Спорная статья по поводу кто заказчик образования на 2005 год имела смысл – но сейчас очевидно, что заказчики образования уже не составляют систему, следовательно и образования как системы пока не будет. Наши макроуправленцы считают – слишком много образованных людей, слишком много институтов, но низкое качество специалистов. Вот такая психология
Образцы и формы,
по которым штампуетсЯ новое поколение
Андрей Веселовский
Большинство родителей хотят дать ребенку «хорошее образование», очевидно, предполагая, что это сделает их детей более счастливыми и успешными, поможет им в будущей жизни. Но прежде чем воплощать эти планы в жизнь, хорошо бы понять, чему их, собственно, будут учить? И для чего? Кто на сегодняшний день заказывает ту образовательную музыку, под которую с увлечением или со скукой танцует современная молодежь?
Система образования всегда в той или иной степени строилась по незатейливому образцу всем известного анекдота: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. То есть, кто оплачивает счета, тот и заказывает «профиль» выпускников, сходящих с образовательного конвейера.
В течение последних столетий подобным заказчиком выступало государство. Именно оно, по большей части, финансировало образование — при этом не из благотворительных побуждений, а для того, чтобы обеспечить собственную жизнедеятельность. Так что на каждом историческом этапе государственная машина штамповала тех специалистов, которые были нужны стране в данный момент.
Изначально образование являлось привилегией светской и религиозной аристократии, и, с современной точки зрения, было весьма условным. Если в монастырях изучали теологию, читали и переписывали летописи, а иногда даже знакомились с трудами античных философов, то для дворян все сводилось к изучению светского этикета, военного дела и освоению навыков красноречия. Пока большего не требовалось, это всех устраивало.
Но со временем государственные потребности изменились и возникла нужда в практических специалистах, в первую очередь военных, разбирающихся в баллистике, навигации, оборонительных сооружениях. Первым в России озаботился организацией более-менее структурированной системы образования Петр Первый. Ему, чтобы создать дееспособную армию, флот и необходимую для их вооружения военную промышленность, нужны были тысячи просвещенных подданных. Аристократов для таких целей явно не хватало, да они и не всегда оказывались к этому делу пригодны. Поэтому система образования была реформирована так, что оно стало доступным более широким слоям населения, и на высшие этажи общества впервые в массовом порядке стали попадать образованные люди, не имеющие дворянского звания. В те годы государственные мужи были еще далеки от понимания целесообразности введения всеобщего образования, но необходимость наличия в стране значитель-ного количества образованных людей была очевидна
уже тогда.
Идеей всеобщего образования охотно воспользовались большевики. Они извлекали из нее двойную выгоду: использовали образование не только по прямому назначению — для снабжения государства подготовленными кадрами, но и в идеологических целях. Они превратили образование в идеологическую машину, во всесоюзную кузницу строителей коммунизма, формируя в образовательных учреждениях новый тип человека — Homo Soveticus. Затея оказалась удачной: советские люди существенно отличаются от их современников, выросших в западных странах. Причем это касается не только искренних сторонников социализма, но и тех, кто был его тайным противником или даже открытым врагом.
Государство и поныне остается основным заказчиком системы образования: чтобы успешно работали заводы,транспорт, рыночная инфраструктура, ему по-прежнему жизненно необходимы квалифицированные специалисты. Каждый год с конвейеров московских школ сходит около 100 тысяч выпускников, которые рассортировываются для «более тонкой обработки» по столичным вузам, колледжам и ПТУ.
Но все-таки строгая государственная монополия на заказ образованных людей осталась в прошлом — у государства появились серьезные конкуренты. Потребителем «окультуренных» кадров стал еще и частный бизнес. Он охотно скупает изготовленных на государственные деньги молодых специалистов, которых потом «доводит до рабочего состояния» уже внутри своих корпоративных программ обучения и тренингов.
Кроме того, серьезным заказчиком образовательных услуг у нас в стране стало выступать и само население. Для одних образование — это способ приобщения детей к собственному стилю жизни и введение их в круг своей социальной группы (образованных, интеллигентных людей). Для других образование выступает в качестве средства проникновения в более обеспеченные, элитные слои общества. Для некоторых представителей финансовых элит образование — это способ закрепления за своими детьми высокого социального положения, которое их родители получили благодаря заработанному капиталу.
Интересно, что многие выпускники вузов не могут найти себе работу по специальности, в то время как государство и бизнес жалуются на нехватку кадров. Наверное, именно по этой причине на образовательном рынке появился новый тип услуг — краткосрочное образование: тренинги личностного роста, тренинги развития интеллектуальных и коммуникативных способностей, имитационные игры, курсы интенсивного обучения. Эти услуги ориентированы на быструю подгонку «неправильно изготовленных» или «недоделанных» специалистов под текущие нужды коммерческих фирм. Таким образом, бывшие инженеры, врачи и гуманитарии превращаются в менеджеров по продажам (sales reps), работников отдела кадров (HR: human resources managers), страховых и рекламных агентов или воспитывают в себе качества лидера, необходимые для того, чтобы получить позицию менеджера в коммерческой компании.
Таким образом, заказчиком на образование выступают государство, бизнес и родители. Естественно, что возникает вопрос: а может ли молодой человек сам стать заказчиком на свое будущее? И на первый взгляд, ответ на него очевиден: конечно, может. Но только тогда он окажется похожим на знаменитого «неуловимого ковбоя Джо», который неуловим не потому, что он такой свободный и его трудно поймать, а потому, что он, в общем-то, никому не нужен. Поэтому молодые люди по большей части вынуждены воспринимать свободу как вынужденную необходимость: у тебя, конечно, есть свобода выбора, но ты все-таки должен поступить именно в этот вуз и изучать там то, что тебе скажут, иначе пополнишь собой ряды унылых неудачников.
Однако стоит отметить, что в умах современной молодежи уже наметились серьезные сдвиги в сторону большей самостоятельности и независимости: социологи утверждают, что более 60 % московских старшеклассников мечтают иметь свой собственный бизнес. Конечно, значительная часть этих юных предпринимателей плохо себе представляют, что такое бизнес и что означает владение собственным бизнесом, но, тем не менее, эти 60 % являются очень серьезным индикатором развития либерализма в России.
Полтора года назад автор этих строк оказался свидетелем очень показательного разговора между проректором одного из московских вузов и двух студентов-первокурсников. Как это часто бывает, студенты пришли с просьбой допустить их к сдаче экзаменов, от которых они были отстранены по причине систематических прогулов. Необычным было то, что помехой в учебе для них выступала не лень и склонность к разгульной студенческой жизни, а работа. Эти студенты были с головой погружены в «раскручивание» собственного бизнеса: они создавали интерактивную компьютерную игру. Интересно, что на Западе над подобными проектами работают команды продвинутых и квалифицированных специалистов, в распоряжении которых имеются многомиллионные бюджеты. И еще большим сюрпризом для нас оказалось то, что эта игра была все-таки запущена: сейчас в ней на постоянной основе участвует около 50 тысяч человек и их количество растет с каждым днем. Очевидно, что эти ребята воспринимают обучение в вузе как не самую нужную и не очень почетную обязанность, но также очевидно и то, что они при этом постоянно занимаются самообразованием, осваивая все большие тонкости IT бизнеса, высоких технологий, а заодно и таких скучных предметов, как бухгалтерия и налогообложение.
Другим основанием для молодежного бунта против традиционных заказчиков на образование является стремление некоторых представителей подрастающего поколения «найти свое предназначение»: их розовые мечты никак не могут обрести конкретную форму, а предлагаемый им выбор вузов и профессий не находит в их душах какого-либо отклика. В этом случае родители начинают жалеть о том, что воспитывали детей слишком демократично и не приучили их в свое время безоговорочно выполнять все свои требования. Очевидно, что накануне вступительных экзаменов уже поздно копаться в своей душе и искать там ответы на то, чего же все-таки она желает.
Одной из причин экзистенциальных кризисов, возникающих у некоторых представителей молодого поколения на момент поступления в высшее учебное заведение, является как раз система российского школьного образования. Как это ни парадоксально, но российское образование, по сути, является достаточно аристократичным: даже в советское время большинство героев книг, изучаемых в рамках школьной программы, были дворянами или принадлежали к образованной элите общества. Многие из этих героев были озабочены поиском смысла жизни, предназначения человека и прочими возвышенными материями. В российской литературе «человек — это звучит гордо», человек — это не винтик в государственной машине или клерк в коммерческом офисе.
В русском слове «образование», в отличие, например, от английского «education»*, содержится указание на изначальное значение этого понятия: образование — это формирование человека по какому-то образу, образцу. Далеко не все помнят цитату из Ветхого Завета: «…и создал Бог человека по образу и подобию своему», но очевидно, что понятие «образование» базируется на данной цитате и явилось в русский язык из той же культурной традиции. В той картине мира, где есть место идее Бога, есть место и особому отношению к человеку, поэтому в иудейской, христианской или в мусульманской традиции от образовывающегося человека требовали смирения, но в тоже время ставили перед ним достаточно высокую планку. В Новое время картина мира и идеалы людей претерпели существенные изменения: требование помнить о том, что ты создан по образу и подобию Бога, уходит на второй план, а люди начинают стремиться быть гениями и героями, знаменитостями, что, естественно, меняет отношение к понятию и практике образования.
После того, как в СССР императив «быть строителем коммунизма» потерял свою прежнюю силу, советские люди приняли установку «быть личностью»: творческой личностью, всесторонне развитой личностью, свободной личностью и так далее.
Сложно однозначно сказать, кем стремятся быть современные жители России: скорее всего, это зависит от социальной группы, к которой они принадлежат. Молодежь, ориентированная на средний класс, чаще всего заявляет о том, что желает стать лидерами, добиваться успеха, делать карьеру, реже — реализовать себя и свой потенциал. Более продвинутые в финансовом и культурном смысле представители подрастающего поколения приписывают себя к категории «яппи». По мере усиления государственной идеологии появляются люди, стремящиеся быть патриотами и «жителями своей страны». В общем, каждому — по вере его.
Несколько типов социальных групп, являющихся постоянными заказчиками образования
Значительная часть молодых людей, поступающих в вузы, вовсе не мечтает погрузиться с головой в соответствующую сферу знаний и не испытывает особой любви к своей будущей профессии. Они поступают в высшие учебные заведения, подчиняясь негласному требованию своей социальной среды и настойчивым пожеланиям родителей. Другие, наоборот, делают это ради того, чтобы вырваться из своего социального окружения и попасть в более привилегированные слои общества. В данной статье мы выделили несколько типов социальных групп, имеющих различную мотивацию на получение высшего образования.
Интеллигенция. В России существует круг семей, для которых образованность является непременным атрибутом их социальной принадлежности. Для них предоставление детям хорошего образования является своеобразным социальным императивом. Образование — это социальная и культурная программа, заложенная в них самих еще в детстве, что-то наподобие генетического кода, и, в какой-то мере, интеллигентные люди от него уже не свободны. Поэтому даже ленивых и не желающих или не способных учиться отпрысков силой гонят в вузы и университеты, нанимают для них репетиторов, заставляя по ночам делать домашние задания, устраивая семейные сцены и грозя родительским проклятьем. Похоже, что интеллигенция будет требовать от своих детей получения высшего образования даже в том случае, если оно не дает им никаких гарантий в дальнейшей социализации и трудоустройстве.
Пассионарии. Для других семей образование выступает в качестве своеобразного социального лифта, который может доставить их на верхние этажи социальной иерархии общества. Для них не важно, каких кадров не хватает бизнесу или государству: они не хотят заполнять собой список горящих вакансий, и не желают того, чтобы их дети превращались в рабочих лошадок большого бизнеса или в работников низкооплачиваемой бюджетной сферы. Представители этой социальной группы стараются попасть в престижные вузы и получить высокооплачиваемую профессию, даже если на эти места уже имеется высокий конкурс. Чем более элитарен вуз, тем большее количество пассионариев хотят в него попасть. Чем более редка, высокооплачиваема и престижна профессия, тем большее количество амбициозных людей на нее будет претендовать.
Недовзрослевшие. В некоторых случаях вузы выступают чем-то наподобие детского сада для половозрелых, но все еще инфантильных молодых людей. Родители стремятся «затолкать» их в институт для того, чтобы они не слонялись без дела, не попали в армию, чтобы наконец-то повзрослели и взялись за ум. Они «осчастливливают» своим появлением те высшие учебные заведения, в которые легче поступить, и опять же не очень заботятся о том, есть ли на получаемые в этих вузах профессии спрос со стороны государства или бизнеса.
Профессионалы. Существуют молодые люди, жаждущие приобрести какую-то конкретную профессию. Они могут принадлежать к любой социальной группе. Совершенно не важно, по какой причине у них появилась такая мечта – главное то, что они будут стремиться поступить в соответствующий вуз вне зависимости от того, трудно им будет в него попасть или нет. Для них образование — это путь к мечте, к любимой профессии, а обучение в вузе — неизбежный этап на этом пути.
«Нечетко отштампованное» сознание и «грубо настроенные» способности
В советское время сознание молодых специалистов обрабатывали качественно и добротно, а необходимые знания вбивались в их головы старыми, хорошо проверенными способами. Тем не менее, настройщики советской системы образования не задумывались о формировании особых интеллектуальных способностей, очевидно, предполагая, что все эти навыки как бы сами собой приложатся. И действительно, определенный (и достаточно неплохой) набор интеллектуальных способностей у выпускников советских вузов формировался.
В настоящее время очень много бывших советских граждан преподает математику, физику, химию, биологию и другие предметы в европейских и американских университетах. В их среде даже ходит такой анекдот: «Что такое американский университет? — Это место, где российские профессора обучают китайских студентов». Выявлять причины обилия китайских студентов в американских университетах мы в данной статье не станем, но попробуем рассмотреть особые способности российских профессоров.
По мнению наших сограждан, работающих и преподающих в западных странах, людей, получивших образование в советских вузах, отличает хорошая структурированность сознания. Наши специалисты четко понимают соотношение целого и его частей, основного и второстепенного, улавливают возможности сопоставимости или несопоставимости различных явлений, цифр и событий — грубо говоря, у них сформированы навыки формального мышления. Именно благодаря этим навыкам российские специалисты имеют возможность адаптироваться к чужеродной им научной и профессиональной среде, которая далеко не всегда организована понятно и логично.
В настоящее время ситуация в российских вузах существенно изменилась. Они еще не в полной мере усвоили демократичность и динамичность западного образования, но уже во многом утратили академичность старой советской школы. В наборе преподаваемых дисциплин, спецкурсов и практикумов уже нет былой системности, вместо нее присутствует широкий «демократический выбор» и общая эклектичность. Поэтому и получаемые в вузах знания «впечатываются» в сознание современных студентов не очень прочно и не оставляют в нем отчетливого и глубокого следа. Интересно было бы понять, какие способности формируются у выпускников сегодняшних вузов. Очевидно, что с развитием формального мышления в наши дни все обстоит не так хорошо, как было прежде, но зато больше внимания уделяется развитию других интеллектуальных и коммуникативных способностей. В последнее время молодые люди стали активно развивать навыки презентаций, публичных выступлений, проведения переговоров. Появились курсы, обучающие лидерству и умению делегировать ответственность, нацеленные на развитие харизмы и способности убеждать людей.
Предполагается, что социокультурная ситуация в мире существенно изменилась: формальное мышление само по себе воспринимается как что-то избыточное и бесполезное.
В настоящее время востребованы более прикладные интеллектуальные способности: умение выделять что-то важное и полезное в потоке неструктурированной информации; способность быстро восстанавливать ситуацию в коллективе, в компании, в научном сообществе, на финансовых рынках. Некоторые даже говорят, что особые интеллектуальные способности сейчас вообще не очень важны: важно быть не глупее других, иметь волю и кураж, обладать хорошими коммуникативными способностями и умением «продавать» себя и свои идеи.
Таким образом, современные знания не претендуют на долголетие и незыблемость, а интеллектуальные способности формируются в ходе ориентации на решение текущих задач и не требуют ни излишней дисциплины ума, ни многолетней тренировки. Возможно, следующему поколению снова потребуется не только лабильность и гибкость сознания, не только быстрота ума, но и его глубина. Но если современный молодой человек о чем-то всерьез и надолго задумается, то он рискует основательно отстать от своих бывших одноклассников.
Резюмируя, можно сказать, что образцы и формы, по которым «штампуется» современное поколение, сами изготовлены на скорую руку. Поэтому нужно быть готовым к тому, что ни школа, ни вуз вас или ваших детей в полном объеме к жизни не подготовят. Всем придется постоянно заниматься самообразованием, саморазвитием и адаптацией к быстро меняющейся социальной ситуации. Сегодня вузовское образование — это не единственный и, возможно, не самый важный источник получения профессиональных навыков и не единственное средство социализации.
Но образование, бесспорно, все еще остается своеобразным социальным лифтом на высшие этажи общества, особенно для тех, кто не попал в круг социальных элит по факту своего рождения.