Интервью с одним хорошим нэлпером о том, как и что преподают на курсах по НЛП и что потом со всем этим можно сделать
Андрей Кёниг, директор о идин из тренеров Московского Центра НЛП.
НэЛПман – хороший человек!
Чему учат в Московском Центре НЛП?
Мы учим НЛП и отказываемся от того, что никак не связано с НЛП.
Мы профессиональные нэлперы. Но есть смежные области – бизнес-тренинги, например. Мы никогда не скрываем, что в основе тренинга – НЛП, что мы используем эти инструменты.
Доминирующее направление у нас – обучение НЛП: практик- и мастер-курсы. Мы в основном, занимаемся открытыми программами, корпоративные – организуем как дополнение. Прикладные курсы, бизнес-приложения – отдельная плоскость, другие требования, другая структура.
Чем отличаются бизнес-курсы от программ личностного развития?
На бизнес-курс люди приходят с конкретным вопросом и должны уйти с ответом. Курс, связанный с личностным развитием, предполагает изменения, которые должны произойти с человеком, причем первоначальный запрос вполне может измениться по ходу работы, и бывает, что люди приходят с неясным запросом.
А какие примеры?
Например, ты директор по продажам по Москве в компании, скажем, Кока-кола. И ты должен мотивировать своих сотрудников правильно вести переговоры с ритейлорами. Так, чтобы при прочих равных условиях возбудить их интерес к себе, к марке торговой, к чему угодно – лишь бы добиться того, чтобы количество точек продаж увеличивалось и выкладывали твой товар хотя бы рядом с аналогичным товаром конкурентов, а еще лучше – в приоритете. В этом случае запрос – как обустроить мою мотивацию мотивирования сотрудников.
В случае программ личностного развития могут быть запросы на улучшение отношений в семье, или с друзьями. Кто-то приходит и говорит – я не слишком контактный по жизни…
Как ни парадоксально, курс скорочтения, который я веду, также направлен на развитие личности. Происходят изменения на уровне структур визуализации, памяти, работы со своим опытом, вхождения и выхода из определенных состояний.
Получается, что клиент учится скорочтению, а получает больше?
Если тренинг сконструирован так, что результат его однонаправленный – это плохой тренинг. Учась одному, всегда научишься еще чему-то. Навыковый тренинг как правило многослойный, добиваясь развития в одном слое, ты развиваешься в смежных направлениях.
Есть у нас очень перспективный проект бизнес школы, ведет его Фрэнк Пьюселик, он около 20 лет консультирует бизнес в России.
Сергей Горин раз в год проводит у нас свой эксклюзивный тренинг по русскоязычной модели эриксоновского гипноза, и всегда это аншлаг.
А как рождаются новые программы вашего Центра?
Мы привлекаем людей, которые умеют делать что-то очень-очень хорошо, и пытаемся научить других делать так же хорошо. Программу скорочтения мы разработали путем моделирования поведения трех людей, которые умеют очень быстро читать. Программу улучшения памяти у нас ведет человек, который сам побеждал во многих соревнованиях по тренировке памяти, он подготовил эту программу вместе с нашими тренерами, применив методы НЛП. Есть программа публичных выступлений, создали ее на основе моделирования Френка Пьюселика – одного из ведущих фигур НЛП. Еще не запущена, но уже прошла стадию моделирования программа “Идеальный переговорщик” – на модели известного очень эффективного переговорщика, который всегда добивался разрешения сложных вопросов.
Еще мы создали полтора года назад лабораторию по исследованию выдающихся личностей.
Лаборатория – что это?
Группа людей, тренеров и мастеров НЛП, которые исследуют определенную личность, записывают на видео, интервьюируют, составляют модели. Мы ведем эту работу также и в форуме нашего сайта. Могут делиться своими наблюдениями те, кто далеко.
Очень понравилось описание программы Фрейдомания – разработки Татьяны Мужицкой…
Самолюбие не дает мне покоя… Дело в том, что эту программу разрабатывали мы вместе, и вместе ее ведем. Она явилась результатом моделирования нас двоих. Мы заметили, что когда работаем вдвоем с группой, то что-то странное происходит – в нашем поведении, в коммуникации с группой, между членами группы что-то есть неадекватное. И за объяснением решили обратиться к Фрейду. Программа получилась интересная, включила в себя элементы вызова, личностного развития. Мы учим читать знаки, связанные с сексуальностью в общении, пользоваться этими знаками для высвобождения собственной сексуально-творческой энергии, сексуальность и творчество – это очень близкие вещи. Этот спецкурс возник, как проекция НЛП во Фрейда.
Круто. Может, наоборот?
Нет, именно как нэлперы мы смотрели, что происходит с нами, когда мы используем инструменты НЛП. Мы исследуем формы, и эти формы наполнили фрейдистским содержанием – наиболее подходящим по своей сути. Сергею Горину Спасибо! И его книги и он сам очень нам помогли при подготовке этой программы, а она пользуется большим спросом – мы уже 2-х тренеров подготовили по этой программе.
Что такое – новый код НЛП, чем он отличается от старого?
Существует классическое видение НЛП, выраженное в практик- и мастер-курсах – это старый код НЛП, старый способ описания субъективной реальности – того, что происходит у человека в голове. По сравнению с классическим кодом, где много внимания уделяется сознательному нахождению инструментов и ресурсов, Новый Код предполагает большую степень доверия бессознательному.
Новый Код ввел Джон Гриндер, один из основателей НЛП. Он пишет, что таким образом попытался застраховать, защитить НЛП от тех ошибок, которые были сделаны в “старом коде”.
Что это за ошибки?
НЛП изучает формы, или структуру коммуникации. Содержание может меняться. Структура коммуникации, свойственная человеку гораздо более устойчива, универсальна, чем содержание. Если я сейчас пойду разговаривать с официанткой, то я перенесу с собою свою структуру общения, только лишь изменив ее содержание. Если человек принимает решение, то механизм принятия один и тот же – для самых разных ситуаций. Кушать сейчас или нет, идти в парикмахерскую или нет, давать интервью или нет – содержание разное, а структура принятия решения одна и та же. Нахождение общих структур – это основное открытие НЛП.
Второе поколение нэлперов стало наполнять различные модели содержанием – появились, например, модели, оперирующие ценностями, смыслами. Следующее поколение уже выдает эти модели за НЛП. И они входят в курс мастер и практик НЛП. Так вот, все основатели НЛП борются с этим извращенным пониманием НЛП, как изучением структур уже наполненных содержанием.
Еще в старом коде есть другие «косяки». Один из них – это убеждение, что НЛП есть что-то независимое от его пользователя, что это самостоятельное учение. Это не так. НЛП – это способ описания субъективной реальности человека, и в отрыве от носителя НЛП не существует.
Когда Джон Гриндер проводил свой семинар по Новому Коду в Москве в марте 2004 года, он призвал всех, кто присутствовал на нем, в первую очередь использовать данные им технологии на себе. И только поняв изнутри как они работают – учить этим технологиям других людей. Мы приняли этот вызов Джона. В нашей Лаборатории мы «обкатали» идеи Гриндера на собственном опыте. В результате родился «Заговор во имя совершенства» – действительно уникальный тренинг самосовершенствования. Авторы этого тренинга – Алексей Каптерев и Егор Булыгин, сами очень интересовались Новым Кодом, добились отличных результатов – процесс изменения себя еще никогда не был таким простым, быстрым и приятным одновременно. Им удалось на этой основе сделать новую уникальную программу стресс-менеджмента, на подходе еще ряд других бизнес-приложений. Поскольку ребята были искренне заинтересованы в исследовании, и работали с душой – все получилось. Еще раз подчеркну – в отрыве от личности нет НЛП.
Основная задача Нового Кода – это выстраивание гармоничного взаимодействия между сознательным и бессознательным для повышения собственной эффективности. Основной инструмент, который мы используем для обращения к ресурсам бессознательного – это высокопродуктивные, трансовые состояния сознания.Для вхождения в эти состояния используются специальные игры, сконструированные Джоном Гриндером.
Что такое эффективность, по-твоему?
Я обычно говорю о повышении эффективности. Если сегодня ты можешь сделать что-то быстрее, чем раньше – эффективность по времени повысилась. Если ты можешь сделать что-то дороже, и продать, или можешь сделать что-то чуть дешевле – уменьшить себестоимость, или сделать что-то с чуть большим удовольствием для себя, чем раньше. Или заняться сегодня чем-то новым, что тебе ближе по духу. Вот для меня всё это – шаги в сторону увеличения эффективности.
НЛП из одного из методов практической психологии, довольно скандального, – 3-4 года назад превратилось в практическую психологию эффективности. Везде, где мы к чему-то движемся целенаправленно – везде возникает вопрос эффективности этого движения. Везде – в вопросах построения коммуникации, в манипуляциях собой и другими, в вопросах управления собственными состояниями, собственными убеждениями, в личностной сфере. Так вот – в существующей сейчас психологии только НЛП по настоящему системно занимается повышением человеческой эффективности.