Чувство зависти может быть двигателем, мотиватором. Но так бывает не всегда, патологическая зависть приводит к истощению психики
Зависть сложное чувство, делится на спектр чувств, у каждого этот спектр будет отличаться по составу.
В чувстве зависти можно различить такие феномены, как сдавленная агрессия, злость, чувство стыда, и бывают также их полярности, когда вместо злости, восхищение, “белая зависть”, как реактивное образование.
Реактивное образование это одна из защит психики, которая приводит к “переворачиванию” чувства. Когда вы завидуете, то, бессознательно, вы хотите разрушить объект зависти, чтобы обладать его вещью или его качествами, забрать это себе. В примитивном каннибалистическом обществе обычно присваивали полезные и важные для успеха качества, путем съедания какой-то части тела его обладателя. Воспитание и нормы современного общества довлеют в виде супер-эго, и не позволяют этого. Или этот объект существенно сильнее и более субъектен, чем вы, и вы не можете с ним конкурировать.
Психика под давлением чувства стыда и чувства вины делает “кульбит”, переворачивая невыносимую зависть в её противоположность, полярность, и вы теперь восхищаетесь человеком, его качествами, или, например, маркой его автомобиля. Так зависть может превратиться в восхищение и даже, после дальнейшей работы над собой, в уважение.
Зависть – это букет. Тот еще букет. Но вообще-то, чувство хорошее, означает, что человек жив. Реактивные образования в виде “белой зависти” и восхищения вызывают больше вопросов. С “белой завистью” труднее работать психологу. Дело в том, что человека как-то сначала нужно побудить перевернуть эти чувства на место, вернуть себе черную зависть, прожить ее, проверить ресурсы, а далее, что-то делать, чтобы чувство побудило к действию: достичь того же самого, что есть у объекта зависти, или обрести уверенность в чем-то своём.
В работе психолога частенько оказывается так, что обнаруженные поводы для зависти, (что есть у другого и чего нет у меня, а мне это нужно), являются интроецированными ценностями, не проверенными. При проверке вдруг обнаруживается, что это чужое, и у клиента на самом деле нету ценностей такого рода. То есть чувство зависти может быть наведенным, ложным.
Если лень это двигатель прогресса, то зависть (помимо любви и голода) это двигатель экономики. Если завидуют чему-то материальному, “у него есть, а у меня – нет”.
В библии в ветхом завете описано, как брат убил брата из чувства зависти. Это, насколько я помню, была первая родная пролитая кровь.
Психолог Евгений Власов