Что делает переживание какого-либо сильного чувства человеком? Оно делает его нечувствительным к другим чувствам. Гештальт гештальтом, но одновременно мы всегда переживаем гамму чувств и эмоций, которую не распознать на фоне, например, заливающего “безудержного” веселья.
Некоторые процессы в гештальт-группах происходят на подъеме настроения. Я помню, как в терапевтической группе и на шаттлах получал удовольствие от присутствия в принимающей, доброжелательной и не-травмирующей атмосфере. Мне это было нужно, лет 10-12 назад. Наверно, тогда что-то изменилось и тогда я был более энергичным и сильным.
Сейчас похожий период, мой терапевт говорит мне: «волнуюсь за тебя, как ты распорядишься ею, этой избыточной энергией»
Я помню, как возникало веселье на лекциях, которые вели достаточно унылые педагоги. Унылый материал, хочется поднять настроение, и веселиться. И как эффект от аффекта – знания не усваиваются.
Возбуждение и веселье серьезным образом затрудняет осознавание. Как в прошлом химик, я вижу метафору катализатора, помогающего преодолеть препятствие – скучное занятие, овладение сложной информацией. Это в химии движения энергии и холм при взаимодействии молекул легко срезается катализатором. Без него реакция идет труднее, медленнее и греть приходится сильнее, и выход хуже.
«Согласно Перлзу (1976), опыт, с которым мы сталкиваемся здесь и сейчас, является отправной точкой нашего восприятия, которое лежит в основе нашего осознания. Ощущение внутренних и внешних условий может привести к осознанию, которое создает энергию для принятия мер для достижения удовлетворения потребностей и помогает завершить цикл контакта, ассимилировать опыт»*. По-моему, осознавание и есть процесс от восприятия до усвоения, ассимиляции опыта.
Иллюстрация из работы Sinan Kebapci и Hakan Erkal** для бизнес-школы bbs «Resistance to Change. A Construcive Approach for Managing Resistant Behaviors мною взята намеренно, поскольку читателю могут быть не понятны термины гештальт-терапии, а эйчаровские термины предпринимателям, менеджерам и акционерам – понятны.
Как смех и безудержное веселье препятствует осознаванию
Какие прерывания цикла контакта соответствуют какому смеху?
Смех бывает разный – как говорила одна моя коллега, безудержное веселье – когда на волне путешествия, да еще с алкоголем, да еще с подходящим партнером – невозможное становится лёгким и доступным.
А потом – пустота. Omne animal post coitum triste est. = После соития любая тварь печальна. Собственно говоря, гештальт терапия служит одним из способов из состояния Печальной твари или Дрожащей твари Creatura Tremens вырасти до Homo Conscientiam – человека осознающего, и даже осознанного.
В этом случае, когда хохот заливает всю эмоциональную сцену психики, человек в аффекте, можно говорить о десенситизации, как способе не-чувствовать реальность вообще.
Заражение смехом, когда как будто смешинку проглотил, – и вся компания безудержно ржёт, до слёз и до икоты, может свидетельствовать о слиянии, как способе организации контакта.
Сатира, которая вызывает смех, задействует такие способы контакта как интроекция и проекция. Слушая сатирика, человек примеряет на себя ситуации и содержание выступления или узнает что-то новое о своих близких, партнерах и коллегах Самоирония задействует механизм контакта – ретрофлексия.
Смех бывает сдержанным, хихиканьем, гигиканьем – как в сериале Бивис и Баттхед. Такой смех в этом сериале как бы позволяет удерживать возбуждение мульт-героям и направлять его на обсуждение музыки.
И в этом случае, способ контакта – дефлексия, как мне кажется. Даже годные клипы ими обсуждаются отстраненно, на мой взгляд. Это позиция критика, который, в отличие от музыканта, аранжировщика, не споёт кавер, не приложит усилия ассимилировать музыкальный материал.
Смех бывает актерским, картинным. А-ха-ха-ха. «Так подобает в этом случае», но получается дьявольски-неискренне. И в этом случае можно говорить об эготизме, когда все уже ясно, но контакт завершать не получается. Есть чувство превосходства – «я выше этого и ассимилировать это мне не нужно».
На самом деле механизмы организации контакта в веселье и в смехе могут быть самыми разными.
Уровень возбуждения и осознавание
Осознавание требует определенного уровня возбуждения, настроения, и происходит при его оптимальном уровне лучше, а при слабости душевной или при ее полярности, – безудержном веселье, – может не происходить вовсе. Не только осознавание, – сама ткань события может быть искажена в памяти, а то и вовсе – утеряна.
Так же и в гештальт-терапевтической группе с опытами с неньютоновской жидкостью и ферромагнитной жидкостью в магнитном поле силой в 1 теслу. Само представление и взаимодействие с новыми по ощущениям средами, которое можно почувствовать пальцами возбуждает настолько, что приходится обращать внимание на то, чтобы удержать участника от «проскакивания» через уникальный телесный опыт.
Но, что могу отметить, при низком уровне возбуждения также не происходит осознавания – так, обычная жвачка мыслей. Прокрастинация, сериалы, плед и поход в холодильник.
Веселье и фан, кайф от общения всегда можно уменьшить. А вот скучную среду, в которой маловато жизни, а я был и в таких гештальтистских группах, да и не только в гештальтистских, а в обычных рабочих группах, невозможно раскачать, – и ведущие просто сидят. И все сидят. И ничего не происходит. И есть неопределенность, а что дальше, и это хорошо. Осознавание начинается при слабом уровне возбуждения, и может достигать результата после прохождения человеком оптимума – горба на кривой цикла контакта.
Для тренеров учебной гештальтистской группы – время отдохнуть. Для учащихся – побыть с этой неопределенностью, и кто-то, со временем, обязательно вытянет группу из неопределенности. Такой он, закон жизни.
Для компании в бизнесе в таком состоянии прозябания и низкого уровня возбуждения – да ей просто грозят убытки и банкротство. Поэтому эйчары когда-то создали культуру усиления возбуждения, мотивации-стимуляции, праздников, лозунгов, «должен радоваться», и все такое. Конечно, не они это начинали.
Люди бывают разные по темпу субъективного времени, по особенностям темперамента и настроения, и по способности быть осознанными
Для разных процессов жизни, да и для разных людей, этот уровень возбуждения, оптимальный для осознавания будет свой, собственный.
Точно так же и со скоростью процессов, для каждого человека и каждого процесса есть свой оптимальный темп. Процессом я называю любое занятие.
«Жизнь закрутилась, все происходит так быстро, так кайфно, он так классно ведет авто, – кажущееся быстрым движение без пробок по Москве при 9-ти баллах, – и на тебе, результат – пойду делать анализы, презерватив, простите, порвался».
Вот эти психические координаты – уровень возбуждения (энергия психики) и темп субъективного времени связаны. Причем для каждого человека они связаны уникальным образом, и для каждого процесса – это сочетание уникально для осознавания, и, следовательно, для осознанности и выбора.
Поскольку все считают городской темп жизни – быстрым и информационный поток – чрезмерным, чаще необходимо замедляться, а не ускоряться, чтобы что-то почувствовать, или понять, и затем выбрать, а что, собственно, дальше?
Пример. Часто люди едят и не чувствуют вкус пищи. Потому что нет времени, всё в спешке, или потому что пища не вкусная. Обед – это тоже процесс, так ведь. И, как отвечал мне в интервью русский писатель В.Г. Сорокин, очень любящий вкусно и с удовольствием есть пищу, автор романов «Пир» и «Норма»: «Насколько я помню, в психологии Норма — это состояние человека, адекватное реальности. Мысли заняты только реальной ситуацией, «здесь и сейчас». Считается, что это и есть нормальный человек. Это тоже ничего не проясняет. Человек может целиком думать о тарелке супа, которую он ест. И может быть полным дебилом при этом».
Будьте внимательны при выборе терапевта, психолога, ваш интеллект должен примерно соответствовать его интеллекту, диапазону возбуждения, диапазону приемлемых темпов диалога.
Люди, я любил вас, будьте бдительны! ***
Не хочется завершать спонтанно рожденный ночью текст так грустно, но люди, будьте бдительны, – если кто-то пытается вас «ускорить» – вас поимеют, скорее всего, и вам потом будет плохо. Может стать плохо прямо сразу, а не потом. Если кто-то вас «накачивает энергией» и возбуждает чрезмерно – вы попадёте впросак, в лучшем случае. А в худшем – не сможете сделать правильный выбор, будет ошибка, наломаете дров.
А если кто-то вас смешит и побуждает смеяться, – это происходит всего лишь отыгрывание, дающее облегчение. В английском это Relief – точно так же, как называются свечи от геморроя. Проблемы смехом не решить. Но без смеха – вообще не выжить!
Впрочем, можно получать удовольствие от того, что вас поимели и от того, что вы идиот, то есть человек, не делающий выбора, или человек, в высокой степени не адекватный насущной жизненной ситуации.
Старайтесь сохранять свой оптимальный темп, ему соответствующий уровень возбуждения, когда вы в процессе, в потоке и, особенно, в терапии, и как терапевт, и как клиент тоже.
Склонность к спонтанному аффекту, несоразмерному реальности, – это может быть заболевание: https://www.everydayhealth.com/pseudobulbar-affect/ , следует действительно быть бдительным.
Термины статьи об осознавании на фоне сильных чувств.
Возбуждение я понимаю как уровень энергии психики, что не очень понятно, и как телесный процесс, это заметнее и понятнее. По И.П.Павлову, что такое возбуждение, – понятно. Возбужденный человек обычно быстрее говорит, быстрее двигается, некоторые люди могут быстрее соображать в возбужденном состоянии. Сам термин «возбуждение» нейтрален по отношению к какому-либо процессу жизни. Хорошо, если энергии возбуждения при ее нарастании имеет направленность к объекту среды, или к субъекту. Если нет направленности, и последующего действия, возбуждение переходит в тревогу.
Хочется, но вовсе не обязательно ассоциировать этот термин с половым возбуждением. Но, почему нет, в сексе точно так же важен темп и уровень возбуждения, и они связаны, и уникальны для каждой пары, и бывают разными в разной обстановке, и настрое. Человек может заметить своё возбуждение при переживании жажды, голода, нахождения решения задачи, ожидания получения вознаграждения, ожидания встречи.
Уровень возбуждения можно регулировать волевым усилием, обычно это подавление возбуждения – торможение, по-Павловски. Но вот развить, усилить процессы возбуждения, это либо фармакотерапия, назначенная психиатром при депрессии, либо настоящая психологическая терапия при нарабатывании ресурса клиентом.
Осознавание – это также процесс, который связан с контактированием с реальностью и определяет возможность гештальтировать, то есть, проходить по циклу контакта при взаимодействии с потребностью и ее разрешением, получать желаемое, и, по необходимости, даже прерывать его в нужном месте цикла, выбирая место прерывания.
Кто не может выбирать и уместно применять способы прерывания контакта – тот, по желанию, а чаще – по совету, может прийти в гештальт-терапевтическую группу. Или в подобные терапевтические группы других направлений практической психологии – экзистенциального, телесно-ориентированного и прочих родственных гештальту гуманистических психодинамических школ психотерапии.
Вообще-то осознание того, что ранее было содержанием бессознательного, – также и цель психоаналитической терапии, со времен зрелого Фрейда. А до него попытками в полноте описать эти процессы занимались философы.
Осознавание начинается с ощущения, и связано с прегнантностью восприятия (процесс сравнения с паттерном, и приведение образа к «хорошей форме», так рождается цельный образ) и с последующей вербализацией. Обычно обученный в гештальте человек может сказать, что именно он сейчас осознаёт.
Но также осознавание, – это состояние включенности в процесс, деятельного присутствия, внимательного созерцания, как в деятельности, так и в покое. А бывает ли покой? Иногда осознавание не вербализуется, и вот это любят в транс-персональной психологии. В осознавании можно помолчать и не сильно вывербализовываться.
Осознавание часто – создание целостности, из частей. Так водитель в сложном городе постепенно осваивает районы – и вдруг наступает такое время, когда ему становится не нужна карта города, – все районы соединились в единое целое, и между ними есть связи, то есть – способы проезда.
Нахождение какой-то части и выделение ее из целого также имеет отношение к осознаванию. Например, выбор чебурека или пирожка с капустой – это простой пример осознавания своей настоящей потребности в состоянии возбуждения от голода или, иначе, аппетита.
Результатом осознавания является осознание и практика осознанности, как наличие тумблера On-Off. В усталости его можно выключить или пригасить – и отдохнуть.
Субъективное время и темп субъективного времени – неоднородное, и не-непрерывное время субъекта, измеряемое субъективно по отношению к физическому времени, с его свойством однородности и непрерывности. Каждому в определенное время и в определенной ситуации присущ свой субъективный темп. Темперамент – это почти отсюда.
*Perls, F (1976) The Gestalt Approach and Eyewitness to Therapy, Bantam, New York.
**Cameron, E. & Green, M., (2004), Making Sense of Change Management : A Complete Guide to the Models, Tools and Techniques of Organisational Change, London ; Sterling, VA: Kogan Page.
*** цитата из книги Юлиуса Фучика, «Репортаж с петлей на шее»