Магическое мышление в психологии — одно из самых загадочных и одновременно фундаментальных проявлений психики.

синкретическое мышление. Родство с полевым подходом
В 2007 году, когда я работал как редактор в бизнес-журналистике, я встречался с эйчарами, это такие специальные люди, которые отбирают персонал, пользуясь в том числе методиками из научной психологии – тестами, опросниками. Ехал вверх по эскалатору и отвечал на какой-то вопрос. Женщина эйчар сказала: «у тебя синкретическое мышление». Интонация прозвучала, как будто она нашла у меня некий дефект. И я тогда не знал, что это такое, попросил объяснить – что это и почему она так решила. Эскалатор приехал вверх и вопрос как бы остался без ответа. Потом я выяснял, что и как уже в Google. И подумал, а как они, эйчары, понимают, что вот этот именно кандидат подходит для вакансии? Только на основе цифровых показателей и суммы баллов?
Современная психология активно изучает процессы восприятия, мышления и формирования опыта. За пропагандируемым со времен античности аналитическим мышлением, способным расчленять и классифицировать, скрывается еще более древний пласт — синкретическое мышление, которое не разбирает мир по частям, а схватывает его как целое. Это восприятие играет ключевую роль в детстве, мифологии, творчестве и сновидениях, и неожиданно близко связано с тем, как описывают переживание в гештальт-психологии и как формируется (эйдетический) образ. Эйдетический образ – масло масляное.
Что такое синкретическое мышление?
Синкретическое мышление — это способ восприятия и операции с образами, при котором явления воспринимаются как неделимое целое, без анализа, без выделения частей и причинно-следственных связей. Этот тип мышления характерен:
- для детей младшего возраста (обычно до 6–7 лет),
- отчасти для донаучного, мифологического мышления, хотя мифологическое мышление уже имеет категории, иерархии и логику
- для сильно-эмоциональных состояний прозрения, инсайта, а также творческих состояний и конечно для сновидений. Причем именно для сновидений, а не для рассказа о них.

Образ обнимающей матери и близкого контакта, это покой, уют и безопасность. Образ светлый, это не образ победы, достижения, отдыха от усталости, но вдохновляющий
Вместо логического анализа — интуитивное соединение элементов в единый образ еще на этапе восприятия. Ребёнок может не различать «мама», «уют», «тепло», «дом» — всё это одно переживание, один образ, не подлежащий декомпозиции.
Синкретическое мышление не «ошибается» — оно работает по другим законам. Оно создаёт образы, насыщенные эмоциями, и позволяет воспринимать мир в его живой, «настоящей» целостности, прежде чем включается аналитическая обработка. Операции синкретического мышления – это не обработка и распознавание образов, они не логичны, а скорее чувственны, и близки магическому мышлению. Именно целостному образу, по моему, может соответствовать эмоциональный след в памяти. Даже если от ткани события остались смутные тыщу раз “перезаписанные” осколки, если эмоциональный след жив – был гештальт.
Сейчас модно делать за большие деньги квантовый компьютер, якобы могущий превзойти мощность компьютера обычного. Предполагается, что с помощью них будет возможно решать неконкретные задачи и рассчитывать сложные системы. Я не очень понимаю в квантовых компьютерах, но чувствую – тут есть какое-то сходство в принципах работы с мозгом. Но могу быть и не прав.
Эйдетика и синкретика: в чём разница?
С понятием синкретического мышления часто связывают эйдетику — способность удерживать в сознании яркие, насыщенные детали образов, как будто «фотографию» пережитого опыта. Эйдетический образ — это насыщенное, целостное впечатление, в котором соединены зрение, эмоции, обстановка, личностное значение.
Синкретическое мышление не отделяет объект от контекста. Эйдетика — это результат этого мышления: живой, цельный образ, нерасчленённый, но полный значения и смысла, иногда – невыразимого словами.
Пример: вы вспоминаете не просто “улицу у дома”, а именно то утро, запах влажного асфальта, напряжение перед важным разговором. Это эйдетическая реконструкция, созданная в синкретическом ключе.
🔍 Современные исследования эйдетической памяти
Одним из известных современных исследователей визуальной и эйдетической памяти является Stephen Kosslyn, нейропсихолог и специалист по когнитивной нейронауке. В своих работах (например, Image and Brain: The Resolution of the Imagery Debate, 1994) он исследует, как образы формируются и хранятся в мозге, и каким образом мы «видим» в воображении.
Кроме того, работы Alan Paivio (двойственный код — dual coding theory) помогают понять, как вербальная и образная системы взаимодействуют, особенно в формировании ярких эйдетических следов в памяти.
Гештальт и полевая парадигма: схватывание целого

Отец, сын и змея. Отец и сын ходили в лес за грибами проверить, есть ли они, недалеко от дороги, и отец увидел змею. Он сказал не подходить близко, а сам стал дразнить сапогом змею, как будто угрожая ей. Та свернулась в клубок, и потом уползла. ИИ в такой сложной ситуации сначала нарисовал мужика с сапогом в руке. С третьим сапогом в лесу.
В гештальтпсихологии синкретическое восприятие находит родственную опору. Теория психологического поля, разработанная Куртом Левиным (Kurt Lewin), утверждает: мы не воспринимаем мир как сумму деталей, а как структуру — гештальт.
📘 Lewin, K. (1936). Principles of Topological Psychology.
В этой работе Левин предлагает концепцию психологического поля, в котором поведение человека определяется не только внешними стимулами, но всей структурой ситуационного поля.
Фигура и фон — это динамическое распределение значимости в поле, неразрывно связанное с мотивацией и потребностями. Мы не просто видим объекты — мы воспринимаем целостную картину, насыщенную значением.
Эту целостность подробно описывал и Макс Вертгеймер (Max Wertheimer), один из основателей гештальтпсихологии. В его ключевой работе:
📘 Wertheimer, M. (1923). Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt (Studies in the Theory of Gestalt).
Вертгеймер описывает феномены группировки, восприятие движения и «законы гештальта» — принципы, по которым мозг стремится к завершённой и устойчивой структуре.
По законам гештальт-психологии работает также и память. Незавершенные задачи запоминаются, выполненные – забываются. Если вы что-то помните, и долго помните, то значит, какая-то ваша потребность в этот момент была фрустрирована – вот такой залихватски-смелый вывод я сооружаю из знаменитых исследований Зейгарник. Хотя помнят долго и такие ситуации, когда эта потребность была удовлетворена впервые.
Как мысль выделяет фигуру и достраивает образ
Мыслительный процесс, с точки зрения гештальта, — это переход от целого к частям и обратно. Сначала — общее впечатление, потом — фокусировка на элементе, затем — перестройка восприятия целого.
Это объясняет, почему иногда мы видим «не то, что есть» — мы достраиваем недостающие элементы на основе ожиданий, опыта, культурных кодов. Это не ошибка, а фундаментальная особенность психики: гештальт стремится к завершённости, а синкретическое мышление, а точнее то, что у взрослого от него осталось, даёт этой завершённости эмоциональную насыщенность. При это аналитические заметки и доработки, а особенно – понимание, инсайты, могут оставлять эмоциональный след и закреплять в памяти пережитое. Но вот беда, если образ совершенен, это гештальт, а если завершен, – он сменяется другим гештальтом, и в памяти не откладывается, такие вот парадоксы.
Синкретическое мышление как ресурс
Хотя его часто считают «донаучным» или «детским», синкретическое мышление:
- помогает ориентироваться в неопределённости, когда рационального объяснения ещё нет;
- поддерживает эмоциональную и символическую интеграцию опыта;
- питает, является основой для творчества, воображения, эмпатии.
В психотерапии, и в гештальт-подходе, это мышление ценится как способ прикоснуться к глубинному переживанию, до рационального осмысления. Через образы, символы, метафоры человек может выразить то, что ещё не сформулировано в словах. Но обычно гештальтисты о нем не вспоминают и его не называют.
Синкретическое мышление соединяет
Синкретическое мышление, эйдетическое восприятие и полевая парадигма гештальта — это не разные явления, а разные грани одного целостного переживания. Мы не просто анализируем мир — мы его чувствуем, схватываем, соединяем внутри себя. И прежде чем включится логика, работает сила образа.
Рациональность важна, но без синкретики и эйдетики мышление становится сухим, цифровым что ли. Целостность — не оппозиция анализу, а его необходимое основание.