Кинцуги – золотая заплатка или кинцукурой – золотой ремонт), искусство реставрации керамики с помощью лака, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком
Техника ремонта, при которой трещины и сколы на керамике заделывают лаком и украшают золотом или серебром.
В Японии лак уже давно используется в качестве клея для ремонта керамики и фарфора.
Кроме того, используя технику маки-э, отремонтированные участки украшаются золотом и серебром, и они развивают уникальный эстетический смысл, который находит там творчество. Мне не хочется выбрасывать посуду, которой я пользовалась каждый день, памятные вещи из поездок, подарки близких… только потому, что они разбиты.
Но вы не можете использовать его или украшать, пока он сломан. В таком случае может пригодиться техника Кинцуги. Изучая лак и традиционные японские ремесла в увлекательной игровой форме, почему бы не начать жизнь, в которой вы можете ремонтировать и использовать важные вещи в течение длительного времени, жизнь, в которой вы не выбрасываете вещи.
Ничто не вечно, как и использование специального растительного лака, и порошка золота. Если все тело трещины заполнить пастой на порошке золота – предмет станет весьма дорогим.
Искусство восстановления разбитых предметов Кинцуги – метафора восполнения ущерба. Часто применяется в психологии как пример того, что на месте травмы может быть что-то более дорогое, чем вокруг неё. Эта метафора привлекательна, но на месте утраты не часто вырастает что-то золотое, это нарциссическая техника, возведение в высокий ранг своих ран, психологических.
Как упростили древнее искусство кинцуги в современных мастерских в Японии
=В восточных традиционных ремеслах, к которым можно отнести и медицину, часто употребляют особые ингредиенты, которые либо не достать, из-за их редкости и уникальности, либо они какие-нибудь вредные, токсичные. Таков лак для этой техники, сложно с ним работать и опасно.
Специальный лак из лакового дерева добывается подобно каучуку из гевеи. На деревьях с красноречивым латинским названием токсикодендрон верницифлуум подрезают кору и собирают вытекающий сок. Этот сок кроме воды содержит настоящий природный мономер, при определенных условиях он полимеризуется. Причем это лак обладает, как и большинство мономеров, активных молекул, способностью вызывать раздражения и аллергии. А при попадании внутрь – вообще может отравить до смерти.
Естественно, лак уруси еще и дорог, поэтому проще подобрать какую-нибудь эпоксидную смолу и творить на ее основе.
Часто в японских мастерских, в которых предлагают обучение или опыт кинцуги, используют эпоксидную смолу вместо лака. После склеивания эпоксидной смолой наклеивается сусальное золото или серебро. Сусальное золото – обычно чистое золото, которое поэтому оно будет в виде надежного пищевого покрытия на смоле.
Преимущество эпоксидной смолы в том, что она быстрее затвердевает, чем лак уруси, излечённое изделие с замещенным «золотом» утратами можно завернуть, и в тот же день забрать домой.
А если вы хотите попробовать применять лак для кинцуги, хорошо подумайте, соприкасаться с лаком не рекомендуется тем, у кого аллергия на лак, или кто-то может получить эту аллергию при первом же контакте. Можно ремонтировать золотым способом другие предметы, кроме посуды, но с предметами из стекла и дерева могут быть проблемы.