Интервью о сепарации. Психологический термин означает “отделение” от родителя, чаще всего имеют в виду мать. Особенности прохождения стадий отделения и взросления определяют некоторые базовые черты человека. На картинке детеныш панды
Мать и младенец после рождения живут как слитный организм – это, как идеал – полное понимание и слияние?
Да, примерно от полутора до шести месяцев от рождения длится эта стадия «нормального симбиоза». Здесь господствует принцип Винникота – не существует понятия «ребенок», а существует целое «мать-ребенок». Это время начала диалога, но невербального: улыбки, взгляды. Через мать младенец научается понимать свое состояние. И наиболее важным полагают в этот период при кормлении смотреть в глаза малыша с неподдельным обожанием. И если мама тревожится в этот период, то тревога передается малышу и начинаются те самые проблемы с животиком, отрыгиванием. Плохой аппетит у младенца – один из первых признаков физического и эмоционального неблагополучия. Если няня в лучшем психологическом состоянии, то иногда она лучше справляется с кормлением, чем тревожная иди депрессивная мать. На этой стадии ребенок еще не воспринимает свое тело как целостное и очень беспокоится, не имея зрительного контакта с мамой или человеком, осуществляющим уход. Мать должна быть предсказуемой на этом этапе симбиоза, поскольку именно в этот период закладывается способность справляться с базальной тревогой. Если мать хаотически непредсказуема: то холодна, то яростно тормошит и тискает ребенка, – единственный способ справиться с этой тревогой – направить агрессию на себя.
Когда начинается отделение, какие его этапы? Как ребенок переживает психологическое отделение от матери?
Все начинается примерно с конца пятого месяца и продолжается до трех лет. Выделяют несколько стадий этого процесса отделения:
А – от 5 до 12 месяцев. Мать начинает восприниматься как внешний объект, а не часть самого себя. Это период развития психомоторного интеллекта. Интерес начинают представлять игрушки, из которых некоторые дети начинают выделять какой-то одну наиболее любимую, с которой потом еще долго предпочитает спать. Считается, что такие «переходные объекты», на которые перенесена часть привязанности к матери, помогают переживать временное ее отсутствие. При сформированной надежной безопасной привязанности ребенок приобретает способность вызывать эмоциональные реакции матери.
Показателем здорового поведения на этом этапе является тревога, возникающая при появлении незнакомых людей. Психологи считают, что в этот период малыша НЕЛЬЗЯ наказывать.
Б – Этап «практики», который длится от года до полутора лет, время экспериментов. Примерно с года и до полутора лет младенцы прилагают немалые усилия, чтобы разобраться в социальных ожиданиях и в том, что происходит, когда они исследуют мир и проверяют свои «гипотезы» по поводу его устройства.
Перемены, происходящие с детьми в этом возрасте, были тщательно изучены Маргарет Малер и ее коллегами. Они отмечали необычайную амбивалентность у 18-месячных детей. Начавшие ходить дети разрывались между желанием быть возле своих матерей и потребностью в независимости. Казалось, что новое чувство отдельности пугает их. И тогда они пытались не замечать его, ведя себя так, будто матери являются частью их самих. Например, брали мамину руку и пытались заставить ее достать для них какой-то предмет.
Ребенок очень чувствителен в это время к длительному отсутствию матери. Желательно, чтобы мать была рядом, когда малыш разворачивает свою бурную игровую активность, и поддерживала бы его иллюзию самостоятельности.
В – Этап «воссоединения» – от полутора до двух лет.
Это период, когда ребенок сталкивается с тем, что он не всемогущ, и возникает конфликт между автономией и зависимостью. Поскольку этот конфликт неразрешим, психика ребенка должна как-то справиться, приспособившись к этой реальности.
Если мама сама умеет справляться со своими эмоциями, то она способна и привить это качество ребенку, и зависимость не будет преобладать над свободой
Г – Период от 2 до 3 лет, время, когда ребенок пытается соединить в себе материнские представления о хорошем, ее способы выбирать, контролировать, постепенно завершая создание внутреннего образа матери. Как следствие, малыш становится менее зависимым от постоянного присутствия реальной матери. В норме происходит угасание конфликта между зависимостью и автономией, и мир предстает интересным и безопасным для исследования, для испытания своих сил.
Ребенок начинает справляться со своими чувствами, поддерживать стабильность своего состояния. Если на этой стадии справиться с конфликтом зависимость-свобода не удается, то он потом может воспроизводиться в отношениях с другими значимыми людьми.
Ирина, какие предпосылки воспитания ребенка развивают самостоятельность и подготавливают сепарацию от родителей?
Мне кажется, я уже частично ответила на этот вопрос, рассказывая об этапах. Если обобщить, то получается, что надежная безопасная привязанность, глубокая любовь, последовательность матери, умение контролировать свои аффекты в присутствии ребенка, вообще ее устойчивость и собственное нормальное прохождение тех самых стадий – вот те предпосылки, которые закладывают ростки самостоятельности ребенка.
Справляться с чувствами, эмоциями, контролировать свои аффекты означает направлять их в позитивное, созидательное русло, вовсе не значит – подавлять их, запрещать себе выражать эти чувства. Этому очень способствует поддержка мужа и других членов семьи.
В теории семейных систем считается, что если сепарация от родителей не происходит вовремя, то она может произойти в первом или в последующем браке, с уже взрослым человеком. Как это выглядит, и о чем идет речь?
О браке говорить еще рано: вторым значимым периодом сепарации считается подростничество и юность, когда молодой человек получает «второй шанс» справиться со всем внутренним и внешним давлением, решить важные задачи развития и соединить достигнутые на этом пути результаты в ясную и непротиворечивую идентичность. И на этом этапе достигается уже некоторая автономия и независимость именно от родителей, а не только от матери.
Независимость в данном случае чаще подразумевает способность выносить собственные суждения и регулировать свое поведение. Многие подростки подвергают переоценке правила, ценности и границы, усвоенные ранее дома и в школе.
Взрослость требует от человека способности быть одновременно независимым и взаимозависимым. Все социальные отношения (и трудовые) являются именно взаимозависимыми, при которых люди берут на себя долгосрочные обязательства, и эти отношения означают взаимную преданность, служащую отличительным признаком человеческого существования.
Если и за этот период основные задачи развития, связанные с достижением автономии и формирование идентичности, целостного Я, не будут достигнуты, то попытки разрешить эти конфликты будут воспроизводиться как в дурном сценарии в любых отношениях с людьми, в том числе и семейных. Отсюда и многочисленные разводы, измены, брошенные дети, резкие изменения в профессиональной деятельности.
Как взрослый человек себя ведет, если сепарации не происходит, что он переживает, что чувствует? Примеры из практики очень желательны.
Недавно столкнулась вот с какой ситуацией, которая проиллюстрирует выше сказанное.
Молодая замужняя женщина, домохозяйка, не имеющая детей, обратилась с вопросом, который в первый момент озадачил. Дело в том, что она заполняет свой досуг самыми разными делами, в том числе пытается писать прозу. Я не видела ее творений, но вполне допускаю, что при ее уровне образования и умении излагать свои мысли устно и письменно, вполне вероятно, что она может хорошо писать.
Вопрос был сформулирован следующим образом: «Много лет назад, пытаясь пристроить свои, тогда еще не очень умелые тексты, получила пару раз такой ледяной отказ, что навсегда распрощалась с идеей публикаций. Вообще редко делаю что-то сквозь сопротивление, скорее бросаю, не вижу необходимости стучать в закрытые двери дважды. А вот теперь (благо время позволяет) я пишу книгу. И замысел есть, и стиль, и умение присутствует. И желание написать есть. А нет только одного – ответа на вопрос: «Зачем?».
И как очень начитанные образованные люди, эта молодая женщина пребывает в уверенности, что дело в отсутствии смысла деятельности и мотивации… Но, на мой взгляд, налицо конфликт между потребностью в безусловном принятии большим равнодушным и глуховатым миром едва уловимого шепота обыкновенного человека, такой потребностью, которую могут обеспечить только родители, и плохо осознаваемой ненавистью и яростью, вызванными необходимостью доказывать, что «ты – не тварь дрожащая, а право имеешь».