Перемены в нашей жизни изменили и направленность интереса россиян к нашим дальневосточным соседям. Он стал чаще связан с вопросом: что полезно знать для успеха в делах с китайцами и японцами? Каковы особенности их деловой этики, как избежать ошибок, связанных со спецификой их менталитета?
Всеволод Овчинников
Уже более полувека мой журналистский долг предписывает мне рассказывать соотечественникам о китайцах и японцах. Горжусь тем, что мне удалось сломать некоторые предвзятые стереотипы, пробудить интерес и уважение к народам, доказавшим, что можно даже в условиях модернизации и глобализации жить в гармонии с природой, сохранять национальную самобытность.
Перемены в нашей жизни изменили и направленность интереса россиян к нашим дальневосточным соседям. Он стал чаще связан с вопросом: что полезно знать для успеха в делах с китайцами и японцами? Каковы особенности их деловой этики, как избежать ошибок, связанных со спецификой их менталитета?
Рекомендация — превыше всего
Главный камень преткновения — «семейный характер» деловой жизни в Восточной Азии. Японец и китаец руководствуются в делах не только объективными фактами, но и личными отношениями, личными обязательствами перед партнером, перед своим персоналом. Стало быть, иностранцу труднее вписаться в плотную сеть личных связей, которая служит основой восточной деловой этики.
Ее суть воплощают два ключевых слова: иерархия и гармония, умение человека знать свое место. Китайцы и японцы представляют себе равенство лишь как возможность быть с кем-то на одной ступени иерархической лестницы. Два человека, на их взгляд, могут быть равными лишь в том смысле, в каком равны два генерала и два сержанта.
Китайцы и японцы постоянно ощущают себя частью какой-то группы — то ли семьи, то ли фирмы, то ли профессии. Они приучены мыслить и действовать сообща, подчиняться воле группы и вести себя сообразно положению в ней. Больше, чем самостоятельность, их радует чувство причастности — то самое чувство, которое испытывает человек, поющий в хоре, или шагающий в строю.
Иностранцы часто сетуют, что японцев больше интересует не сам человек, а место, которое он занимает. При первом контакте японца, прежде всего, интересует статус собеседника, его должность и стаж, знают ли этого человека более высокопоставленные японцы, чем он сам. От ответов на эти вопросы зависит, положит ли встреча начало знакомству.
При этом прямой контакт имеет ключевое значение. Попытки завязать деловые отношения по факсу или даже по телефону имеют в Японии куда меньше шансов на успех, чем в Западной Европе или Северной Америке. Нужна встреча лицом к лицу, обмен визитными карточками, а главное — рекомендация, которая служит привязкой к системе личных отношений, составляющих незримую, но вездесущую основу японского бизнеса. Считается, что рекомендующий как бы берет на себя ответственность за обе стороны, которые могут вступить в сделку.
Так что к вопросу о том, кто даст рекомендацию, кому она будет адресована, следует отнестись серьезно. Контакт с интересующей фирмой желательно установить на как можно более высоком уровне, ибо от этого зависит орбита дальнейших связей.
Шелковые люди
Когда меня спрашивают об особенностях деловой этики в Китае и Японии, я даю хоть и утрированный, но простой ответ. Конкуренция на Западе ставит вопрос: кому достанется пирог? На Востоке же спорят: как его поделить?
Восточная мораль предписывает избегать прямой конфронтации. Нельзя доводить дело до того, чтобы одна из сторон явно одержала верх над другой, чтобы побежденный «потерял лицо», предстал униженным и оскорбленным. В прежние времена рикши строго блюли неписаный закон: молодой возчик мог обогнать старого лишь изменив маршрут, чтобы его превосходство в силе не бросалось в глаза.
Это стремление свести до минимума прямое соперничество пронизывает стиль деловой жизни. Если в Англии или США основным законом конкуренции считается «честная игра», то в Китае-Японии ей соответствует понятие «подобающей доли».
В каждой отрасли японского бизнеса есть то ли «большая тройка», то ли «большая четверка», то ли «большая пятерка». Они делят между собой львиную долю рынка. К примеру, 28 процентов для «Тойоты», 22 процента для «Ниссана», 17 процентов для «Хонды», 14 процентов для «Мицубиси», а что осталось — на всех остальных (которые сами делят эту квоту между собой).
Для восточного делового стиля характерно, что сторона, пошедшая при торге на наибольшие уступки, получает преимущество при решении другого вопроса, подчас совершенно не связанного с первым. Готовность к компромиссу — добродетель, которая должна быть вознаграждена.
Важно, однако, иметь в виду, что компромисс для дальневосточных народов — это зеркало момента. Подобно тому, как их мораль делит поступки не на хорошие и дурные, а на подобающие и неподобающие, они считают, что соглашение сохраняет силу лишь в условиях, при которых оно было достигнуто. В то время, как западный предприниматель скажет: коли возник спор, посмотрим что на сей счет записано в контракте, китаец и японец убеждены, что раз обстановка изменилась, должна быть пересмотрена и прежняя договоренность.
Долг, ответственность и прибыль
Постоянный поиск иерархической гармонии мешает китайцам и японцам принимать самостоятельные решения. Если на Западе ценят людей решительных, инициативных, то на Дальнем Востоке предпочитают анонимное общее согласие. В американской фирме именно президент и совет директоров ведут за собой коллектив. В Азии же действует принцип «снизу вверх». Все ключевые решения выражают не чью то личную волю, а как бы общий знаменатель, найденный на основе взаимных уступок всех заинтересованных лиц.
Китаец и японец остерегаются противопоставлять себя коллективу, доводить дело до открытого столкновения противоположных взглядов.
Поэтому любое обсуждение тянется долго, пока каждый шаг за шагом изложит свою позицию, по ходу корректируя ее с учетом высказываний других. Цель дискуссии в том и состоит, чтобы выявить различия во мнениях и постепенно прийти к общему согласию. Когда проект решения доходит до президента фирмы, ему остается роль арбитра, который из нескольких вариантов выбирает один, а отнюдь не инициирует сам какие-то новшества.
Многие иностранцы терпят в Китае и Японии неудачу потому, что добиваются на переговорах немедленного результата, а от партнеров — немедленного действия. Излюбленное американцами, да и россиянами правило: сразу же выложить карты на стол и играть в открытую, не находит отклика у народов Дальнего Востока.
Если для американского предпринимателя ключевую роль играет прибыль, то китаец, как и японец думает о долге перед страной, об ответственности перед своим персоналом, и, наконец, о прибыли, чтобы выполнить первые два обязательства.
В отличие от Запада с его культом индивидуализма и свободы личности, дальневосточная мораль ставит общее благо выше личных интересов. Эта же черта, кстати, генетически присуща и россиянам, которые по сути дела не столько европейцы, сколько евразийцы.
Вступив в век Интернета, Страна восходящего солнца почувствовала, что за свои прежние успехи она заплатила дорогую цену — групповая мораль привела к утрате автономии индивидуума, к недооценке творческой инициативы. Система пожизненного найма теряет смысл в эпоху информатики. Именно в этом, то есть в системе отношений личности и общества, кроется первопричина кризиса, сделавшего 90-е годы для Японии «потерянным десятилетием».
Итак, Стране восходящего солнца снова приходится догонять Запад, раньше ее устремившийся в век информатики и кибернетики. Японцы, как и прежде, ищут новые пути, пытаются применить в новых целях уже имеющиеся преимущества. Например, использовать для выхода в Интернет не персональные компьютеры, которых у них пока меньше, чем у американцев, а сотовые телефоны, с которыми дело обстоит наоборот.
Мобильный бум
— Без своего мобильника я теперь не могу прожить и дня, — говорит восьмиклассница Наоми, с которой я разговорился в метро. — До гимназии я добираюсь больше часа, и могу болтать с подругами, пока еду. А главное, знакомые могут звонить по вечерам прямо в мою комнату. Им не надо просить родителей подозвать меня к трубке, объяснять, кто и о чем хочет со мной говорить.
При этом я со вздохом вспомнил свои молодые годы, когда отнюдь не у каждой московской девушки был телефон, да и тот чаще всего висел в коридоре коммунальной квартиры. Наоми рассказала, что теперь при знакомстве юноши и девушки на пару минут обмениваются мобильниками, чтобы ввести в их память свои имена и номера телефонов. В телефонном аппарате Наоми значатся около трехсот знакомых. И по их числу подруги негласно соревнуются друг с другом.
Думаю, что ажиотажный спрос на мобильные телефоны, охвативший Японию, в немалой степени объясняется особенностями японского характера. С одной стороны, образ жизни японцев, их традиционная мораль заставляют человека быть застенчивым, как бы носить маску. А с другой — рождает чувство одиночества, жажду общения, стремление ощутить причастность к некоему кругу людей.
На Западе ждут, что Страна восходящего солнца, наконец, сделает шаг в сторону американской модели. Действительно, вступая в XXI век, Япония стала предпринимать энергичные усилия, чтобы из «царства групп» превратиться в «царство личностей».
Однако Страна восходящего солнца, по моему убеждению, не станет подобием США даже в эпоху глобализации и информатизации. Она и прежде не раз знала радикальные перемены, но всегда менялась по-своему, по-японски, следуя мудрым принципам борцов дзюдо — уступить натиску, чтобы устоять, идти на перемены, дабы остаться самим собой. Уверен, что так будет и на сей раз. Образно говоря, Япония никогда не станет русоволосой, хотя краситься под блондинов стало нынче модой «золотой молодежи».
Айбо, Тама и Кума
Другая область японского лидерства — роботостроение. Япония вот уже тридцать лет широко применяет роботы в производстве. На ее долю приходится почти 60 процентов действующих в мире промышленных роботов. Практически безлюдные цехи японских автозаводов выглядят как сцены из научно-фантастического романа. Самые трудные для людей операции, например, сварка кузовов, с безукоризненной точностью выполняют не знающие ни усталости, ни понедельничного похмелья роботы.
Кибернетика почему-то особенно близка сердцу японских ученых и инженеров. В то время как их американские коллеги сделали ставку на информационные технологии, японцы изобрели тамаготи — виртуальное существо, привлекающее человека лишь тем, что о нем надо постоянно проявлять заботу.
Огромный коммерческий успех имела новинка концерна Сони — собачка Айбо. Этот робот-щенок поворачивает голову на зов, виляет хвостом перед хозяином и лает на чужих. Он был выставлен на продажу в Токио по цене около 2500 долларов. Причем 3000 таких игрушек разошлись за двадцать минут. 2000 собачек Айбо были за четыре дня проданы на Западном побережье США, правда, большинство покупателей и там составили японцы.
Если щенок Айбо восхищает как чудо кибернетики, то владелец котенка Тама подчас вообще забывает, что его любимец — робот. Он ласкается к хозяину, мурлычет, закрывая глаза, но способен и выпускать когти. Кибер-котенок, созданный корпорацией Омрон, не только развлекает детей, но и скрашивает одиночество престарелых.
Автор котенка Тама — инженер Таканори Сибата поначалу работал над промышленными роботами. Но теперь стал энтузиастом нового направления.
— Я хочу, чтобы роботы вошли в быт людей, стали их спутниками и друзьями…
Воплощением этой мечты может служить медвежонок Кума, созданный концерном Мацусита. Это робот-сиделка, предназначенный присматривать за одинокими стариками и быть связующим звеном между ними и ближайшей поликлиникой. Когда 77-летняя пенсионерка Кадзуко Томияма выходит из спальни, она слышит голос медвежонка Кума:
— Доброе утро. Не забудь, что сегодня в 11 часов тебе идти к врачу. Оденься потеплее — на улице 13 градусов.
За этим следует принятый у японцев обмен приветственными фразами. Причем каждый диалог записывается на пленку и передается на пульт местного собеса. Если владелец не отвечает на реплики робота, в ближайшей поликлинике звучит сигнал тревоги и на место выезжает бригада скорой помощи.
По мнению инженера Сибата, емкость рынка домашних роботов может составить в Японии 10 миллиардов долларов — а это вдвое больше, чем нынешний рынок промышленных роботов. Так что игрушки вроде щенка Айбо, котенка Тама и медвежонка Кума это отнюдь не пустяк. Да и технологии, нужные для их изготовления, двигают Японию вперед, в век информатики и кибернетики.
Восточный экспресс вперед летит
В компактной стране, где на площади чуть больше Финляндии живут 127 миллионов человек — немногим меньше, чем в необъятной России, — именно поезда остаются самым предпочтительным видом междугороднего транспорта. Суперэкспрессы победили в конкуренции и с автомашиной, и с самолетом. Чем час добираться до аэропорта, час ждать и час лететь, проще и надежнее ехать поездом.
В отличие от Западной Европы и Северной Америки японские железные дороги не приходят в упадок с ростом числа личных автомашин и развитием гражданской авиации. Это наглядно видно при сопоставлении Японии с Германией. Японская железнодорожная сеть имеет общую протяженность 27 тысяч километров, германская — 41 тысячу. Но если в Японии поезда ежегодно перевозят 22,6 миллиарда человек, то в Германии всего 1,6 миллиарда. На душу населения там приходится в десять раз меньше пассажиро-перевозок. Причина — превращение Японии в царство суперэкспрессов.
Вспоминаю Токийскую олимпиаду 1964 года. Первый связанный с ней рекорд был зарегистрирован еще до открытия игр. Между Токио и Осака — а этот маршрут аналогичен для японца путешествию из Петербурга в Москву — начал курсировать «поезд-пуля». Расстояние в 518 километров он стал преодолевать не за 5–6 часов, а вдвое скорее. Сейчас на это уходит 130 минут. Линия, названная «Синкансэн» — Новая колея, — была потом продлена до Фукуоки на юге и до Ниигаты на севере. В связи с зимними олимпийскими играми скоростную ветку проложили и к Нагано. Общая протяженность линий «Синкансэн» приближается к 2 500 километров.
После Токийской олимпиады японские суперэкспрессы долго были чемпионами мира. Лишь в 80-х годах во Франции появились более быстрые поезда. Но японцы заканчивают испытание поезда на магнитной подушке, который сможет развивать рекордную скорость до 550 километров в час. Нет сомнения, что опыт создателей «Синкансэн» сможет во многом пригодиться при модернизации Транссибирской магистрали. Как царство суперэкспрессов, Япония могла бы помочь России и Китаю возродить идею Великого шелкового пути между Атлантикой и Тихим океаном, что стало бы залогом процветания наших соседних государств в XXI веке.