Вопрос о том, существует ли средний класс в России и, если существует, то чем он отличается от аналогичных социальных групп в западных странах, социологи и экономисты начали задавать практически с самого начала экономических реформ. Мы попытались ответить утвердительно
В настоящий момент большинство специалистов отвечает на вопрос о наличии среднего класса в России утвердительно и полагает, что его доля составляет от 20 до 40 % всего населения страны. Решение диагностировать наличие среднего класса в России относится к 2005 г.
Андрей Веселовский
Ольга Быстрицкая
Важность обнаружения этой социальной прослойки объясняется тем, что экономисты связывают с наличием в стране среднего класса возможность ее развития и процветания. Предполагается, что финансовые и политические элиты борются между собой за власть, бедные слои общества требуют от властей повышения зарплат и социальных гарантий, а средний класс развивается как бы сам по себе: работает, приумножает свое благосостояние, платит налоги, и тем самым придает устойчивость и стабильность
всему обществу. Очевидно, что социальная группа, составляющая от 10 до 20% от населения страны, вряд ли сможет придать устойчивость всему обществу, в то время как
30 – 40 % уже составляют достаточную, критическую массу. Поэтому российские социологи «назначили ответственными» за выполнение роли среднего класса представителей самых разнообразных социальных групп, тех людей, которых в западных странах к среднему классу обычно не относят. Так, в некоторых исследованиях можно встретить
определение среднего класса как группы с доходом от $200 в месяц – утверждение, вызывающее сомнения.
Однако, в этой статье мы хотели бы дать краткую характеристику представителям среднего класса, которые попали в разряд данного слоя населения не по приказу, а сами по себе, благодаря своему собственному самоопределению. Кроме того, мы попробуем описать не только экономические и социальные, но и психологические особенности российского среднего класса.
Чем скромное обаяние среднего класса привлекательнее «сияния богатства»
Первая волна российских граждан, отделившаяся от опеки государства и приступившая к занятию коммерческой деятельностью, быть средним классом вовсе не хотела: как правило, они стремились сразу же попасть в высшие слои общества, то есть в экономическом смысле стать богатыми людьми. Один наш знакомый, принадлежащий к английской аристократической семье, посетив Москву, был очень удивлен тем, как сильно в России любят слово «элитный». На улицах столицы можно найти элитные магазины, элитные салоны, элитные рестораны, рекламные щиты будут призывать вас купить элитные автомобили и квартиры. В Англии не принято демонстрировать свое богатство, аристократичность и принадлежность к высшим слоям общества, и подобная реклама там работать не будет.
Не секрет, что большинство россиян считает, что первые российские капиталисты получили свое богатство благодаря наглости, воровству и хамству. Менее завистливые
и более критичные граждане предполагают, что «новые русские» пробивали себе дорогу в жизни своим интеллектом, бешеной работоспособностью, смелостью, склонностью к риску и необузданными амбициями.
Предполагается, что представители среднего класса добились относительно высокого благосостояния благодаря тому, что сумели капитализировать свое образование, профессионализм и интеллектуальные способности. Но стоит признать, что далеко не все умные, образованные и относительно профессиональные советские специалисты смогли влиться в ряды среднего класса: многие из этих потенциально успешных людей в итоге оказались среди бедных слоев населения. Размышления над этим обстоятельством и подтолкнули нас к необходимости рассмотреть психологические особенности тех людей, которые смогли использовать свои культурные и интеллектуальные ресурсы для адаптации к суровым условиям рыночной экономики. Кроме того, наше внимание привлекло поколение молодых людей в возрасте 20 – 25 лет, многие из кото-рых, в отличие от своих родителей, не сумевших отказаться от привычных советских стереотипов организации жизни, смогли пробиться в ряды обеспеченных людей самостоятельно.
Мы можем предположить, что для советских людей, воспитанных в духе уважения к образованности, культуре и профессионализму, принадлежность к среднему классу позволила сохранить прежние ценности в новых экономических и социальных условиях.
По самым скромным расчетам, к среднему классу в России принадлежит около 20% населения, при этом, очевидно, что в Москве эта цифра значительно выше. Если предположить, что к среднему классу можно отнести людей с ежемесячным доходом от 500 до 5000 долларов на человека, то в Москве, включая ближнее Подмосковье, проживает не менее 5 миллионов представителей данного сословия.
Интересно было бы рассмотреть состав среднего класса в свете теории возрастных кризисов, принятой рядом психологический школ. По этой теории, в жизни человека существуют несколько критических возрастных точек: в каждой из них мир поворачивается к нему новой стороной, и перед человеком появляется новый тип проблем, которые ему необходимо разрешить. Первый интересующий нас в данном контексте возрастной кризис приходится на 20 лет (кризис двадцатилетних), второй — на 30 лет, третий — на 40 – 45 лет
и четвертый — на 50.
От 20 до 30 лет. Итак, кризис двадцатилетних. Это возраст, в котором молодые люди заканчивают или уже закончили институт или университет. Разгульные студенческие годы подошли к концу, возникает необходимость в социальном и профессиональном самоопределении. К этому времени люди уже понимают, что сам по себе диплом о высшем образовании гарантий хорошего трудоустройства не дает и неизбежного богатства не приносит, и поэтому пробуют найти какие-либо дополнительные источники повышения своего профессионализма. В этом возрасте молодые люди впервые всерьез задумываются о самостоятельной жизни, отдельно от родителей, они выясняют условия аренды квартир, получают водительские права и покупают первые автомобили. Тех денег, которые они получали от на карманные расходы, и того, что они зарабатывали сами на многочисленных приработках, им уже не хватает: жизнь ставит перед ними новые требования и новые искушения. Романтические влюбленности и первые пробы своей сексуальной силы приводят к тому, что к двадцати годам молодые люди уже задумываются о совместном с кем-либо проживании, что ставит перед ними дополнительные психологические и финансовые задачи.
Практикующие психологи отмечают, что люди, переживающие кризис двадцатилетних, очень часто обращаются к ним за помощью, желая разобраться в самих себе и в своих отношениях со своими партнерами, которые из статуса просто возлюбленных начинают переходить во что-то более значимое и серьезное. Профессионалы, проводящие бизнес-тренинги и тренинги личностного роста, видят среди своих учеников молодые лица выпускников вузов, решивших наконец-то заняться серьезным саморазвитием и самообразованием. Двадцать лет — это возраст, когда человек впервые становится относительно взрослым и когда он впервые всерьез и самостоятельно задумывается о своем социальном самоопределении.
От 30 до 40 лет. В тридцать лет жизнь ставит перед людьми уже несколько иные проблемы и задачи. Сегодняшние тридцатилетние — это те, кто учился еще в советской школе, а высшее образование получал в самом начале перестройки, еще до начала активных рыночных и политических реформ девяностых годов.
Те тридцатилетние, которые в начале реформ, а также в начале своего двадцатилетия сделали правильный выбор, сейчас уже превратились в устойчивых представителей среднего класса — и по российским, и по западным меркам. В финансовом плане они имеют достойную заработную плату, реже — свой бизнес, они сменили уже не одну машину и арендуют далеко не первую квартиру. Некоторые из них уже купили себе какую-то недвижимость, или имеют потенциальную возможность это сделать. Они озабочены вопросом, где найти хорошую няню для своего ребенка и уборщицу для квартиры. Интересно, что представители западного среднего класса в свои тридцать лет далеко не всегда могут себе позволить наличие квалифицированной няни и домработницы: в Европе и в Штатах эти услуги стоят дорого и доступны немногим.
С психологической точки зрения интересны те представители образованных тридцатилетних, которые по той или иной причине не смогли попасть в разряд среднего класса и влачат свое существование на уровне чуть выше уровня московской бедности. Тридцать лет — это возраст окончательного взросления (образованные люди, как правило, более инфантильны, чем не получившие образования) и период переосмысления своей юности. В этом возрасте снова производится попытка самоопределения и социальной самоидентификации, а значит, это время жестких выборов и усилий по радикальному изменению своей жизни. Люди начинают ставить перед собой новые цели и производить ревизию своих ценностей, совершать новый тип психологических и интеллектуальных усилий. Очень часто тридцатилетние люди делают усилие, чтобы попасть в ряды среднего класса. Это происходит даже в том случае, когда они не пользуются таким понятием, как «средний класс» и формулируют свои цели по-другому: «вырваться из бедности»,
«добиться финансовой независимости», «стать не хуже других», «дать возможность своим детям поступить в приличную школу и получить хорошее образование».
Попробуем разобраться, что происходит в психике и в сознании людей, переживающих кризис тридцати лет. К этому моменту люди уже успевают накопить значительное количество жизненных поражений и побед, совершить какие-либо серьезные ошибки и даже осознать, что некоторые из их жизненных трагедий стоит рассматривать скорее как везение, или, по крайней мере, понять, что серьезно переживать о них не имеет смысла. К тридцати годам люди успевают жениться или выйти замуж и развестись, разбить свое сердце о несчастную любовь и снова собрать его по частицам, удивляясь тому, как можно было так глупо относиться к самому себе. Оказывается, что самые близкие друзья вдруг начинают жить какой-то иной, не очень доступной для тебя жизнью, и ваши пути расходятся. Новых друзей заводить становится все труднее, в этом возрасте некоторые люди снова начинают сближаться с родителями, если те еще не впадают в старческий маразм или возрастную озлобленность. Рождаются и взрослеют дети, возникает необходимость задумываться об их будущем образовании, сначала школьном и внеурочном, а потом ….
Психологи пытаются объяснить тридцатилетним людям, которые приводят к ним своих детей, что проблемы нужно искать не в детской психике, а в сознании их родителей. Что им нужно сначала разобраться с самим собой и друг с другом, ведь ребенок часто является заложником отношений между его родителями. Тем, у кого еще нет детей, приходится размышлять над состоянием своей собственной психики и сознания. Увлечение религией, астрологией, психотехниками приемлемы далеко не для всех и далеко не каждого могут увлечь всерьез и надолго — поэтому большинство экзистенциальных проблем так и остается нерешенными и, как правило, вытесняется за пределы сознания.
Необходимость решать конкретные мирские задачи отодвигает на задний план неподъемные вопросы о смысле жизни и собственном предназначении. Идеология среднего класса — это очень хорошее лекарство от всех смысложизненных проблем. Все ненужные рефлексивные вопросы отбрасываются в сторону: ты умный, образованный, способный – поэтому вперед!
Образованные тридцатилетние люди — это те, кто также часто появляется на психологических тренингах, но только они, в отличие от двадцатилетних, чаще выбирают не тренинги личностного роста, а бизнес-тренинги или курсы, дающие возможность сформировать у себя какие-то конкретные навыки, которые, в свою очередь, позволяют получить более-менее прилично оплачиваемую профессиональную позицию.
От 40 до 50 лет. В этом возрасте жизнь менять становится уже труднее, хотя некоторые вполне успешно это осуществляют. Сорокалетние люди стремятся усиливать и развивать то, чего они уже достигли. Если двадцати- и тридцатилетние запрыгивают в средний класс с разбегу или взлетают на его в каком-либо социальном лифте, то сорокалетние медленно дорастают до приемлемого уровня доходов. Те же, кто оказался в рядах гарантов устойчивости российского общества еще в свои тридцать лет, сейчас постоянно заботится об обеспечении своей собственной стабильности. Привыкнув к определенному уровню потребления, трудно от него отказаться, даже если ты проповедуешь идею о том, что деньги в жизни не самое главное. Подрастают дети, которых по кодексу чести представителя образованного среднего класса, непременно следует определить в какой-нибудь приличный вуз. Чем выше уровень образования родителей или уровень их доходов, тем более статусным и престижным должен быть этот вуз.
Значительная часть текущих доходов представителей образованного среднего класса уходит на оплату репетиторов для своих детей. Отдавать ребенка на платное отделение государственных вузов, и тем более, посылать его в негосударственный институт хорошо образованные родители не могут себе позволить — это нарушает какие-то глубинные представления о мироустройстве: их ребенок просто обязан преодолеть конкурсный отбор. В данной статье мы не будем обсуждать, являются ли такие установки предрассудками и наследием советских времен или нет. Для поступления в престижный вуз, например, в МГУ, иногда приходится нанимать трех репетиторов. Стоимость одного часа профессионального репетитора стоит около 20 долларов — если посещать этих учителей хотя бы раз в неделю, то в месяц придется выкладывать около 250 долларов, а за год 3000 долларов. Это стоимость двух лет обучения в негосударственном платном вузе. Следует отметить, что современному образованному человеку необходимо знать хотя бы один иностранный язык, а в обычных школах приличное обучение языку, как правило, обеспечить не могут, что влечет за собой дополнительные расходы.
От 50 лет и выше. Пятидесятилетние люди, как правило, очень редко меняют свой социальный статус, в круг представителей среднего класса они попадают в основном благодаря усилиям и энергии их детей или более молодых друзей. Часто случается так, что образованных пятидесятилетних людей подтягивают к более высокому уровню
доходов их бывшие ученики. В этом возрасте можно
спокойно проедать тот культурный и интеллектуальный капитал, который ты накопил еще двадцать лет назад, в совершенно иную эпоху. Некоторые знания и опыт, пролежавшие несколько последних десятилетий в забвении, сегодня снова начинают быть востребованы.
В России средний класс — понятие психологическое
Принадлежность к среднему классу в России определяется не только уровнем дохода, но и в значительной степени типом самоопределения человека. Если на Западе к представителям среднего класса можно отнести людей с доходом от 30 до 300 тысяч долларов в год, то в России в эту категорию могут попасть люди с доходом от 12 тысяч
и даже 6 тысяч в год. Все дело заключается в том, как человек относится к самому себе и к жизни, в каких тонах он рисует свое будущее, какова его жизненная стратегия.
В России вы можете встретить людей, способных несколько месяцев подряд питаться одними макаронами, но снимающих собственную квартиру, покупающих иномарку и планирующих поехать в отпуск в Европу. Они могут не иметь никаких финансовых запасов, но быть уверены, что через несколько лет купят себе собственную квартиру, и самое интересное, что их амбициозные планы очень часто сбываются, и подчас даже раньше намеченного срока.
В нашей стране представитель среднего класса — это человек образованный или находящийся в процессе получения высшего образования. В некоторых случаях эти люди обладают несколькими высшими образованиями или оканчивают какие-либо специализированные курсы. Однако, нередки случаи, когда они прекращают учебу в вузе за год, два, а иногда и за полгода до получения диплома и начинают работать полный рабочий день или открывают собственный бизнес. Общей чертой представителей среднего класса в России является независимость и от государства, и от родителей, и, в известной степени, от своих работодателей, они не ожидают субсидий или дотаций, а потеряв работу, уверены, что быстро найдут другую.
В «герои нашего времени» представитель среднего класса не рвется, и вовсе не по причине отсутствия амбиций, а потому, что считает подобные устремления проявлением дурного вкуса. Он может работать в сфере политических технологий и рекламы, но сам в политики не пойдет и вообще относится к этой сфере жизни с чувством здорового цинизма.
До этого мы говорили о молодых людях в возрасте от 20 до 30 – 35 лет, более старшее поколение среднего класса в возрасте от 30 до 45 – 50 лет обычно более степенно. Данная
категория людей, как правило, в той или иной степени уже решила свой квартирный вопрос, обаяние от посещения дальних и ближних стран для них уже утратило былую притягательность. Их планы на будущее обычно имеют комплексный характер: подбор школы или вуза для своих детей, переход на более высокую позицию или открытие собственного бизнеса. Возможны планы покупки земельного участка в ближнем или дальнем Подмосковье или строительство новой квартиры в перспективном районе Москвы. Они уже думают не только о своем собственном образовании и развитии, но и об образовании своих детей, а также о повышении квалификации своих подчиненных.
В России понятие среднего класса носит определенный идеологический ореол: оно имеет смысл не для всех людей, обладающих устойчивым доходом, а только для тех, кто ориентирован на интеллектуальный бизнес или предполагает, что интеллект необходим для его работы. Поэтому, как мы уже говорили, эти люди готовы тратить деньги и время на самообразование и образование своих детей. Помимо демонстрации своей образованности и уровня интеллекта, для данной социальной группы важно выдерживать определенный стиль жизни: ходить в театры и консерватории может оказаться вовсе не обязательно, но туристические поездки и посещение кафе и ресторанов для них практически неизбежны.
Подводя итог нашим размышлениям, можно утверждать: средний класс в России — это не только экономическое, но и психологическое явление, так как принадлежность к среднему классу во многом решается при помощи механизма самоопределения и самоидентификации.Таким образом, изучением среднего класса в России имеет смысл заниматься не только экономистам и социологам, но и психологам. Стиль жизни и потребления, жизненные и идеологические установки, времяпрепровождение, состояние души и сознания представителей данной социальной группы является интересным предметом исследования.