Как мы понимаем, что чувствуем? Как мы понимаем свои чувства? Есть ли связь синкретического мышления из детства с формированием эмоции, чувства? Это не простые вопросы. Ведь бывает так, не все чувства доступны к переживанию. Некоторые в тени, они не чувствуются.

как мы понимаем свои чувства? Изображение как образ сна, что-то целостное, ассоциации ИИ с понятием поля по Левину
Мы схватываем образ эмоции по совокупности телесных сигналов, от мимических мышц до интероцепции внутренних органов.
Мы сразу же погружаемся в чувство исходя из социальной ситуации, из оценки, из самооценки, а это внутренние объекты нам что-то сообщают, и понимаем чувство “из психологического поля”, по его конфигурации.
Часто мы знаем, что чувствуем сразу, без какой-либо обработки, без “вычислений”, навроде а что это я сейчас чувствую, так. Опрос сенсоров… так…, не так, а целиком, целостно.
Как мы понимаем свои чувства?
Человек на консультации говорит: «Я не понимаю, что чувствую». И в этой фразе — не просто растерянность, а глубинный вопрос: а как вообще мы понимаем, что с нами происходит внутри? Как я понимаю, что именно я чувствую?
Кажется, что чувство — это то, что с нами случается. Вот оно — тревога, радость, гнев. Но как мы его узнаём? Что в нас работает в этот момент?
Когда мы чувствуем что-то, тело всегда знает об этом первым. Лёгкое напряжение в животе, ком в горле, ускоренное дыхание, движение бровей — всё это первичная телесная карта эмоции. Иногда мы даже не замечаем этих сигналов, а просто сразу говорим: «Мне тревожно». Но если попробовать остановиться и почувствовать, где в теле живёт тревога, можно обнаружить целый ансамбль ощущений.
Интероцепция — это способность ощущать сигналы внутренних органов. Она участвует в том, как мы отличаем страх от злости, стыд от грусти. У кого-то эта система работает тонко, почти как музыкальный слух: он сразу улавливает нюанс. У кого-то менее отчётливо, и тогда нужно больше времени, чтобы услышать себя.
Но телесные ощущения — это не всё. Есть ещё поле. Не в физическом смысле, конечно, а в том, как это описывали гештальт-психологи и Курт Левин. Наше внутреннее психологическое пространство — это не пустота, это всегда поле, в котором есть притяжения, отталкивания, значимые фигуры. Мы словно оказываемся внутри эмоциональной сцены, где многое определяет контекст: с кем я, как я себя оцениваю, что для меня значимо. Часто чувство проявляется именно в ситуации поля: «Я вдруг понял, что злюсь не на собеседника, а на самого себя».

как мы понимаем, что сейчас чувствуем?
Но, пожалуй, самое важное — это то, что чувство часто приходит сразу целиком. Как образ. Как отголосок эха, как образ из сна. Как узнаваемая форма — и здесь мы выходим на связь с синкретическим восприятием, так работает синкретическое мышление. И тогда мы не «вычисляем» чувство из телесных или социальных сигналов. Мы просто схватываем его — целостно, в одной вспышке внутреннего узнавания. Это и есть эмоциональный паттерн: обобщённый, пережитый, запечатлённый в опыте образ, по которому мы и определяем — вот это грусть, вот это вина, вот это нежность.
Такое восприятие не требует анализа. Оно нерасчленённо, как и сам образ чувства. Оно ближе к интуиции, к эйдетике, к первичной, допонятийной схеме восприятия — когда всё сразу становится понятно, как если бы чувство вписалось в узнаваемый внутренний ландшафт.
Интересно, что для этого понимания слова не всегда нужны. В повседневной жизни мы не обязаны всё время вербализировать свои чувства — достаточно действовать сообразно им, осознанно или интуитивно. Вербализация важна, когда нужно поделиться, осмыслить, опереться на чувство в трудной ситуации. Но внутренняя работа с чувствами — это не всегда работа словами. Часто это — узнавание, сопоставление, согласование с собой.
И всё же, когда точное слово приходит, оно работает как ключ. Оно даёт чувство устойчивости и собирает внутренний опыт в связную форму. Как будто образ наконец нашёл своё имя.
Хорошо, когда у вас уже есть паттерн или сложившийся образ, который определяет, а что я, собственно, чувствую. То есть, целостный образ эмоции или чувства. Но бывает, какие-то чувства «проскакивают мимо», этот паттерн или образ не сформирован, или нарушен. И этому распознаванию эмоций и чувств и даже неким начальным движениям, которые в хорошей форме «выдаются» окружающим – это можно обрести в терапевтической работе с психологом. При этом изучение словаря эмоций и чувств – это лишь часть работы.
С уважением, ваш психолог онлайн
©Евгений Власов