Грусть и печаль причисляют к «негативным» чувствам. «Позитивные» психологи обещают избавить от них своих клиентов. Люди тоже стремятся избавиться, преодолеть психическую боль, грусть и печаль. Но полюс грусти и печали для значительного количества людей недостижим. А следовательно, недостижимы оказываются избавление и радость
Хочется отметить недавно обнаруженное, о чувствах печали и грусти. Это очень важные чувства. Они участвуют, если так можно выразиться, в проживании потери. Вот это вот все, по Элизабет Кюблер-Росс – стадии принятия. Обычно говорят о стадиях горевания, но это не точная формула. Точная – стадии проживание потери. Еще говорят – стадии принятия неизбежного, это еще более широкая формулировка.
Люди индивидуально проживают свои стадии горевания или потери, какие-то стадии могут быть смазаны, не прожиты, либо отыграны, либо существуют в виде ритуала. При этом происходит, практически, неизбежное возвращение к тем стадиям, которые не были прожиты, и к чувствам, которые не были прожиты и завершены.
По моему мнению, стратегия вытеснения либо отрицания потери, приводит к инкапсуляции психической травмы, в моем понимании – это процесс, при котором вообще не происходит горевания, но человек лишается части своих психических потенций. Например, снижается эмпатия, или для такого человека становится нормальным насилие, в том числе и психологическое.
Вытеснение, отрицание, или похожее, по-гештальтистски, – дефлексия, как способ контакта с психической болью потери происходит из-за того, что человек боится быть поглощенным болезненным чувством, либо оно табуировано в культуре, запрещено к переживанию. В этом случае проживание чувства заменяют трауром, – то есть, ритуальными действиями. Табуированные в культуре чувства и переживания часто отыгрываются на своем пике – в виде пароксизмального переживания. Такое пиковое пароксизмальное переживание для чувств грусти и печали будет – приступ плача и рыданий. Естественно, после оплакивания становится легче. Но не факт, что чувства, сопровождающие проживание потери осознанны, пережиты, и горевание завершено, а человек открыт новому опыту.
Это гештальтистский подход – стремиться к завершению, к осознанию и проживанию чувства. Этот подход также позволяет заметить – а какие чувства и переживания не получаются, с какими чувствами человек не может, не хочет или не умеет соприкасаться.
Стадии потери, как упоминал выше, называют стадиями принятия неизбежного. Но если рассмотреть это «неизбежное» – в нем всегда можно обнаружить то, что будет потеряно. Также и стадию горевания просто называют – депрессия. Депрессия, и все тут, а какая она, что с ней делать, как проживать, – как боль, как печаль, как грусть или еще как-то по-своему.
Для того, чтобы разобраться, как проживать грусть и печаль, инструкций не будет. Но способы избегания грусти и печали я смогу перечислить и разобрать.
Ритуал и дефлексия переживания грусти и печали
Продолжу, что в исследовании полюса грусти и печали мы касаемся только чувства душевной боли, грусти и печали, за ней следующей. Для того, чтобы менее соприкасаться с самим чувством, есть механизм или способ контакта – дефлексия, это как соскальзывание с переживания, из-за предчувствия его трудности, тяжести. Такой способ контакта может быть привычкой. И этой привычке соответствует куча ритуальных действий, которые внешне оформляют, что ДОЛЖНО быть. Траурная одежда, отказ от радостей, выбрасывание вещей, переезд в другое место и многое другое. При этом важно не именно отказываться от ритуала, а обнаруживать и удерживать во внимании переживание, ради которого совершается ритуальная суета, представляющая по сути, внешние действия.
Не буду отрицать смысл ритуальных действий, создающих место и обстановку, в которой можно горевать и плакать.
Тут возникает соблазн подойти к циклу контакта, и отметить слияние, поглощенность печалью. Следование ритуалам также может быть традицией – и в этом случае я бы сказал об интроекции, а не о дефлексии. «Тебе положено грустить и печалиться».
Последовательность, которую составила Кюблер-Росс и другие – Тереза Рандо (Rando, T. A. модель шести R), Штребе и Шут (Margaret Stroebe, Henk Schut, циклическая модель периодического возвращения к гореванию и чередование с реальными делами) – эти модели копинг-поведения переживания потери хорошо раскладываются по циклу контакта, с возможным исследованием прерывания контакта в определенных местах классического горба-перехода.
Сам цикл контакта основан на кривой роста возбуждения от соприкосновения с потребностью, и потребностью в случае горевания можно обозначить прекращение боли, грусти и печали. Боль предназначена эволюционно для выживания и избегания опасности. В этой же статье мы говорим о неизбежной боли. Мне кажется очень не верным называть всё это копинг-поведением, как будто с чем-то справляются, от чего-то избавляются, что-то избегают. Ведь речь идет о неизбежном, которое проживают, а не избегают!
Слияние с болью и печалью и пароксизмальная разрядка
Слияние – это когда можно сказать – «я и есть боль, печаль и грусть». Слияние как стадия цикла контакта и его способ характеризуется неразличением объекта и субъекта. В том случае, если переживание душевной боли, чувства печали и грусти достигают высокой интенсивности, а обстоятельства не препятствуют выражению чувств, может случиться плач, рыдания и даже обморок. Безудержные рыдания, дыхательные паттерны которого исследованы Вилунасом, ведут к применению на практике этих паттернов дыхания, которые помогают преодолеть боль.
Несмотря на то, что плач и рыдания сразу и заметно облегчает горе, особенно если не сдерживаются приличиями, обстоятельствами и самим горюющим человеком, это пароксизмальная разрядка чувства. Как такового, контакта с чувством, с переживанием грусти и печали не произошло – прошла эмоциональная буря, организм вернулся к равновесию, но осознанного проживания грусти и печали, и соответственно, принятия потери, не случилось.
Злость и зависть как предтеча переживания грусти и печали
Отыгрывание, которое рождает злость и зависть к другим людям, кто в данном моменте не переживает потери, также имеет место. Мы не можем запретить злиться, но можем предполагать, что злящемуся человеку больно и что он ищет утешения, несмотря на то, что может представлять реальную опасность. Зависть и злость, гнев, это легальные и вербализуемые чувства, их экологичное выражение приближает нас к искомому полюсу печали и грусти.
Проживание таких чувств как злость и зависть свидетельствуют о том, что полюс грусти и печали стал значительно ближе.
Медикаментозная помощь и/или предшествующая психическая травматизация
Я обязательно коснусь назначения лекарственных средств врачами. Когда человек сталкивается с действительно интенсивными, заливающими чувствами грусти, печали и тревоги, когда эти чувства не различимы и препятствуют бытовому функционированию, тогда врач и назначает лекарственную терапию.
Но прием лекарственных препаратов может приводить и к другому состоянию, особенно если нет сопровождающей психологической терапии. Злорадное и отмороженное состояние, как будто перед тобой болезненно-шутливый, веселый клоун с большой скрытой печалью и грустью внутри, до которой еще труднее добраться из-за анестезии лекарствами.
Нужно ли говорить о том, что характер человека и опыт, предшествующий переживанию потери, может и давняя, ранняя травматизация, также играет в этом роль. И безо всяких лекарственных средств – полюс грусти и печали оказывается в этом случае недоступен.
Как будто боли и печали нет, отрицание, и еще больше напрячься, и получить второе дыхание
Этот способ реагирования на душевную боль достоин целых повестей и героических романов. Поэтому не хочется посвящать ему сколь заметное место – случаи описаны в литературе, все пройдено еще в школе.
Является ли такой путь проживания душевной боли нормальным – я бы так не сказал. Является ли он неким ориентиром, образцом – в некоторых жизненных ситуациях, конечно, это так. Случится второе дыхание, или наступит истощение психики или нервный срыв, – вопрос вообще не стоит об этом. Но в таких жизненных ситуациях иногда приходит понимание, что возможности психики на самом деле не имеют границ.
Но вокруг есть другие люди, и героям-преодолителям неплохо бы и о них помнить, в смысле, не требовать такого же героизма от окружающих. Геройские ситуации чаще всего создаются самими героями, иначе бы романов и повестей таких не было бы, но, повторюсь, иногда это напряжение и преодоление есть именно способ выживания, причем единственный.
Переживание душевной боли и цикл контакта – в чем потребность?
Какая потребность стоит за контактированием с болью? Может, инстинкт выживания, или самосохранения, а не потребность вовсе? Может, это энергия избегания боли?
Цикл контакта в теории гештальт терапии рисует холм возбуждения, душевной энергии, по мере стадий контакта. И вот, если мы можем сопоставить стадии горевания по Кюблер-Росс по циклу контакта, встает вопрос – а что за потребность переживать боль? Ведь всё живое наоборот, старается избежать боли. То, что психическая энергия или возбуждение при проживании психической боли также выглядит как холм, с максимумом, не вызывает вопросов.
А вот то, что за за контактированием с грустью, печалью, возможно, стоит потребность проживать боль, это стоит рассмотреть внимательнее.
Признаюсь, что этот вопрос я задавал своему терапевту, поскольку сам не думал ранее об этом. И она сформулировала эту потребность – проживать боль, почти моментально. Но немного подумала перед тем, как сформулировать. Привела цитату «Я любовь узнаю по боли…» Цветаевой, почти все знают эту фразу из стиха, который в общем-то завершается оптимистично, найдете – прочтёте.
Но если подумать, в потребности проживать боль и как-то с этой болью быть, нуждается любой живой организм. Уж если избежать боли не удалось, придется ее проживать. Не говоря уж о том, что для кого-то именно переживание боли свидетельствует о зарождении чувства любви. Действительно, есть ведь люди, стремящиеся к боли, испытывающие удовольствие от проживания боли. Так что потребность проживать боль существует. Потребность пережить боль, можно и так сказать. Потребность контактировать с болью – такая формулировка выглядит корявее.
Душевная боль – значит, нужна анестезия
Сколько живет человечество, столько человек проживает боль, как физическую, так и душевную. Неспособность чувствовать душевную боль приписывают психопатам, определяют это как болезнь, с органическими нарушениями мозга.
Анестезия душевной боли применяется в современной фармакологии врачами. Психологи также имеют значительный инструментарий – тут и аутотренинг, и определенные медитации, и гипноз, который даже, говорят, позволяет хирургам проводить операции.
Терпеть боль – означает строить препятствие на пути контактирования с болью. Терпеть душевную боль – значит каменеть, превращаться в нечувствительное, в неживое тело, лишаясь некоторых важных для жизни чувств, а затем – ориентирования и выбора.
Живой организм сам по себе умеет проживать боль. Есть физиологические механизмы. Вспомните, как по-черному шутят акушеры, «хорошо, если у роженицы нет головы». Это говорит о том, что человек обладает сознанием, и может испытывать ожидание и страх боли и соответствующее ему напряжение блокирует проживание боли, тем самым препятствует запуску физиологических механизмов, которые для этого предназначены. Страх боли – об этом целую отдельную статью можно написать. Он может быть гораздо труднее и больнее, чем сама боль.
Анестезия нужна при переживании душевной боли, необходима в том случае, если человек не имеет сил, ресурсов, навыков или не умеет проживать душевную боль в той степени интенсивности, когда она блокирует саму возможность контактирования с душевной болью. Поэтому при потере близкого человека достаточно часто врач прописывает лекарства, чтобы снизить интенсивность проживания потери, снизить уровень душевной боли.
Тем временем, человек действует, функционирует, и находится ли он во власти ритуала, ходит ли к психологу, и потом придет время, которое позволит прожить потерю, в той мере, в которой человеку доступно проживать душевную боль, приблизиться к своему полюсу грусти и печали.
Душевная боль и «тренинги»
Часто на тренингах, их еще иногда называют психологическими, тренингах личностного роста и им подобных, тренер специально задает упражнения, чтобы вызвать у участников душевную боль достаточно высокой интенсивности. У каждого ведь что-то накопилось. Далее, упражнение предполагает пароксизмальную разрядку вместо проживания боли, – зачем, нет времени – давайте все вместе плакать и рыдать. Ведь это же мы эндорфины вырабатываем! Но, отмечу что пароксизмальная разрядка – приступ рыданий – это своего рода отказ от проживания душевной боли.
Думаю, что такие техники есть и в психотерапии – сразу сделать клиенту хорошо. Сразу после пароксизмальной разрядки мозг настолько освещен переживанием, напитан эндогенными опиоидами, что человеку хорошо, что не болит, и вообще – мир прекрасен. Но боль индивидуально ведь не прожита. Контактирование с нею и проживание потери ведь не состоялось.
Срыв к веществу. Алкоголь.
Один из способов избегания контакта с душевной болью – алкоголь. Он выполняет роль доступного анестетика. Насчет того, как алкоголь влияет на процесс проживания потери, честно, лень искать исследования, потому что полагаю, поставить эксперимент хоть какой-то достоверности, по моему, невозможно.
Душевная боль и творчество
Какие-то еще способы, которые вы у себя найдете, по избеганию проживания боли и нахождения своего полюса грусти и печали? Кто-то среди гештальт-терапевтов, побывав на семинаре Джанни Франчесетти, писал об эстетизации проживания боли, что терапевт участвует в проживании душевной боли клиента и боль превращается в красоту. Это, по-моему, ложная цель. И самому человеку пытаться разглядеть в проживании потери и в душевной боли красоту – какое-то странное занятие. Терапевту достаются отголоски душевной боли клиента, отклики, которые побуждают замечать, находиться рядом, сочувствовать, не теряя контакта, и не проваливаясь в свой полюс грусти и печали, находиться, все же, на берегу.
Так где же красота? А она может быть в творческой продукции, которую производит человек в процессе проживания боли. Это стихи, живопись, еще что-то, непременно значимое. Терапевтическое взаимодействие также штука творческая, но я в этом творчестве больше замечаю новизну, что-то новое обнаруженное, что-то, может, ранее неизвестное. Новизна не противоречие красоте, но это для меня не одно и то же в переживании.
Достижения полюса грусти и печали действительно может стать чем-то новым для человека и для клиента в терапии.
А в этой статье, в основном, описаны проблемы/подходы, намечен путь к этому полюсу, на котором можно побыть и возвращаться потом в более теплые широты, где гуляет жизнь и «возвращаться в города, где сирень в цвету», и тому подобное, и так далее.