Принятие себя – достаточно популярный психологический концепт, на который хочется взглянуть пристальнее. Рассмотреть, что же это такое.
Что означает принятие себя в этом популярно-психологическом смысле? Означает, что следует как-то рассмотреть в терапии все стороны себя, пройтись по закоулкам психики, в которых вложены устоявшиеся интроекты, влекущие за собой чувства вины и стыда. И прежде всего, самостыжения и самовиноватенья, простите.
В случае удачи на этом пути мы знакомимся с отвергаемыми частями себя, с отвергаемыми чувствами, переживаниями и состояниями. Все очень интересно – принятие себя как оппозиция отвержению себя, годится ли такой подход, все ли мы учли и что к нему можно добавить? Может, пойти как-то иначе, в какую-то другую сторону.
Немного отличная сторона принятие себя как познание себя, своего характера, возможностей, склонностей и так далее. Но знание своих особенностей, характера, своих возможностей, означает ли принятие? По-моему, это хождение вокруг, как в музее, где не разрешается трогать руками. Так что давайте, начинаем трогать.
Отвергнутые чувства и части себя. Начало принятия себя
Тут есть существенная проблема. Отвергнутые чувства, означает, что мы не давали им хода. Сначала кто-то не позволял эти чувства чувствовать, то есть, узнавать их и называть, проживать их, возвращаться к душевному равновесию. Если чувство или переживание ведёт к действию, то как можно прийти к действию, если чувство запрещено, получается, и последующее ему действие – заморожено.
Попросту говоря, откуда я знаю, что стыд – это именно то, что я сейчас чувствую. Я наоборот, не-чувствую. А вина без вины, без возможности ее искупить, как мне узнать, что именно это чувство я сейчас переживаю. Если нет опыта проживания, сложно свои чувства узнать и назвать. Смотри про алекситимию.
Пример. Ребенок что-то намеренно разрушает в своем познании, а потом, из-за неудовольствия родителей, получает поучения, – извинись, признай, что это ты разрушил, скажем, какую-то игрушку. Ребенок извинился – и родитель улыбается опять. А вины он-то не чувствовал!
Так может блокироваться не только чувство вины, но и жажда познания, которая неизменно идет через разрушение игрушек на части. Что может сделать родитель? А дать ребенку инструменты, чтобы разбирать игрушки, не ломая их. И все-таки, разломать – не значит разобрать.
Это может, была не жажда познания и любопытство, а акт агрессии и разрушения того, что ребенку подвластно, а это его игрушка. Итак, что же это было-то?
Что такое части себя. Субличности
Отвержение в детстве связано с образованием некоей субличности внутри психики, которая отвергает, судит и тому подобное, их может быть несколько, таких персонажей – значимых фигур, которых ребенок интроецировал. Это взгляд из теории объектных отношений. Негативная субличность может проявляться в торможении, в непродуктивных сомнениях, в беспомощности, но сама остается в тени. Тень – это комплекс этих запрещенных и потому непрожитых, безопытных чувств, переживаний. Поэтому многие практические психологи называют работу по принятию себя – освоение своей тени или работа с тенью.
Отмечу, что в тени также может быть и запрещенная агрессия, нападающий, сильный ребенок, которого отменили. В этом случае принятие себя – исследование своей агрессивности, своих внутренних “прокуроров” и прочих неприятных субличностей – стыдителей и обвинителей.
По стечению обстоятельств, это может быть не один родственник или близкий, это всегда группа субличностей, и второстепенные негативные фигуры находятся в еще более глубокой тени, не так просто их вытянуть на обозрение сознания.
Именно поэтому терапевтическая работа строится с переходом на личности. Чувство прожил – и все хорошо. А вот дать отпор негативной внутренней фигуре – это более высокий уровень. И даже залог того, что человек после терапии будет такие фигуры замечать снаружи себя, и так же давать им отпор, или дистанцироваться насколько это возможно, сохраняя себя.
Таким образом, цель терапии – сначала прожить чувства, затем определить их носителя-субличность, а потом вытянуть ее на серьезный разговор. Так прежде разомкнутое и остановленное гештальтирование возобновляется. Видите, цель вовсе не в том, чтобы по-тихому “закрыть гештальт”, цель куда более серьезная.
Съедобные метафоры. Принять себя как бы съесть или выпить, как лекарство?
Идея подвергнуть субличности метаболизму, то есть, замечанию, признанию их существования и свободному оперированию с ними – достаточно здравая.
Принять себя – съесть, прожевать, почувствовать на вкус свои чувства и субличности, с ними связанные, прожевать и переварить устоявшиеся убеждения.
Не стоит понимать психический метаболизм буквально, но если неуверенность и привычные остановки на людях являются интроектом, переданным от отца, например, “ты никуда не годишься”, дело терапии требует отстаивания своих интересов перед отцом, сделать то, что в детстве было сделать невозможно.
Метаболизм происходит, когда из чувства и переживания возникает какая-либо с ними связанная значимая фигура, с которой уже можно “поговорить”. Например, отстоять свое право быть слабым, неуспевающим или неловким, при условии сохранения любви.
Гештальт-теория в своей биологической основе – это челюсти, зубы и пищеварение, так нужно ли кусать жевать и глотать отвергнутые части себя?
Это не значит, что принимая себя, человек неизбежно включится в агрессивные действия про кусанию и прожевыванию своих негативных внутренних фигур, нет. Это может быть и спокойное обсуждение, и замечание того, что была и любовь, но она была в затмении от стыда. Невозможно одновременно транслировать любовь и стыдить, но такая двойная связка – вполне обычный воспитательный прием.
А вы сидите после терапевта, и кофе попиваете, потихоньку, – тоже ведь метаболизм.
Отвержение неподходящего объекта изнутри также является существенной частью метаболизма. Без реакции отвержения мы бы давно отравились и умерли. Некоторые особо ядовитые внутренние объекты вовсе не обязательно после распознавания кусать и жевать – горько и ядовито. Сам процесс, между прочим, похож на то, как будто вы пережили приступ рвоты, после которой часто чувствуешь покой и освобождение.
Поможет ли мне и вам съедобная метафора в принятии себя?
Не знаю, насколько удачна съедобная метафора по поводу того, что нужно себя принять, то есть, пропустить по метаболическому процессу психики свои внутренние объекты, фигуры и чувства с ними связанные. По крайней мере, как упражнение или эксперимент, такая метафора не годится – ну не станете же вы мысленно есть своего брата, старшего, или злого отца или гиперопекающую бабушку. Хотя, задумка интересная.
Холя, значимые люди нас воспитывали, давали нам есть и пить. Можно пойти отсюда – прожевать отцовский пересоленный суп или съесть необычную удивительную яичницу на нерафинированном постном масле от дедушки, который первый раз в жизни взял в руки сковородку. Все они чем-то нас кормили, и эти воспоминания достаточно просто вытянуть наружу из памяти.
Ну, или увидеть эти процессы в собственных детях – как вы их кормили и чем, что они отвергали и от кого еду уплетали, что аж за ушами трещало.
Терапия и принятие себя
Многие женские паблики содержат массивные курсы и инструкции “принятия себя”, которые побуждают читать мантры, делать упражнения, пережевывать и проверять свои интроекты. В какой-то степени это позволяет создать новый рубеж по обороне себя. То есть, задумываться, рефлексировать, это полезно.
Но образование новых фигур внутри при этом не должно происходить. Как вы интегрируете эти фигуры, этого виртуального тренера по принятию себя из сети, которого вы и не касались, и не говорили с ним лично. Безо всякого переноса, без соприкосновения, без вашего импульса по направлению к нему и без ответа.
Да, кто-то из тренеров может “запасть” в душу, с аффирмациями и правильными новыми установками, которые диаметрально, полярно противоположны прежним вашим убеждениям. Все это разум, сознательное. Может, вы осуществите контакт с вашей фигурой поддержки и принятия во сне, разве что так, приснится вам фея, принимающая.
А по-настоящему – это называется психологической терапией. Не простая тут фигура, а присвоенная, своя, оплаченная, надежная, и если она давала волю и дошла до глубины, до бессознательного – тогда процесс исследования и принятия себя и начался.
*******
Если вы ограничились “принятием себя” на пути упражнений и инструкций, – и на терапию нет желания, сил, средств, а иначе говоря, нет ресурсов, процесс этот вполне может идти в активных действиях, среди людей, в новой среде, с другими людьми. Этому тоже есть примеры, – нарциссический способ организации личности вполне соответствует этому способу – но тогда нет фигуры внутренней, кроме меня самой или кроме меня самого!