Юмористические способности – умение шутить, рассказывать смешные истории, анекдоты и всячески веселить – позволяет легко получить дополнительный успех в общении
Борис Лайон, бизнесмен и психолог
Психология чувства юмора
Психология чувства юмора – это вам не шуточки! С юмором жизнь гораздо лучше и приятнее. Я думаю, что многие мечтают об умении мастерски кинуть в компании друзей шутку, да еще так, чтобы все упали от хохота. А рассказать девушке какую-нибудь смешную историю чтобы поднять настроение? Или на мероприятии, официальном или не очень, исполнить анекдот со скрытым смыслом, привлекая к себе внимание, получая авторитет и уважение.
В тёмном переулке, в ответ на традиционную просьбу “дать прикурить” ответить так, чтобы страждущие подраться еще минуть пять валялись бы от смеха. Да что там, чувство юмора может спасти вам жизнь!
В любом случае, юмористические способности – умение шутить, рассказывать смешные истории, анекдоты и всячески веселить – позволяет легко получить дополнительный успех в общении.
Что же такое смех? Это эмоциональная реакция на шутку, юмористическое действие или произошедшее событие. Как правило, вызывает смех оригинальный, неожиданный поворот ситуации. Важно еще то, что вызвавшая смех ситуация должна быть безопасной для смеющегося, иначе ему будет совсем не до смеха…
Другая статья о психологии юмора в отношениях мужчин и женщин и в браке>>
Меткость и неожиданность
Что нужно сказать или сделать, чтобы вызвать смех? В этом вопросе суть мастерства настоящего юмориста. Есть вполне конкретные схемы и факторы, которые следует учитывать – и люди с чувством юмора интуитивно им следуют.
С юмором крайне желательно метко попасть в точку. Что в одной ситуации будет безумно смешным, в другой – совсем нет. Промах в этом деле может быть даже встречен с осуждением. Однако чаще бывает так, что неудачно пошутивший сам собою вызывает улыбки, становится смешным.
За тот краткий миг, пока момент еще не упущен, нужно оценить ситуацию, прикинуть возможные варианты шуток, выбрать наиболее подходящий из них, сделать или сказать то, что будет смешным. Если протянете немного времени – всё, ситуация изменится и шутка уже не будет смешной.
Решение обычно приходит в голову сразу же, само собой, ведь умение шутить является бессознательным навыком. К сожалению, наше сознание не умеет действовать так быстро, как это необходимо в шуточном деле.
Соответственно, вы либо имеете этот бессознательный навык (хотя бы в минимальной степени), либо нет. Шутить, медленно раздумывая, оттачивая технику остроумия, можно только авторам из команд КВН когда готовится сценка.
Так как же научиться шутить? Приходят на ум три варианта. Во-первых, если в вашем окружении есть люди, которые умеют это делать, вы можете им подражать. Я сам не раз замечал, что многие мои друзья и знакомые со временем начинают шутить так же, как я. Так что сознательно настраивайтесь, копируйте тех людей, которые умеют шутить. Периодически спрашивайте себя: «А как бы он поступил на моем месте?», и действуйте так же.
После продолжительного времени такого моделирования у вас начнет наклёвываться талант юмориста – вначале слабенький, потом всё сильнее. И вы получите своеобразный дар. Полная копия, конечно, не выйдет – ваша личность все равно наложит свой отпечаток на копируемую модель. Если будете развивать полученный дар, то он станет в достаточной мере сильным, мощным и оригинальным.
Второй вариант – пройти специфические тренинги, которые помогут наработать навыки юмора. Но я о таких тренингах не знаю.
Третий вариант – это досконально разобраться в том, как работает “механизм” юмора, и целенаправленно собирать знания в этой области. А потом на их основании выработать в себе соответствующие качества и навыки. И этот “научный” подход я и хочу рассмотреть.
Если у Вас нет чувства юмора
В рамках небольшой статьи вы можете получить только начальный минимум, стать кандидатом в мастера смеха, но и это уже неплохо.
Итак, давайте немного разберёмся с механизмами юмора. Несмотря на несерьезность юмористической ситуации, смех является психологической защитой. Психика человека, который засмеялся, в этот момент была не готова к неожиданному развитию ситуации и смех – это сброс напряжения.
Назовем того, на кого юмористическое действие направлено, объектом юмора. Это может быть один человек или группа. Упрощеная схема работы юмора следующая: в самом начале – некоторое обычное действие. Неважно, ваше или чьё-нибудь еще, важно, что оно привычно для объекта. Далее идёт совсем неожиданное действие. Неожиданное не в смысле внезапности, а в смысле отсутствия ожидания именно такого продолжения обычного действия у объекта. Это действие делаете вы – шутите.
Если всё удачно, то объект шутки смеётся или улыбается. Вот такая психология чувства юмора.
Юмористическое действие (чаще это речевой акт – фраза или короткий рассказ) должно быть понято объектом. Вряд ли имеет смысл рассказывать анекдот из математического анализа старшекласснице. Желательно, чтобы шутка была понятна однозначно, как планировалась. Перед тем как начать, нужно подстроиться под объект. Понять и прочувствовать тему и некий общий настрой. Затем нужно дождаться благоприятного момента, например, паузы.
После этого очень быстро и грамотно выбрать способ и тему воздействия (а какой же анекдот рассказать?). Это очень важный момент, ошибка здесь может дорого стоить.
Дальше само действие. Нужно привлечь внимание к себе и артистично исполнить задуманное.
Работа АНЕКДОТА
В анекдоте очень точно видна структура юмористического действия. Он обычно состоит из двух частей: вводная часть и ключевая фраза, которая переворачивает всё с ног на голову, разрывая привычный шаблон. Как правило, вводная часть длиннее ключевой.
Вот пример анекдота, который мы с вами разберём.
1. Вводная часть.
Ученые из Новой Зеландии изобрели новую таблетку, от которой у человека начисто пропадает чувство голода. Таблетка изготавливается из специальных трав с добавлением мясо-мучных ингредиентов.
2. Ключевая фраза.
Весит такая таблетка полтора килограмма.
На то, будет ли анекдот смешным, влияют несколько факторов. Во-первых, у рассказчика в его сообществе может быть имидж шутника (это выражается и в своеобразной внешности, и в репутации), который позволяет конкретной аудитории быть готовым к тому, что от этого человека пойдёт шутка, над которой можно посмеяться. Во-вторых, многое зависит от качества исполнения анекдота. Рассказанный с выражением, активной жестикуляцией, и выдержанной паузой анекдот гораздо смешнее. Но и переигрывать не стоит. В-третьих, и об этом мы уже говорили, анекдот должен соответствовать контексту, быть “в тему”, тогда ваши шансы на успех гораздо выше. Всегда существует логическая связка между происходящим до анекдота событием или разговором и самим анекдотом.
На мой взгляд, наиболее важным и наиболее сложным в шуточном деле является именно соответствие контексту. Нужно не только вспомнить анекдот к ситуации, но и оценить его попадание в этот самый контекст, а также необходимо успеть попасть в паузу и не упустить момент, так как ситуация постоянно меняется и тот анекдот, который был абсолютно смешным в этот момент, минуту спустя может вызвать лишь недоуменные взгляды окружающих.
Чтобы успевать и точно попадать в контекст ситуации, соберите богатый запас анекдотов и работайте над умением их рассказывать. Думайте, каким ситуациям соответствует каждый анекдот. Потом научитесь подстраиваться к контексту. В ситуации общения с одним или несколькими людьми периодически оценивайте, какой анекдот был бы к месту. Рассказывать сам анекдот пока не надо. В результате тренировки мысль о том, что можно вот тут такой-то анекдот рассказать, должна сама “всплывать” в процессе общения. Потом принимайтесь исполнять анекдоты и наблюдайте за реакцией слушателей, тренируйтесь.
Итак, что нужно профессиональному шутнику? Какова психология чувства юмора
Уметь подстраиваться, “чувствовать” объект юмора. Иметь наработанную базу – набор шаблонов юмора. Пригодится готовность к поражениям – не всегда шутка получается смешной. Тогда, вероятно, что смешным станете вы – и это тоже привлечённое внимание, промежуточный результат. Нужен навык отбора и вспоминания (достраивания) нужной шутки в нужный момент. Пригодится и навык рассказывания с выражением и жестами – актёрское мастерство. Успешный рассказчик имеет минимум зажимов и чувствует себя в достаточной степени раскованным.
Всё это очень солидно звучит и кажется практически невыполнимым. Но, на самом деле, стоит лишь начать действовать в направлении усиления своих способностей в юморе, и вы получите очень хороший эффект, смех – это ценность и вы постепенно станете провайдером хорошего настроения.
Инструмент юмора
Умение шутить по сути можно сравнить с некоторым устройством, инструментом, который вначале нужно построить, а потом ещё и настроить. Почему именно инструмент – потому что большая часть его работы бессознательная. Вы мало чем можете влиять на его работу. Максимум – это включать и выключать, как-то минимально настраивать. Я, кстати, обнаружил, что умение шутить вполне неплохо работает даже тогда, когда голова “плохо варит”, допустим, когда я только что проснулся и при этом совсем не выспался. Видимо, “голова” в шуточном деле только мешает.
Если вы имеете в глазах окружающих имидж шутника, то ваши шутки, даже не очень смешные, будут гораздо чаще вызывать смех. Но для этого вам придётся этот имидж заработать – некоторое время подряд шутить удачно.
Очень важно для шуткотворения иметь соответствующий настрой – кураж. В этом состоянии можно творить чудеса, чувствуя при этом себя неуязвимым. Шутки сыплются сразу большой кучей, а ваша реакция на происходящее – моментальная.
Удачных вам шуток! Психология чувства юмора вам в помощь!