По простейшему определению духовность это способность видеть явление, человека, ситуацию как нечто большее и многозначное, чем оно видится на первый взгляд. Это трудная способность, поскольку принимать решения и действовать проще при однозначных оценках ситуации. Но быть счастливее – проще
По простейшему определению духовность это способность видеть явление, человека, ситуацию как нечто большее и многозначное, чем оно видится на первый взгляд. Это трудная способность, поскольку принимать решения и действовать проще при однозначных оценках ситуации.
По материалам статьи Ольги Лозовой, редактор Татьяна Здобнова
Стимулы для «пробуждения» во сне
Современная культура по-прежнему строится на первобытной потребности в авторитарных верованиях и неоспоримых знаниях. Осознанные сновидения – это самый лучший тренажер для развития дара сомнения, способности оставаться в состоянии открытости, неопределенности, способности чувствовать и видеть больше, чем вы на текущий момент способны узреть.
Осознавание себя во сне – это достаточно простой навык, который с каждым разом его применения позволяет все дольше удерживать внимание во сне и сохранять ясность восприятия своего сна. Основная ценность – это новый опыт, который остается наутро как послевкусие сонного путешествия. Физиологический опыт, такой, например, как чувство невесомости и полета, ощущение дыхания под водой, проявление необычных физических возможностей во сне трансформирует самовосприятие: чувство полета продолжается наяву; дыхание становится неуловимо другим – более полным и энергетически глубоким; после переживания йогического опыта во сне – позвоночник сам стремится в более верное положение… Но самый существенный опыт, который дают осознанные сны – это опыт одиночества, духовной свободы. Никто не может оценить меня во сне, и я не оцениваю, лишь балансирую как бабочка, в потоке своего внимания. Осознанные сны уравновешивают личность, в них нет никакого следа социального статуса, никаких застывших представлений, морали, верований – все подвижно, все живое, все – чистая энергия, которая управляется только степенью осознанности.
Мир глазами автора
Существует перспектива, которая позволяет яснее осознавать сновидения наяву – точка зрения авторов идей, создателей предметов, образов, совместной реальности, в которой мы живем. Если смотришь даже не художественное, а документальное кино с точки зрения режиссера или сценариста, то моментально получаешь контекст, в котором реальность кино оказывается намного меньше по объему, чем настоящее. Точка зрения художника на картину дает возможность видеть внутренний мир, личность самого автора, его время. Читать книгу с точки зрения писателя – это значит полностью осознавать, что ее содержание – это только мысли, воспоминания, конструкции конкретного человека, но не совместная реальность. Становится доступной история глазами историков, современная реальность глазами тех, кто о ней информирует.
…Все эти люди не создают мир, они дают только иллюзию полноты картины. Взгляд на любой предмет с точки зрения его изобретателя, дает более полное представление о его устройстве. «Текст, подтекст, контекст и архетип…» – как говорил один буддийский мастер. Все слои новой реальности разделяются (сохраняя при том связанность и целостность общего), становясь при том совершенно «прозрачными» для наблюдателя. Очевидными.
Осознавая, к примеру, систему, в которой живешь с точки зрения ее создателей, социальных и политических, – понимаешь саму ее суть, сам характер игры. И тогда уже более осмысленно принимаешь ее условия или нет.
Осознавая чьи-либо убеждения, пусть даже самые яркие, с «колокольни» их авторов – более не заражаешься ими. Красота красотой, но сама убежденность – лишь частность, относящаяся ко времени, месту, активности и окружению конкретного человека, а ни как не космическая истина. Не постулат.
Культура как сновидение
Любое творчество всегда совместно и всегда протяженно во времени. Автор и потребитель его творений – самая плотная «связка» из известных в подлунном мире.
Будь то текст или художественный образ, в сознании воспринимающего – он получает новые смыслы, трансформируется, и в конечном итоге, хотя о конечности речь не идет вообще – это уже новый образ.
И он продолжает меняться во времени. От зрителя к зрителю на протяжении всей своей жизни, срока физического существования, а часто – и за его пределами.
То же касается и технологий. Соприкасаясь с чем то, уже сотворенным до нас, мы наделяем его чем-то присущим лишь нам и тем самым меняем. Двигаясь дальше во времени пространстве, оно идет обновленным. Это живая изменчивая культура, не нуждающаяся в консервации, и тем самым совсем не способная остановиться. Результаты любого творчества сохранить невозможно. В «чистом виде» они не существуют, и тем более не подвластны жесткой фиксации. Восприятие и использование произведений или методов не существует отдельно от чужого сознания, от системы ценностей других людей. Роль создателя очень условна. Также, впрочем, как и позиция зрителя, слушателя, читателя. Это его сознание обладает способностью признавать или игнорировать что-то; это его восприятие творит.
Дом для сознания
Логика, язык, интеллект являются естественным продолжением окружающей среды. Пение и речь, скорее всего, появились, благодаря имитации людьми звуков ветра, шума дождя, лопающихся на воде пузырьков, потрескивания головешек в костре…
Любые образы, символы имеют такое же происхождение. Рост и угасание, жизнь и смерть, светлое и темное, верх и низ, все бинарные связи – это незыблемые основы, на которых строится наша логика. Если хотя бы один из таких кирпичиков исчезнет, ум перестанет работать. Ум имитирует среду, имитирует способ выживания, который выбрали люди.
Любая идея, которая возникает в голове – это маленький домик, в котором есть неосознаваемые стены, заданные условия, пол и потолок – фреймы реального и не реального, верного и не верного.
Каждая религия или теория, любая «скругленная», завершенная в своей «истинности» – это дом, в котором оставаться уютно и, безусловно, комфортно. Домик-убежище от реального мира, в котором, – насколько бы ни была нам дика эта мысль – нет никакой определенности, завершенности и стабильности, а всякое объяснение является лишь началом новых объяснений. Имеет ли смысл отождествлять себя со своей бессознательной моделью мира, сужая ее, примитивнейшим образом ограничиваясь? …Ой ли… Самореализация в «заданных рамках» не дает ни свободы, ни счастья. Ощущения полноты смысла и самореализации невозможны, пока речь идет лишь о выполнении социально одобренных и обусловленных «нормой» программ. Чем примитивнее эта клетка – тем больше в ней авторитетных мнений, требований и традиций, которые нельзя ни подвергать сомнению, ни даже сверять с обычной логикой.
Но дом для сознания – не обязательно лишь архаичная система ограничений, где все обусловлено нормами и традицией. Он еще и система возможностей, зона комфорта, покоя и внутренней тишины, в которой, как в колыбели может рождаться и развиваться все новое.
Искусство сновидения позволяет осознавать себя внутри своих моделей, увидеть какие контексты лежат в основе восприятия и бессознательно подразумеваются, вспомнить происхождение убеждений. Все это позволит со временем сделать свою модель мира функциональнее и разумнее.
Самоидентификация это тоже сон…
Самоидентификация – самый глубокий сон наяву. И она нуждается в постоянстве и точности, убежденности и уверенности в правоте. При этом если хотя бы раз получаешь инсайт, что я – это вовсе не обязательно то, что понятно и известно, то потом уже само слово «я» произносится по-другому. И здесь нет уже места ни постоянству, ни точности, ни убежденности – как границам.
Самоощущение содержит столько пробелов и обобщений, что фактически также сновидно. С этим ничего нельзя поделать, кроме как каждый момент осознавать это. Взамен привычки приходит реальное переживание себя. Трудно объяснить, почему, но чем больше реальности в восприятии собственного тела и души, тем более мистическим становится опыт…
Нет инстинкта, нет поиска
В осознанном сновидении не действует обычный мотив завладеть окружающим пространством и ресурсами. И там хотя бы на миг можно почувствовать настоящую свободу без стереотипов и стратегий восприятия, которые продиктованы первобытной потребностью в выживании вида. В сновидении не нужно искать что-то конкретное, потому что ничего не приобретешь. Жадные поиски новых впечатлений, новых возможностей – это все еще инстинкт самосохранения. Даже пустоты уже достаточно, чтобы наблюдать ее, погружаться в нее, осознавать ее изнутри.
Нет смысла лишь принимать или отвергать опыт, как съедобное и вредное. Если в сновидение не привносишь свои обывательские цели, то сразу получаешь все: возможность видеть, играть с реальностью, любить и наслаждаться этим бесконечным миром без всяких логических, пространственных или временных ограничений. В сновидении не нужно искать убежище, оставаться в рамках знакомого и понятного. Не нужно подражать или пользоваться чужим опытом: маленькие просветления, из которых соткана осознанность в сновидении – это опровержение предыдущего опыта, историй, чужих описаний. Это свободное падение в полную неопределенность слой за слоем, отсутствие каких- либо неизменных стратегий, ценностей и убеждений, и непривычное чувство, которое движет и дает энергию, вне всякой практической пользы и самореализации.
Уверенность
Для человека, к сожалению, до сих пор привычно считать эту планету своим домом, не исследовать, но захватывать, поглощать, оккупировать новые пространства, строить многоквартирный термитник, удовлетворять всеобщее желание насытиться, и быть хозяином всего, загоняя вселенную под крышу простых представлений. Если не претендуешь на обладание знаниями, то нет потребности – верить в них, отождествлять свое видение со своим собственным эго. Уверенность нужна, чтобы перестать познавать что-то, следовать инстинктам и выполнять чужие программы как их выполняет робот.
Для выживания уверенность – хороший выбор, защищенное убежище, однако чтобы встретиться с реальным миром и обрести крылья, с ней все равно придется расстаться. Обидно будет, так и не пробить свою скорлупу и не взлететь ни разу, оставаясь на всю жизнь приверженцем каких-то верований, методов, алгоритмов, сценариев, которые даже не осознаются…
Не узнаешь, чего ты не знаешь…
Люди пока не научились воспринимать реальность без моделей, убеждений, заданных фреймов и причинно-следственных связей, которые создают больше иллюзий, чем приближают к этой реальности. Моделирование реальности для сознания – функциональная оболочка, почти скафандр, без которого невозможно двигаться даже в свой собственный космос, воспринимать реальность напрямую без каких бы то ни было описаний. Человек пропускает в сознание только то, что прямо или косвенно необходимо ему для жизни. Нам иногда удается прояснить свои галлюцинации, допущения, неполноценные представления. Но негативные галлюцинации, то есть способность не видеть и вовсе не замечать через ощущения то, что «не нужно», – осознать почти не возможно.
Не за что зацепиться, если не знаешь, чего ты не знаешь, особенно внутри себя. Когда начинаешь целенаправленно осознавать рамки, в которых описываешь и воспринимаешь действительность и себя, то все меньше веришь и отождествляешься с этой моделью мира, понимая по-настоящему насколько каждая оценка, каждая ценность, стандарт, идея, история или прогноз – относительны, возможны только в заданных контекстах. Это также как если бы вы были героем какой-то книги и внезапно престали быть только персонажем истории, и, посмотрев на собственную жизнь глазами писателя, увидели бы границы сюжета, границы упрощенного мирка. За пределами этой относительной правды или внутренней неправды о себе, наконец, начинает приоткрываться что-то более глубокое, то настоящее, что превосходит все привычные ожидания и задает совершенно новые границы реальности.