Академия приключений Александра Федоровского – одна из ведущих компаний, которые предоставляют движение и развитие для своих корпоративных клиентов, чьи попы, в основном, прилипли к офисным стульям
Статья про корпоративный активный тренинг>>
Интервью с Александром Федоровским,
президентом Компании «Академия Приключений».
текст: Евгений Власов
Как и когда пришла идея о продаже приключений? Что произошло 6-го августа 1999 года?
На самом деле все началось немного раньше. Однажды утром, проснувшись и в который раз задумавшись о смысле жизни, я понял, что имею наверное все что нужно: здоров и богат, и деньги, и бизнес — все есть. Но душа моя пуста, томится и мучается. Достигнув того, к чему стремится большая часть людей, я понял, что это не то.
У меня есть друг, зовут его Олег, мы ходим в горы в одной связке уже несколько лет. И там, вися на кончиках пальцев, почему-то понимаешь, как устроена жизнь на самом деле. Понимаешь о жизни то, чего не пишут о ней в журналах.
Вы говорите о некоем невербальном понимании, о каких-то импульсах, которые могут быть приняты без описания, без высказывания. Я не висел на кончиках пальцев, я не знаю, что это такое. Очень многие тоже не знают.
Там приходишь к пониманию себя. Не того, что в нас «напихали» родители, школа и социум, а себя самого изнутри. Себя, требующего понимания, уважения, развития. И тогда мельком пронеслась мысль — как сделать так, чтобы не надо было ходить за этим в горы, как получить такой же эффект на земле.
Спустившись с гор, мы с Олегом решили попробовать это сделать. Мы, ничего не знали о веревочном курсе, о тимбилдинге, о компаниях, которые этим занимаются. Нам просто очень хотелось сделать мир лучше. Мы обзвонили всех друзей, и в ту знаменательную дату нам удалось заманить на берег Волги человек двадцать. Предварительно, за несколько дней, мы с Олегом приехали туда, и приготовили различные сюрпризы для гостей. Ориентирование, лазание, препятствия, акваланги, веревки, парусный катамаран. Все это происходило в некотором порыве отчаяния: «ну, сколько можно пить водку, давайте сделаем что-то интересное». Интересное произошло. По окончании собравшиеся спросили: «А когда будет следующий раз?» В тот момент я понял, что теперь буду делать именно это.
Есть ли открытые программы, или все — корпоративные?
Есть открытые. Это, например, рекламные тренинги, куда мы приглашаем тех желающих, кто может оказать нам какую-либо поддержку или стать нашим клиентом. И есть сборные программы. Скоро у нас на сайте появится конструктор, где любой желающий сможет сам сочинить программу из элементов, собрать желающих, а мы этот тренинг проведем.
То есть будет конструктор тренинга в электронном виде, а потом вы воплотите это в реальности?
Да, и команда, которая соберется в интернете, впервые увидит друг друга уже у нас. В лесу, в горах, или в любом другом месте.
Какие задачи ставятся корпоративными заказчиками?
Широкий спектр. Сплочение коллектива. Распределение ролей в команде. Выявление лидерских и других качеств. Корпоративный отдых. Позитивное настроение. Да, много всего. К нам же приезжают самые разные люди. И у всех свои задачи. Но все вертится вокруг командной работы.
Заказчик спрашивает, что я получу, что станет с моим персоналом? Как вы отвечаете?
Смотря, что нужно. Если спрашивают о финансовой отдаче — мы гарантируем уменьшение текучки и увольнений, снижение затрат на обучение новых сотрудников. Сплочение тут же сказывается на эффективности. Кроме того, у нас есть тренинги, позволяющие оценить способности человека, в результате можно организовать команду под задачу, не в слепую, а пользуясь данными оценки.
А кто эти данные собирает?
И наши инструкторы проводят мониторинг, и самооценка участников, и оценка всеми участниками друг друга. На основании этих данных, можно построить командный профиль участника по разным критериям (например: лидер, эксперт, оппонент, генератор идей). Имея набор таких картинок, вы можете заранее знать, что можно требовать от человека, где ему комфортно, что стоит поручить ему, а что лучше поручить другому. Все наши программы были созданы не психологами, а альпинистами.
Если это не психология, то что же?
Мы боимся психологов, как огня, они способны разрушить любую команду. Может, мне не встречались хорошие психологи, но те, которые встречались — слишком запутались в психологии. За объектами и моделями поведения людей, они уже не видят Человека. Не чувствуют ситуацию. Самым мудрым психологом в моей жизни была бабушка. Многие вещи, о которых она мне рассказывала, теперь можно прочитать в учебнике по психологии, хотя она и слова то такого не знала.
Я не против психологии, просто всего должно быть в меру.
Вы руководствуетесь своим опытом и здравым смыслом, выбирая параметры оценки?
Сам я технарь по образованию, с матаппаратом все нормально.
Огромный опыт, самые разные команды — от спецназовцев, до артистов Большого Театра, или верхушки банка. В силу научного прошлого мне хотелось структурировать, обобщить все, найти закономерности. Так что критерии оценки возникли из наблюдения реальных команд.
Если заказывает мероприятие менеджер по персоналу, то предполагаемые участники могут оказывать сопротивление, нежелание, как это преодолеваете?
Да, это происходит постоянно. Нередко, в начале программы, в ответ на приветствие нашего ведущего можно услышать: «Да пошел ты …»
Как правило, треть участников приезжают с плохим настроением, с желанием отоспаться в автобусе — еще бы — привезли скопом, в субботу, заставляют что-то делать. Программа выстроена так, чтобы задействовать всех участников эмоционально — чтобы никто в автобусе не остался.
То есть группа приезжает очень неоднородной?
Да, но у нас есть целая «кухня», как вовлечь в процесс человека с плохим настроением. Надо войти к нему в интимную зону, поднять его пульс, синхронизировать его дыхание с дыханием группы, через левую моторику запустить правое полушарие, я могу целую книгу об этом написать.
Почему коллективы сами не могут организовать свой досуг?
Существует очень много подводных камней, не зная которых можно сделать только хуже. Поссорить людей: те, кто посильней начнут давить, те, кто послабей — отсидятся. У нас акцент — на успех каждого, в конце мероприятия каждый чувствует себя успешным.
Часто самостийное корпоративное мероприятие превращается в пьянку. А вы применяете спиртные напитки?
Поначалу мы с этим боролись, но поняли, что это неизбежно — надо взять и организовать. Мы встречаем гостей в лесу рюмкой коньяка и бутербродом с красной икрой. Этим занимается наше подразделение кейтеринга. Меню свое разработали — шашлыки, салаты, закуски. Упражнения, игры на свежем воздухе пробуждают здоровый волчий аппетит. Мы не делаем фешенебельные банкеты, все приспособлено именно для лесных условий, все продумано для этого, и даже с поправкой на погоду.
Во время тренинга мы рекомендуем воздерживаться от крепких напитков, говорим: «Ребята, вот вечером будет банкет, тогда, если захотите — пожалуйста».
Как называются сложившиеся корпоративные программы? Я читал о «Лесном курсе».
Да, у этой программы есть еще одно название — «Зеркало возможностей». Это секретное название, о котором участники узнают после проведения тренинга.
Есть программа «Воплощение мечты», «Ролики», «Ромашка», «Эстафета» и еще много других.
Ваши сотрудники говорили мне, что программы «Академии Приключений» — это не спорт, и не психологический тренинг. Что является основой для организации ваших программ?
Основой служит игра. Есть правила, есть цель игры, есть сценарий. Игра не требует никакой специальной подготовки ни физической, ни психологической.
Расскажите об одном из элементов игры.
Вот, например — «лесной лифт». Команда затягивает вас на высоту 20 метров, вы беретесь руками за планку, загадываете желание и… отпускаете руки. 15 метров свободного падения и плавная остановка. Стопроцентная безопасность. Специальное альпинистское устройство. И качественные высокие елки. Конечно, у нас есть специалисты, которые обслуживают это оборудование. Но главное — загаданные желания сбываются в первые полгода.
Что отличает сложившуюся команду от коллектива?
Прежде всего, сплочение — все четко действуют на одну цель. В коллективе могут быть интриги, распри, конкуренция. В команде более осознанно распределение ролей — этот идеи генерит, другой обсасывает эти идеи, этот собирает информацию, другой от врагов отстреливается. Как в футболе, есть структура, которая должна работать. Грамотно работающая команда неконкурентна изнутри, как семья, как друзья.
Какие игры сплачивают команду?
Такие, где в одиночку выполнить задачу нельзя. Попробуйте забить гол в одиночку?! А мы еще и усугубляем задачу: на время выполнения какого-нибудь упражнения запрещаем участникам говорить. Знаки и внимание — единственное средство коммуникации. Это тоже сплачивает — понимание без слов.
Ваши программы пробуждают инстинкты? Какие? Что это дает?
То, что в нас живет, но в обыденной жизни проявляется слабо. Хватать, бежать, побеждать, даже — и агрессию проявлять. Наблюдать, действовать, ждать, уступать, хитрить, охотиться и т. д. Большая часть людей спит. Утром — на работу, сидеть за компьютером, на телефоне, вечером — диван, футбол, пиво, сон с любимой или нелюбимой женой. На следующий день — повтор. Несколько месяцев такой жизни делают человека роботом. Все, что остается невостребованным — засыпает. После игры восприятие меняется — все другое. Новые краски. То, что не замечали — расцветает, на то, что тревожило и угнетало — смотрите спокойно и конструктивно.
Во время игры, проводники выявляют некий предельный уровень команды и стараются поставить задачу так, чтобы немного этот уровень приподнять. Когда команда несколько раз за день совершает переход предельного уровня — участники привыкают к чувству победы, чувству достижения.
На какой период времени хватает приключения?
Это зависит от корпоративной культуры, от того, насколько это дело пропагандируется внутри компании. Сейчас часто начальники игнорируют участие, не приезжают вместе с подчиненными. В понедельник после леса все сотрудники возбуждены, заведенные все, полны энергией, восторженные. А начальник просто не может воспринять эти изменения, и давит, прессует. Тогда — эффект две недели. А если начальник поддерживает — тогда эффект может быть несколько месяцев, и больше.
Организация прыжков с парашютом, это новое направление? Меня можно скинуть с самолета, или с вертолета только насильно. Случалось ли организовывать корпоративные выбросы?
Случалось, но только добровольные команды. Для корпоративных мероприятий эти способы не подходят. Вносить в корпоративную культуру экстрим недопустимо.
А есть в вашем предложении охота?
Я не приветствую убиение животных.
Вы только что приехали с Селигера, расскажите подробнее.
Там было настоящее мотоциклетное безумие. Для клиентов компании «Автодом», владельцев мотоциклов BMW — мы устраивали мотопробег вокруг Селигера. Интуиция — производная внимания, и этот мотопробег — тренинг интуиции. Ты мчишься по незнакомому маршруту и не знаешь, что за поворотом. Но через некоторое время восприятие настолько обостряется, что ты уже начинаешь предугадывать ситуацию. Эти способности проявляются здесь, и потом помогают уже не только на трассе, а в повседневной жизни, в бизнесе. Ты можешь видеть за углом — буквально угадывать шаги конкурентов, опережать.
Вы говорили, что психологов боитесь, как огня, объясните, в чем тут дело.
Психологи все стараются объяснить: вот так человек себя ведет — вот причина, почему так. Образование препятствует интуитивному взаимодействию с группой, с каждым участником. В качестве инструкторов, а мы применяем другое слово — проводников — психологи у нас редкое исключение.
Наши тренинги — это эмоции, движение, энергия, все в целом — особая атмосфера. Любой рациональный подход и анализ неминуемо разрушает эту атмосферу.
Пятнадцать наших сотрудников недавно прошли обучение по ассессменту. Здесь мы используем соционические подходы, это тоже — не вполне академическая психология.
Вы пропагандируете комплексный подход к командной работе. В чем суть?
Мы подходим к командообразованию с четырех сторон. Первое — это определение психотипов участников команды. Это позволяет выделит тех, для которых определенные задачи — в радость, они им свойственны. Второе — грамотное распределение ролей. Члены команды должны знать и свои роли, и роли других, и не требовать невозможного. Третье — командность можно «накачивать» так же, как и мышцы в зале для культуристов. Четвертое — это влияние на корпоративную культуру. Если команда сплочена и ее дух вступает в конфликт с корпоративной культурой — то команда может покинуть фирму вся, целиком — поэтому нужна обратная связь с тем, кто отвечает за корпоративную культуру в компании, чтобы учитывать те изменения, которые происходят в команде.
Скажите, те, кто любит лес, походы, байдарки и подобные занятия — это ваши потенциальные сотрудники?
Нет, это туристы. Мы не привлекаем таких людей — в силу их особого стремления к безответственности. Не все, конечно, но большинство. Для наших проводников — ответственность за безопасность группы — прежде всего.
Вы чувствуете конкуренцию в своем секторе?
Нет, пожалуй, конкуренцию мы не чувствуем. Есть компании, которые копируют нас, но ущерб от этого не в том, что к ним идут клиенты, а в том, что они зачастую дискредитируют направление, которым мы занимаемся. Но есть и достойные компании. Опять же, конкуренции нет — каждый в своей нише.
Ищите ли вы новые места для организации программ?
Ищем. Сейчас у нас работает 4 стационарные базы, а за выходные бывает 8–10 заказов, места уже не хватает. Мы собираемся построить в Подмосковье центр корпоративной культуры и отдыха. Так, что если у читателей вашего журнала есть на примете достойное местечко — звоните.
Еще, есть у нас подразделение, организующее корпоративные приключения по всему миру. Строим гостиницу в Приэльбрусье. Проектов много. Планы еще больше.