Важной ценностью в гештальт-терапии полагают творческое приспособление. Этот процесс позволяет не только приспособиться, но и эффективно функционировать.
Лягушка в кастрюле с водой, две притчи
Еще каких-то 40-50 лет назад слово “приспособленец” имело чёткое негативное значение. А если коллаборационист, – так за это лет 75 назад могли расстрелять! И вдруг, из ненадежных зарубежных источников около лет 30 тому назад, прошла значимая информация о том, что приспособление это нормальный, причем активный, требующий участия индивидуума процесс, способствующий не только сохранению, но и развитию.
Помните притчи про лягушек, которые попали в неестественные для них условия среды. Таких притч две – одна про двух лягушек в молоке, а другая – про лягушку и кипяток.
Одна из двух лягушек в молоке сдалась и перестала пытаться – утонула, другая не переставала дёргаться и взбила ком масла, – и опершись на него, выпрыгнула и спаслась: в этой притче про лягушек предлагается тезис о непрекращении усилий, которые ведут к выживанию, или даже к достижениям. Хотя в случае молока, если бы лягушка не двигалась, молоко бы скисло и ей, наверное, так же бы удалось выбраться, хоть и с меньшей вероятностью. Приспособиться к неподходящей среде можно, если не прекращать попытки, а действия могут привести к изменениям в среде.
Вторая притча про лягушку в кипятке наиболее чётко иллюстрирует парадокс процесса приспособления. В одном случае, если лягушка попадёт в кастрюлю с горячей водой, то энергично выпрыгнет, – температура не подходящая. Если же лягушка плавает в холодной воде, а гипотетический злобный экспериментатор эту воду медленно подогревает, то лягушка не заметит медленных изменений и сварится, даже не пытаясь выбраться.
Пишут, что лягушка “все силы потратила” на попытки приспособиться к теплой воде, и нет сил выбраться, когда вода стала горячая. На мой взгляд важнее предположить, что она не замечала медленных изменений.
Приспосабливаться к среде, которая медленно меняется, существенно труднее, чем обнаружить, что среда эта не подходит, вообще-то, для жизни. Или перестанет подходить, со временем. Беда в том, что у лягушки нет высшей нервной деятельности, а конкретнее, – способности к прогнозу среды.
В случае человека таких медленных изменений среды может быть немало: от постепенного приближения старости, а старение организма – это тоже явление среды в гештальтистском понимании, до изменения политического строя, перемен климата или других не вполне подвластных отдельному человеку обстоятельств.
Что значит медленно: скорость перемен
В истории психологии были примеры выпрыгивания и даже эвакуации из кипятка. Один пример, – спасение Фрейда, которого выкупила и тем спасла от фашистского концлагеря его пациентка, высокого дворянского звания. Наверное, Фрейд мог и сам уехать вовремя, но по ряду причин не предпринял такого шага, наверное, верил в свою неуязвимость.
Вильгельм Райх и Фриц Перлз уехали самостоятельно. Видимо, они как-то предполагали изменения окружающей обстановки, которая не являлась подходящей не только для работы, но и для сохранения жизни.
Существует такая скорость перемен, при которой можно уверенно сказать, что приспособиться можно, и получается. Однако в определенный момент есть риск почувствовать себя лягушкой, которая уже не в состоянии самостоятельно выбраться из котла с кипятком.
Кто придумал творческое приспособление? «Цели и задачи гештальт-терапии»
У психотерапевтической доктрины всегда есть цели. У психоаналитической – это знание своих мотивов и устремлений, расширение познания за счет информации от бессознательного к сознанию и нормальное функционирование в работе и любви. У гештальтистской доктрины основные цели – это достижение целостности и творческое приспособление, и конечно же, осознанность как внимание и знание своих (а значит, возможно, и другого человека) чувств, желаний, потребностей.
Гештальт-терапия (ГТ) создавалась не одним человеком. Её создателем обычно полагают Фрица Перлза, хотя было множество участников этого творческого процесса. Одним из авторов метода является Пол Гудмен, способности которого оформили некий метод как терапию, дав ему связное описание теории и методов. Предполагают, что это описание эссеист Гудмен творил по запискам Перлза. Я пытался читать книги Перлза, могу предположить, что способности выразить свои мысли качественным текстом у него были не блестящи, и ему оказался весьма полезен хороший писатель.
То есть, приспособиться в данном случае, означает – делегировать ряд функций кому-то подходящему.
Пол Гудмен предполагал, что приспособление может быть формальным и творческим. То, что является сохранением гомеостаза, это одно из понятий ГТ, это формальное или консервативное приспособление. Творческое приспособление основано на потребности в новизне и ему соответствует, наоборот, изменение гомеостаза или его “улучшение”, как переход на какой-то новый уровень. Естественно, что это не гомеостаз из физиологии, а некий особый гештальтистский гомеостаз. Вполне подходящий к нейробиологическим моделям.
Творческое приспособление не всегда является целью терапии. В зависимости от исходного состояния, консервативного приспособления может быть достаточно. Если в общих чертах, “найти себя”, вернуться, восстановиться, – это означает достижение гомеостаза и это консервативное приспособление.
Более того, творчество и приспособление поначалу понимали как полярности!
Можно сказать, что становление метода ГТ – это непрерывный творческий процесс, и вклад в него делали разные участники. Перлз выбрал Пола Гудмена, и его вклад оказался весьма значительным.
Абсурд и прогнозирование медленных изменений
Одно из сильных качеств Пола Гудмена была способность дойти до абсурда в своей критике, и в то же время что-то придумать, выкрутиться.
Как предполагал Гудмен, после индустриальной эры и достижения благосостояния должна прийти эра психологического благоденствия, но он-то хотел как лучше, а получилось как всегда – пришла эра еще более изощренного постиндустриального потребления, и мы имеем то, что есть. А что наступило сейчас, в 2020году, как это всё назвать?
Абсурд как способ приспособиться к реальности уже упоминался, достаточно давно. Смотрите статью о сказке Курочка Ряба. Абсурд – это не только способ приспособиться, но и способ прогнозировать возможные изменения среды.
Довести до абсурда, усилить выбранные проявления или качества среды, или проектируемой реальности, и вот они, – утопии-антиутопии, как образ будущего.
В отличие от лягушки, человеку под силу произвести какие-либо вычисления или рассуждения, и предположить, будет ли место, профессия, способ деятельности актуальны через два-три года, ведь сейчас всё происходит очень быстро.
Евгений Власов © 29.11.2020