Необычная техника работы Марины Звягинцевой рождает интересные и психологически-богатые полотна, которые можно очень долго рассматривать
Я работаю в технике монотипии. В отличие от обычной живописи, она делается не на холсте, а на готовом отпечатке. Хаотический отпечаток превращается в образ, в картину…
Отпечаток – это что?
На специальную поверхность наносятся краски, кистями, или пальцами рук, каким-то иным способом распределяются. Потом накладывается бумага или холст, и получается отпечаток. Цветовое пятно. Из сотни отпечатков пять получаются удачными, и с ними дальше можно работать. Это непредсказуемая техника. Цветовая каша, движение, отпечатанное на холсте.
И как вы работаете дальше?
Делаю разные серии, от мрачных до очень ярких. Очень много эмоциональной работы. В хорошем настроении из 20 отпечатков половина может сгодиться в работу. Если настроение подавленное – то и одного может не получиться.
Потом я работаю с этим хаосом, убираю лишнее и добавляю своё. Так, чтобы зритель не заметил моей работы. Это внедрение образа в хаос. Точнее – из хаоса получается принадлежащий ему, и в то же время объёмно выступающий из него образ. Монотипия позволяет поймать движение в чистом виде.
Марина, а как вы начинали жизнь художника?
Начинала с батика, чёрно-белой графики. Исследовала эффекты батика, но в этой технике нельзя создавать объём. В графике чёрно-белой нет цвета. В монотипии – и цвет, и объём и движение. Я могу рисовать и портреты, почему нет, и даже вписать портрет в монотипию.
Вы работаете под заказ?
На заказ я иногда делаю работы, но обычно, монотипию не заказывают, а выбирают. Я преподавала в разных местах батик, работала со взрослыми, в основном. Так что когда-то я ходила на работу!
Как из хаоса рождается образ?
Это может быть долгим процессом. Отпечаток у меня вызывает какие-нибудь ассоциации. Вот «Гранаты», как взрыв эмоций! Примечательно, что каждый зритель может увидеть что-то своё.
Как вы наносите пятна на холст?
Вообще – это моё ноу-хау. Я писала об этом статью в журнале «Худсовет». Выбирается ровная поверхность и краски замешиваются с помощью руки или кисти, и пока движение ещё не застыло, шлёпается холст сверху, получается отпечаток, и можно предугадать только его цветовую гамму. Одни отпечатки лежат годами, пока придёт идея, как их «проявить», а иногда получается сразу – образ.
Монотипия – редкая техника. Картину невозможно повторить, это единственное в мире изображение. Сколько бы денег ни предложил кто-то, повторить, копировать не удаётся. Можно сделать только похожую чем-то серию работ.
Вы размешиваете краски на специальной доске?
У меня есть большое корыто, где я смешиваю краски, гели, и потом окунаю в него холст. В непредсказуемости результата есть свой кайф. Как-то раз я пыталась управлять этим процессом, но получается, что вместо натюрморта вырисовывается пейзаж. Так что управлять можно только цветовой гаммой и направлением движения красок.
Вы верите в то, что цвет влияет на эмоции?
Естественно, но всё зависит от случайного совпадения настроения человека и воспринимаемого объекта. Если выставлено много картин в моей технике, то люди быстро устают! Я выставляю не более десяти работ, и каждая требует отдельного пространства, иначе они начинают «спорить» между собой.
А что вы хотите выразить, ваше послание зрителю?
Я выражаю саму себя, для меня картины – продукт моего развития и познания. Судя по тем картинам, что получаются, и по реакции зрителей, я могу предположить, что я в развитии. Оценки бывают очень разные – некоторые и нескольких минут находиться не могут рядом, у них даже голова начинает болеть, другие – полны восторга. И мне очень приятно, что картины вызывают пусть и диаметральные, но сильные эмоции. Всех по-своему цепляет.
Вот картина «Плод познания».
В сосудистой оболочке, как орган.
Плод, который все эти руки хотят потрогать. Подошёл один «конкретный» человек, и сказал, что для него – это образ жадности!
Александр. Один человек купил картину «Красный дождь», на ней лицо, по которому стекает кровь. Вскоре он погиб от выстрела в голову. Он был очень позитивный, балагурил. Мистическая история.
Вы задумываетесь над мистикой?
Как всякий художник. Есть одна картина, её быстро купили, она была написана в октябре, замес и шесть рук вокруг него. Покупатель сказал, что это любовь. Повесил в спальне жены. А жена работает на УЗИ. Она сказала, что это образ ребёнка, который видно на УЗИ. Через три месяца я узнала, что у нас будет ребёнок. Получается, что об этом я знала за три месяца до зачатия.
Случалось вам работать в состоянии крайней обиды или большой радости?
Конечно, очень часто, я работаю в состоянии сильных и разных эмоций, а потом, через некоторое время, уже более холодными руками решаю образ.
Александр. Марина всегда находится в состоянии сильных эмоций. И у меня бывают неудачи и успехи, и всё отражается в семье нашей, очень всё динамично – от восторгов до депрессии.
Что для вас депрессия?
Александр. Марина была в состоянии глубокой депрессии, очень похудела, слава богу, нашёлся психолог, который нам помог. Так что к журналу «Популярная психология» мы имеем прямое отношение, многих авторов ваших знаем. Тренинги проходили. Мы называем художественное направление Марины «текучей психикой», по меткому высказыванию одного наблюдателя.
Марина. Психолог меня тогда попросил взяться за работу и нарисовать для него «покой», а я всё время раньше стремилась рисовать «движение». Эту картину он у меня купил и повесил над своим столом. Теперь она его вдохновляет на работу. Покоем, по-моему, на той картине и не пахнет. С тех пор я стала восстанавливаться и ожила.
Дети ваши как относятся к вашей работе?
Как к чему-то обычному. На выставке они удивляются, как другие люди реагируют, а так – для них это обычная среда.
Вот – Сизиф. Он катит Земной шар?
Это может быть, его собственный мир.
А раньше вы чем занимались?
Училась на физфаке, два года. 80-е годы. Физика, математика давалась легко. Сейчас я уже забыла всё. Потом поступила на худграф. С мужем мы познакомились на курсах по вождению. До сих пор рулим.
Инна. Беременность, сказывалась ли на творчестве?
– Саша! – Марина кричит мужу, – принеси беременную! Да!
Первая беременность привела к тому, что я отказалась от батика – тогда были вредные анилиновые краски. Перешла в чёрно-белую графику. Потом сын подрос, но я уже не вернулась к батику. Когда третий ребёнок родился – ощущение творческого подъёма! А сама беременность – это ожидание, как и ожидание картины. Эту работу сделала, когда была беременна.
Инна. (восхищённо) Как вселенная…
Некоторые считают, что дети препятствуют творчеству, и поэтому отказываются заводить детей. Они и в творчестве со временем становятся бесплодными. А дети постоянно подпитывают меня, и я легко переключаюсь, покормила, и тут же могу пойти в мастерскую. Через два месяца выставка в Манеже, нужно готовиться.
Инна. Сколько времени уходит на создание картины?
Иногда – сразу начинаю писать, а иногда аккуратно пробиваюсь к образу несколько лет, медленно и даже мучительно. Это зависит от степени настроенности, может, я ещё не созрела до этого образа, но чувствую, что в этой монотипии обязательно что-то должно проявиться.
Вас интересует судьба картин?
Поначалу было тяжело продавать. Я сначала должна пережить картину, и тогда ее могу отдать. А с некоторыми я не могу расстаться, несмотря на то, что я их уже продала. Пуповина должна отделиться.
Музыка какая нравится?
Люблю работать под «Энигму», слушаю всё подряд, «Дип Форест» – весь, под раннюю Земфиру, слушаю Гребенщикова. Последний диск – «Брадягга» – «Мама, я не могу больше пить!»
У вас есть, как у художника социальный месидж?
Моё искусство – от эмоций, а не от головы. Поэтому – только энергетика, эмоции, никаких социальных посланий. Я предъявляю свой взгляд на мир.
Мне кажется, что у вас в работах нет разрушительных, дьявольских сил, например, из того депрессивного периода, о котором Александр рассказал.
Многие художники переживают очень тяжёлые периоды жизни, когда припирает к стенке и кроме самого себя, у него ничего не остаётся. Кто-то уходит в запой, кто-то, как я, в болезнь. А потом обязательно приходят свежие силы, наступает рождение и возрождение.
15-19 декабря 2006 г. Марина Звягинцева представила «Солярис» – проект галереи «Артмарин» на выставке «Арт-Манеж 2006», Москва, Манежная площадь, д.1, ЦВЗ Манеж.
Основа проекта «Солярис» – картины Марины Звягинцевой, выполненные в сложной и непредсказуемой технике монотипии. В ней образы рождаются из цветового хаоса, а зритель обязательно становится соавтором художника.
Солярис – это образ нашего подсознания – огромного, как океан, непонятного и загадочного.
Монотипия позволяет зрителю заглянуть в тайны своего подсознания.
Цель проекта – показать, что самое загадочное и таинственное находится не в другой стране или на другом краю Вселенной. Солярис – это неизведанная планета, которая живет внутри каждого из нас.
В феврале 2007 г. состоялось открытие галереи «Артмарин» Марины Звягинцевой и Александра Горячева в Москве по адресу: улица Привольная, дом 2-А.
Подробная информация на сайте www.artmarin.ru
тел. 768-9353