась презентация выставки Алекса Грея в галерее Елены Врублевской. В этой заметке от редактора – впечатления, несколько фото из галереи
Мое знакомство с работами Алекса Грея (Alex Grey) случилось в 2005 году, когда я искал образ на обложку для выпуска журнала «Популярная психологиЯ», который был посвящен трансперсональной психологии. Трансперсональную психологию я бы определил как область исследований и совокупность практических методов, основная идея которых – духовность. Все, что связано с дыханием, с экологичным образом жизни и питания, с философскими и религиозными восточными практиками.
Смотрите фото, репортаж с выставки>>
Духовность же, в самом кратком определении, – это осознание себя и других как нечто большее, чем ты видишь, знаешь и что тебе доступно в ощущении. Например, ты говоришь с человеком, которого воспринимаешь как проявление духа, частичку вселенского разума, и не сосредотачиваешься на том, что он имеет внешность, физическое тело, может говорить что-то, что тебе, в общем, не по душе. Такой духовный или трансперсональный способ воспринимать реальность, такой вот способ жизни чрезвычайно полезен для развития в любой сфере – в бизнесе, в искусстве, отношениях с другими людьми.
Для трансперсональной психологии чакры как физическое место размещения энергий в теле человека – реальность. Грофовское знание о стадиях рождения человека, которые определяют склад характера, судьбу, психику индивида – реальность. Методы холотропного дыхания и особые «физкультурные» практики, синтезированные из даосских и йоговских методик, являются реальным способом улучшить свой жизненный потенциал, изменить свою жизнь, сделать ее более одушевленной.
Творчество Алекса Грея
Отступив от описания «что такое трансперсональная психология», я перейду непосредственно к творчеству Алекса Грея. Трансперсональное искусство – работы переживших транс людей, работы практиков-визионеров богаты цветами, выразительны, но, как правило, не имеют четкой формы. В строгом смысле слова Алекс Грей – не визионер, хоть его многие так называют. Грей нашел способ презентации, который не является результатом переживания видений, но их описывает. В его работах преобладает кропотливое и тщательное рисование мельчайших деталей, прозрачные тела со скелетами, кровеносными сосудами и нервами, оранжево-красные и золотые краски. Глаза, ладони, акупунктурные меридианы, коконы оболочек тела, вселенные-завитки, в миниатюре.
Золото и голубой цвет. Это, как говорит сам художник, роднит его работы с иконами. Но иконами яркими, жизненными, в них нет ни изображения страдания, ни поклонения переживанию страдания.
Визионерские работы, которые являются следствием пережитого транса, шаманского путешествия, вообще – любого трипа, – не имеют строгой структуры. А у Алекса Грея структура, фрактальность имеют ранг закона.
Фрактальность, в смысле, бесконечное воспроизведение образа, использование игры формы и содержания: одно рождает другое, и так до бесконечности.
Одна из работ – обещание – promise. Художник поместил в картину ряд символов – символы сексуальных и духовных отношений мужчины и женщины, символы конечности телесного существования человека и бесконечного продолжения. Картина имеет две зоны – левая зона мужская, правая – женская. Соответственно, слева преобладают циановые фоны, справа – мажентистые. Тела прописаны в Греевской традиции, много золотисто-желтого и красного, с синими и красными венами. На мужской половине символ старости – фигура – имеет меч времени, который завершает существование физического тела. На женской половине – сплошные изменения и метаморфозы, традиционные орудия соблазнения. И старуха в фоне справа… В каждом Греевском теле, и на этой картине тоже, горит огонек сознания, троеверхий огонек. Венчают картину тщательно сокрытые изображения пениса и вульвы. А внизу – ребенок, который играет с черепом, и цветок крокуса, символизирующий возрождение. Женщина беременна, ее плоду примерно 5-6 месяцев. И всего этого богатства в фоне сразу и не увидеть, поскольку внимание зрителя притягивает структура тел, необычайно богатая, тщательная и яркая. Обещание, что жизнь продолжится.
Алекс Грей преклоняется перед жизнью, как в ее телесном, так и духовном содержании. Символы духа в его картинах – коконы сознания, энергетические воронки и трубы-тоннели, связывающие Космос и тела.
Презентация выставки Алекса Грея в Галерее Елены Врублевской
Елена Врублевская | Allyson Grey Alex Grey |
Алекс Грей и Владимир Майков | Музей чая угощал экоедой и чаем |
То, что руководителям галереи удалось пригласить Алекса Грея, привезти его в Москву – огромная удача. Искусство его известно не многим даже тем, кто знаком или когда-либо практиковал трансперсональные методы, проходил сессии холотропного дыхания или ребёфинг.
Алекс приехал вместе со своей женой Элисон Грей и своим дизайнером-помощником. Им еще предстоит провести несколько семинаров по рисованию в отеле Измайлово. Алекс и его жена были светлые, общительные, но заметно устали – разницу во временных поясах никакая трансперсональная тема не отменит.
В своем выступлении художник говорил о том, что очень рад тому, что его знают и ценят в России, говорил очень светло и с чувством. Говорил о своей капелле – специальном помещении, где пришедшие могут благоговеть перед его работами как перед иконами. Говорил о том, что сам не является визионером, и его не посещают видения. Однако все, кто переживал трансперсональный опыт, могут найти визуальное его отображение в этих картинах.
Говорили также и о том, что ряд его работ могут быть проработаны в 3D – технике, и тому был пример на стереотелевизоре, один из экспонатов, выставленный в галерее.
Елена Врублевская с волнением открывала эту презентацию: самой галерее, традиционно представляющей творчество отечественных мастеров духа, творчество, вдохновленное буддистской традицией, – исполнилось десять лет.
Презентацию сопровождал эко-фуршет с вкусным чаем от Музея Чая, что на метро Красные Ворота в Боярском переулке.
Выставка работ Алекса Грея явилась частью 17-го Трансперсонального конгресса, основным организатором которого является Европейская Ассоциация Трансперсональной Психологии. На презентацию приехал Владимир Майков, они долго и оживленно разговаривали с Алексом, с его супругой.
Фото: Алёна Красникова