Как можно пользоваться понятием жизненного пространства из теории поля Курта Левина и что можно получить, исследуя свое жизненное пространство

Курт Левин описывал свое восприятие поля боя, где он находился в 1ю мировую войну. Восприятие мест было сильно другим в мирное время, но память опасных мест сохранилась
Иногда говорят – «поле работает». Эта формулировка сильно пахнет эзотерикой, потому что не понятно, как именно поле работает, если говорить о психологическом поле? Что же работает на самом деле, где физически это поле и что дается нам непосредственно в ощущении и переживании? Что можно потрогать и по чему можно топать ногами, что можно осматривать и где – передвигаться? Один из способов ответить, как работает психологическое поле – исследовать жизненное пространство. Это важный компонент теории поля, это «вместилище» психологического поля. Жизненное пространство имеет осязаемость, форму, цвета, структуру, запахи и насыщено звуками и прочими непосредственно воспринимаемыми органами чувств параметрами, так оно и отражается в психике.
То что я называю – жизненное пространство, это означенная окружающая среда, психологическое жизненное пространство. Психологическое жизненное пространство – это образ окружающей среды в психике. Карта, нарисованная наложением на снимок местности, территории – это физическая структура. Психологический образ карты может существенно отличаться. Например тем, что расстояния между субъектом и неприятными, но необходимыми объектами будут длиннее, а желаемые и полезные объекты среды будут казаться ближе, и даже крупнее, чем нежелаемые. До привычных и знакомых мест будет проще добраться, несмотря на то, что они могут быть весьма далеко. В жизненном пространстве находится не только местность и ее физические объекты, это могут быть люди, животные, вещи, и им отводится место в жизненном пространстве. В какой-то мере древние шаманские карты – первый опыт зарисовать, картировать содержание психики, устройство мира. При этом мы четко устанавливаем, жизненное пространство – это содержание психики, нарисованная карта, а не реальная местность и не физический ее отпечаток.
Расстояния в реальности (на физической карте) неминуемо влияют на психологическое жизненное пространство: очень трудно добираться на работу или учебу 3 часа в один конец, преодолевая 150 км. Но при высокой атрибуции вы не заметите этого, привыкнете, и путь будет психически восприниматься приемлемо коротким. Со временем эта привычка сыграет против субъекта – слишком много сил будет потрачено на транспорт и в транспорте, а на учебу или работу сил со временем станет недостаточно.
Весьма важный момент, ответить на вопрос – а где жизненное пространство? Следует понимать, что образ жизненного пространства, наполненный привлекательными и не очень факторами, существует в психике, – в сознании и бессознательном. Структура жизненного пространства напоминает карту местности. Первоначально существовала окружающая среда, наверно так будет верно выразить мысль. И потом эта среда путем освоения, осмысления, передвижения стала жизненным пространством.
Жизненное пространство в бытовом смысле – это территория. В смысле теории поля Курта Левина – это карта, которая существует в психике. В психике определенные места жизненного пространства обретают смысл, притягательность или наоборот, отталкивают субъекта.
А что, если поисследовать и ответить на вопрос – а как устроено моё жизненное пространство, нарисовать его – можно ли найти то, что есть, но не видимо и даже предположить то, чего еще нет?
Ближнее и дальнее жизненное пространство

Курт Левин: жизненное пространство, в зависимости от того, что происходит – меняется. Может меняться и его свойства, и восприятие ЖП в целом
В теории поля Курта Левина особым образом характеризуется важная составляющая теории поля – жизненное пространство. Это область окружающей среды, где человек перемещается, получает необходимое для себя, для души, где реализуется. Жизненное пространство состоит как из физического окружения – архитектура, леса, поля, города и поселки, ландшафт. Также это и человеческое окружение, в общем – всё что влияет, и все, на что можно повлиять. То, как человек пользуется своим жизненным пространством, в значительной мере характеризует и ресурсы, и проблемы. При этом в данной статье мы рассмотрим очень примитивно – структуру и связность жизненного пространства как места для жизни. Как оно устроено – этим вопросом может задастся каждый, кто исследует и себя и свою психику и кто решает свои задачи и проблемы. Жизненное пространство может частично не осознаваться – точно так же, как бывает, мы не чувствуем какую-то часть тела. Если жизненное пространство попадает под внимание – есть больше возможностей с ним работать, что-то изменять, уходить и искать другое, то что нужно и то, чего нет.
Жизненное пространство, по Курту Левину, это совокупность существующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение человека сейчас. Когда Курт Левин приводит пример из своего ощущения поля боевых действий и присутствия в том же месте в мирное время, он находит существенную разницу в восприятии места. Жизненное пространство может меняться. Психологическое поле облечено в форму физического пространства, которое соприкасается с воспринимающим. Это местность, поля, леса, улицы и фигуры прохожих, все что доступно и кое-что из недоступного или еще не замеченного.
Мы сейчас не рассматриваем содержание факторов жизненного пространства, а рассуждаем о его форме, областях, связности. Не рассматриваем насыщенность, дифференцированность областей жизненного пространства, только касаемся значимости пути и места.
Существенный интерес – как устроены две зоны жизненного пространства, ближняя зона и отдаленная зона жизненного пространства. Ближняя – это ваш дом, двор и поселок, например. А дальняя – это ваши посещаемые места, отдаленное место работы, далеко живущий родственник или «дача» за 500 км. Для активных людей, которые перемещаются на дальние расстояния и путешествуют, топография может сужаться до образа места. Этот образ вовсе может быть не похож на карту, вовсе может быть фрагментарным, то есть, не похожим на жизненное пространство, которое обладает, связностью, относительной устойчивостью формы. Ведь может быть так, что путешественник везет с собой свое тело и 30 метров вокруг него – а далее – терра инкогнита, не являющаяся жизненным пространством.
Более того, разные люди и с разным состоянием психики, могут образовывать жизненные пространства более или менее обширные и осмысленные. Тот, кого тянут в путешествие, как Паганель, также герой Жюля Верна, увидит муху цеце, определит растение, и с точностью определит место (это Африка, а не Южная Америка). Но точно не запомнит мест, путей, дороги. То есть, кто-то обнаружит смыслы, а не пути, связывающие места. В этом как раз исследование жизненного пространства человека может быть полезным методом в практической психологии: поиск новых смыслов, отказ от старых, поиск новых путей, отказ от привычных путей, и не обязательно отказ – может, необходимое внесение изменений.
Дом и интерьер – основа жизненного пространства
В позитивном ключе, дом дает безопасность, уют, удобство. Ближайшее к человеку жизненное пространство может обеспечивать сном, едой и отдыхом. Также ближайшее жизненное пространство может быть рабочей средой – ибо самоизоляция. Посмотрите, как развиты службы доставки – окружающая среда избегается ее заказчиками. Жизненная среда сужается до комнаты и квартиры или дома. Обратите внимание на нашу работу психологов – мы работаем онлайн, не осваиваем кабинеты в аренду. Все это произошло со времен пандемии ковида и явилось следствием ограничений: выходить наружу опасно и наказуемо.
Многие, кто переживал или переживает депрессию, рассказывают об ограничении и сужении жизненного пространства, меньше сил, меньше осваиваемая территория. Вот, уволился с работы – и выпал из обихода целый офис или предприятие и также выпал трек, путь, по которому человек добирался-возвращался. Вот, человеческая потеря, кто-то умер, с кем-то расстался, и дорога к дому друга и его жилье также исчезает из вашего жизненного пространства.
А другой процесс – пристройка к дому комнаты – усложняет и расширяет жизненное пространство. Новое место работы – образует новый путь и место, которое осваивается.
Об интерьере и структуре жилища можно писать книги и статьи, поскольку всегда традиции, образ прошлого жилья, память о родительском доме и новая мода, а также финансовые возможности и «а как там у соседей?» – все это влияет на новое место жительства и формирует новое ближнее жизненное пространство, которое может быть подходящим, а может и нет – после переезда человек вполне может разочароваться в новом доме. Доверился архитектору-проектировщику, высказал свои хотелки, вроде и согласился с проектом – ан нет, что-то вышло неудобное и приходится приспосабливаться к этим неудобствам.
Потребности и возможности в формировании жизненного пространства
Ваши потребности и возможности формируют ваше жизненное пространство. Все, с чем вы вступаете во взаимодействие, все становится составляющими психологического поля. При этом по большей части жизненное пространство статично и неизменно, а человеку остается лишь выбирать, по какому треку двигаться, в какое кафе зайти посидеть, а в какой переулок не заглядывать и какого пустыря или улицы и вовсе избегать: темно, грязно или неприятные воспоминания.
Вот семья приобретает автомобиль, устраивает ребенка в хорошую школу. И выясняется, что ребенка нужно возить в школу за несколько километров, пересекая несколько кварталов и трасс. Так делают многие, кто обеспечен автомобилем. Средний класс возит ребенка в отдаленную школу. При этом для ребенка путь и трек жизненного пространства сужается до мелькания за окном окружающего мира и контакта с треком, с путем до школы – не образуется. Потом ребенок вырастает и поступает, допустим, в университет. Повторяется та же история – вследствие загруженности и недостатка свободного времени жизненное пространство вблизи места жительства теряет значимость и скукоживается.
При этом стоит вспомнить, как именно ребенок формирует свое жизненное пространство, например, до трех-семи лет. Существенная разница: прежде всего малыша и дошкольника интересует то, что находится в досягаемости взора и до чего можно дойти пешком. Уголки квартиры для младенца важны, как и рядом находящаяся стройка для младшего школьника, за дырявым забором, – это интересно!
Получается, обретение автомобиля может серьезным образом изменить жизненное пространство, а именно, исключить из него то, что находится во власти взора и пешей доступности, то, что рядом. И включить в жизненное пространство области, которые не очень-то досягаемы без технических средств. И тогда общая связность достигается изучением дорожной карты, которая является абстракцией, схемой, карта помогает устроить связность этих фрагментов жизненного пространства, но карта не является жизненным пространством, как любят говорить, карта не есть территория.
Карта жизненного пространства

Как жизненное пространство рисовал Курт Левин, для положительной и отрицательной валентности стимула или объекта (или субъекта) Z. Веселые стрелки – это векторы валентности. P – это персона, человек. Траектория движения может быть разной, не обязательно – кратчайшей. Обратите внимание, что регионы имеют протяженные, связанные друг с другом границы, как мыльная пена (рисунок – это плоскость, отображающая объём). Некоторые границы регионов не контактируют, и для психики эти регионы не имеют прямой связи. Например, глава семьи будет ездить на дачу из дома, и практически никогда – с работы, как пример. Регионы работы и дачи не будут иметь общей границы. Связность региона дачи и работы происходит, например, через регион дома. При первой поездке на дачу с работы в нарушение привычного пути, могут произойти казусы – будет что-то забыто, например, ключи или вещи. Если вам «по долгу службы» нужно в место Z с отрицательной для вас валентностью, вы можете заблудиться «в трех соснах» и опоздать. Может сломаться автомобиль или случится пробка, и вы получите повод не ехать туда, куда не хотите. Так “работает” поле.
Давайте попробуем нарисовать карты жизненного пространства по Левину, но иначе, как в теории графов. Рисуем так: элементы будут как пузыри в пространстве, по другому также устроены связи, это как дорожная сеть – не везде можно остановиться и “освоить” пространство. Отдельные регионы жизненного пространства в психике будут отображаться не как мыльная пена, а как гирлянда шариков, связанных линиями доступности.

Схема жизненного пространства. Примитивный рисунок. Ваш рисунок может быть более подробным и сложным, чем этот. Все интересное – в деталях. Например, какая-то из областей жизненного пространства может быть очень далеко за пределами этого изображения.
В этом абзаце статьи про жизненное пространство я попытаюсь подойти к методике рисования его карты. Во время мое школьное карты были засекречены в подробном масштабе, причем карта мира часто висела на стене в школе и иногда – в комнате школьника. Мир был нарисован. А вот дома в поселке – на карте обозначены не были, приходилось рисовать самому. А кто-то из вас рисовал карту своего места жительства в детстве? Я пытался, хоть с рисованием было у меня не очень.
На иллюстрации – домоцентрическая модель карты жизненного пространства. Но центром в вашем случае вовсе не обязательно будет дом. Размеры областей как-то коррелируют с их значимостью. Линии связности могут быть выстроены по-вашему. Расстояния могут быть также отображены по-вашему. Что-то может быть далеко, как например, дача за 400 км, если так вот “далеко”, не уместилась бы дача на этом изображении. Как устроена карта, как вы ее осваиваете – все это накладывает отпечаток на психику.
Разработка карты жизненного пространства может начинаться с ближайшего места – с вашей квартиры. Вы можете нарисовать комнаты, траектории движения и значения мест в вашем доме и в вашем дворе, если двор вами освоен. Это будет не похожая на Левиновскую карта, состоящая из окружностей и треков – так обозначим топы (topos – место) и графы на карте. Топом мы назовем окружности или иные ограниченные границей формы. Графом – совокупность линий их соединяющих. Внутри областей-окружностей можно подписать названия и смыслы. Вдоль линий – названия путей. Некоторые области могут нести метафорические названия.
Так, в детстве, один из пустырей я и отец назвали «гранитное поле», по Жюль Верну. Название прочно приклеилось к этому пустырю, на котором искались обломки гранита, росли всякие одуванчики и иногда разжигались костры. Сейчас такое обширное использование этой области жизненного пространства выглядит невозможным – оно заасфальтировано, костер жечь нельзя, выросли крупные деревья, а само место отчуждения, «гранитное поле», образованное ЛЭП, исчезло, так как ЛЭП заменили на подземный кабель.
Психологическое жизненное пространство не равно географическому. Если вы рисуете карту, не опираясь на измерения, “по памяти”, не используете контурные карты, это – рисунок, отражающий содержание вашего сознания. Вы также можете увидеть существенную разницу в изображении психологического жизненного пространства, которое «не терпит пустоты»
Рисуем карту жизненного пространства
Упражнение 1. Попробуйте изобразить линиями и траекториями вашего движения вашу квартиру или дом и двор. Все рисунки – по памяти. Конечно, ранее виденные вами карты как-то повлияют на рисунок, это нормально.
Упражнение 2. Попробуйте по памяти зарисовать ваше место жительства – ваш дом, ближайшие улицы, посещаемые места – например, магазины, рынки, места где живут ваши друзья, может, ближний парк, спортзал. Пруд, речку.
Упражнение 3. Изобразите в более крупном масштабе вашу дорогу до работы и места, куда вы добираетесь на авто или электричке, автобусом, обозначьте ваши освоенные места за пределами ближайшей зоны жизненного пространства.
Карта жизненного пространства отображает то, что есть, в вашем сознании, а то, чего нет, или то, что скрыто в бессознательном, карта может ли показать? Иногда ясно видно: “чего-то не хватает”. А что-то подскажет психолог или даже ваш близкий человек.
Что можно обнаружить при создании карты жизненного пространства?
- Неизведанные области. Те новые места, которые в непосредственной близости, но не освоены, и поэтому могут быть интересны. Ну или пусты и поэтому неинтересны.
- Избегаемые места – куда обычно не ходят, где действуют какие-либо ограничения. Это могут быть иррациональные ограничения, которые можно осмыслить, а территорию – освоить.
- Можно обнаружить более глобальные вещи, например, что ближняя зона жизненного пространства вообще пуста, а треки или как мы написали – графы, ведут подальше к отдаленным освоенным областям. Ближнее поле «не работает», отдаленное – фрагментировано. Карта может напоминать звезду с лучами, на концах которых есть освоенные области.
Например, ваше ближайшее жизненное пространство может быть съемной квартирой, в которой вы и ремонт делать, и осваивать ее, – нет для вас смысла, так как это «чужое место».
- Различия для сельской местности и города, а также «нового города» – системы коттеджной застройки, в которых графы возможны вдоль узких улиц, основная площадь чужая, и не может быть освоена: заборы высоки. В сельской местности больше свободы, но меньше возможных смыслов мест, поэтому может быть сложно ограничить места вне дома – видимые границы – это границы полей, лесов и рек.
- Самое главное, что можно обнаружить – это сходство карты жизненного пространства и образа мыслей и структуры вашего психологического поля. Например, в случае освоения дальних областей и пустоты рядом, вы можете обнаружить, что многие далекие от вас люди вам более важны и ценны, чем те, кто находятся рядом, и о близких вы мало что знаете и ваши связи не особенно насыщены разными эмоциями, а содержание общения пусто и рутинно.
То есть рисование карты жизненного пространства – это как большой проективный психологический тест, в котором вы можете обнаружить свои ограничения, но также можете предсказать месторождения «полезных ископаемых» – ресурсов, которые вы по каким-то причинам не осваиваете. Например, по причине того, что вас когда-то возили на автомобиле в школу 8 лет, вы не знаете вашего района в котором живете. Знаете только, например, путь до станции и всё.
То есть рисование карты жизненного пространства может быть одним из элементов проработки депрессивного состояния, состояния после утраты, картинкой, которую вы можете принести своему терапевту-психологу, который поддержит такой вот необычный подход, как терапевтический путь, граф терапии. Да и психологу рисовать такие карты о клиенте может быть полезным.
Зачем исследовать свое жизненное пространство? Зачем строить его карты?
Может быть, построение карт вашего жизненного пространства поможет что-то решить, также как квадрат мотивации, чтобы сделать выбор. Все же карта информативнее, чем искусственные квадраты. Покажите карту другому человеку, который вас знает, его замечания могут серьезным образом натолкнуть на новые мысли и рассуждения, которые вы бы сами не заметили.
- Принятие решения о ремонте и изменении дома, о пристройке комнаты, например. Выбросить второй холодильник, стоящий на проходе, например.
- Отказ от слишком далекой дачи и ее продажа, несмотря на то, что это “фамильное место”.
- Съем жилья рядом с работой, учебой, чтобы избежать перерасхода сил и времени на дорогу.
- Обнаружение в своем окружении мест, куда вы ходите по привычке и даже из мазохистических ваших свойств. Вам причиняют боль, но вы ходите
- Обнаружение неизведанных мест, которые стоит исследовать. Забытых, отодвинутых на потом
Наверное можно отобразить на такой карте вместо физических объектов членов семьи или коллектива, и насчет коллективов компании такие методики существуют, да еще с определенной «толщиной» связей. А можно также нарисовать карту ваших эмоций и чувств, обнаружив какие-то неизведанные области, или слишком крупные «пузыри» перекормленной зависти или, допустим, доверия. Много фантазии насчет рисования карт.
с уважением, ваш психолог Евгений Власов.
©