Елена Газарова, клинический психолог и танатотерапевт. Специалист, проводник для тех, кто ищет дорогу к себе. Наш разговор с Еленой о мечтах и о том как жить жизнь тела счастливо
Елена Газарова, клинический психолог и танатотерапевт. Один из удивительных специалистов, которых можно назвать проводниками для тех, кто ищет дорогу к себе. Наш разговор с Еленой о мечтах и о том как жить жизнь тела счастливо.
Лена, вы давно работаете как психолог, скажите, как появляются у нас мечты?
Мечты — это сформированные представления, иллюзорные знания, формирующиеся из традиций семьи. Это означает, что мы наследуем какую-то мечту или похожую на нее. Например, у дедушки была мечта, скажем, иметь уголок для сапожного дела, а у внука — мечта иметь фабрику, производящую красивую обувь. Бывает, наши личные мечты складываются в противовес семейным традициям, когда ребёнок не испытывает комфорта от того, что является желанием родителей. И вырабатывает у себя противоположные представления и стремится к ним. В любом случае, это социально обусловленные механизмы, которые часто не имеют прямого отношения (я не возьмусь сказать, что всегда) к предназначению человека.
Наши мечты одеваются на нас через тело?
Да. Любая мечта обязательно проходит телесный контроль, потому что мечта — это нечто такое, что обязательно должно вызвать именно комфортное переживание, ощущение удовольствия. Безусловно, мы всё примеряем на тело, потому что именно с телом мы связаны. И если нам мечта-шаблон доставляет радость, то мы решаем, что нам это подходит. Естественно, мы ещё в детстве отрабатываем и вырабатываем эти мечты. Каждый из нас к чему-то стремится: для кого-то это идеал Барби, для кого-то идеал битв, сражений, подвигов, а кому-то комфортно от представления себя хорошо одетым высокопоставленным чиновником.
Как можно узнать предназначение человека?
Это не просто. И прежде всего — для родителей, поскольку это они должны узнать, к чему предрасположены тело и душа ребенка. Это сложно, потому что людей, размышляющих на тему, что мы есть, по сути, не очень-то много. Мы ведь — сочетание несочетаемого, материального и духовного. И тело может хотеть одного, а дух может хотеть другого. Поэтому задачей родителей является, прежде всего, отслеживание натуральных способностей ребенка. По личному и клиническому опыту знаю, что огромное количество людей живёт не ту жизнь, которую они прожили бы, будучи воспитаны в своих природных генетических задатках. Если бы мы развивали то, к чему предрасположен ребёнок, то имели бы совершенно другое человечество. И проблема сводится к тому, какое человечество мы имеем на сегодняшний день.
А какое?
Я думаю, что мы имеем искусственное человечество, которое живёт не свою, предоставленную природой, а иллюзорную жизнь. Складывается такое впечатление, что люди представляют собой некую общность, лишённую естественности. Об этом написаны прекрасные книги Райха, Фромма и других авторов. И когда анализируешь это, то понимаешь, что где бы ни происходило воспитание человека — во Франции, у нас или еще где-то — оно всегда идёт по нескольким накатанным схемам. Причем схемы находятся в противоречии с природными задатками ребенка. А ведь задатки можно отследить по телесным проявлениям!
Как можно начать видеть эти телесные задатки-проявления?
Базовые задатки проявляются в полярностях: активность-пассивность, высокая или малая чувствительность, склонность к мечтательности или к проявленному вовне действию, левшество-правшество. В нашей стране просто чудовищный опыт переученных левшей, которого не было на Западе. У них очень много левшей, а это особый класс людей. На Западе они очень хорошо адаптированы, а в нашей стране являются группой риска.
Что значит зона риска для левшей?
Наш мир — мир правшей, очень активный и грубоватый. Правши и левши совсем по-разному воспринимают этот мир. Левши, образно говоря, «художники» и «поэты». Это не значит, что все они занимаются художественной или поэтической деятельностью. Просто они — «воспринимающие» и «передающие», в то время как правши — «действующие». В детстве мы все — и мечтательные, и действующие — ориентированы задавать вопросы. Но делаем это по-разному и по-разному реагируем на ответы.
И это тоже знаки задатков, и даже — способностей. К каждому человеку в отдельности необходим серьезный подход. И левшу воспитывать как правшу бессмысленно, особенно, если левшество явное, моторное. А есть ещё психическое левшество, когда человек мыслит и чувствует как левша. Подобное переучивание заканчивается ломкой: в подростковом возрасте — первые кризисы, в 18-20 лет — срывы, а дальше — неврастения и хождение по врачам, психологам и психотерапевтам.
То есть, наше предназначение проявляется в ключевые периоды жизни, кризисные моменты?
Обычно первый кризис, связанный с нашим предназначением, бывает от 12 до14 лет, потом в 16-18. А после 22-23 есть уже большая армия пациентов или клиентов, в зависимости от тяжести состояния, неудовлетворенных своей жизнью. Это происходит потому что у них сформированы неестественные, навязанные им мечты. Потому что их воспитывали не так, как это было предназначено им Природой и Господом Богом.
Вот ещё распространенный случай, когда моторно-развитого ребенка воспринимают как беспокойного, необузданного, тормозя и останавливая его, не позволяя проявлять активность в движении. А ведь в этот самый момент происходит блокирование его ведущих тенденций в развитии! Безусловно, ребёнок обязательно должен уметь спокойно сидеть, читать и писать. Но когда сплошь и рядом ребёнка останавливают, то ему перекрывают кислород.
Я тут задалась вопросом: почему этот ребёнок получил такое тело с такой энергетикой, с таким движением, таким чувствованием? Ведь если тело много двигается, значит, оно вырабатывает достаточное количество энергии? Если этот ребёнок может так двигаться, то, следовательно, он вообще так организован — под выработку большого количества энергии. А значит это для чего-то нужно?!
А для чего нужно?
Мы говорим об очень простых вещах — индивидуальных отличиях. Они всегда рассматривались как телесные и психологические отличия. Я предлагаю посмотреть на это и с другой стороны. На сегодняшний день даже материалисты не отказываются от слова Душа. Ведь никто из нас не решится сказать, когда душа приходит в это тело. И никто не дал ответа на вопрос, где и как рождается душа. Поэтому метафизики и идеалисты предпочитают считать, что душа — это то, что есть и существует всегда. Нам стоит разграничивать, что тело — это нечто такое, что умеет двигаться, душа — нечто такое, что умеет переживать. И она не умирает, а уходит и приходит вновь. Я придерживаюсь представления, что душа — то, что совмещается с телом на момент нашей телесной жизни. И почему-то какая-то душа совмещается с активным телом, а какая-то — со склонным к медлительности. Следовательно, стереотипное воспитание детей, стремление выстроить их «в шеренгу», попытка уравнять их в активности, движении и деятельности приводит к формированию неподходящей
для данной души телесности. И тогда душа начинает испытывать дискомфорт оттого, что она совмещена с телом, которое живет по неестественным для неё законам.
Как вы исследуете это в своей работе?
Моя работа сводится к тому, чтобы вывести человека хотя бы во взрослом возрасте на его дорожку, ту, по которой он бы шел, если бы родители и социум повели бы его путем, соответствующим природе его тела и души. Это производится путем сложного анализа, как минимум, трёх поколений, живших до моего клиента, стереотипов его воспитания. Я наблюдаю его телесность, исследую его индивидуальные особенности: каким он мог бы быть и каким он стал, потому что позволил себя таким сделать. Я тщательно исследую все неудовлетворенности, которые были в его жизни. И затем мы совместно выходим на ту дорогу, которая изначально была предназначена ему при рождении, но пока не могла осуществиться.
Беседовала Юлия Ларионова
Художник Феодосия (Иванова Феодосия Геннадьевна) родилась и выросла в Якутии, в селе Урицкое, с детства наблюдала взаимодействие соседствующих культур народов Севера и Восточной Сибири. Природа этого далекого и прекрасного края отразилась в мировоззрении художницы и определила ее путь в Искусстве. Художественный стиль Феодосии — Реальная Мечта, как логическое продолжение традиций русского космизма.
2001 г. — первая персональная выставка «Ветер снов». 2002 г. — персональная выставка «Всплески Верхнего Мира» в Центре-Музее имени Н.К. Рериха. 2004-2005 гг. — передвижная выставка «Знаки шамана» по городам Сибири. Феодосия является членом Международного Художественного Фонда.