Какие мотивы движут теми, кто становится психологом? Что мотивирует будущего психолога к получению образования на психфаке?
Мотивация, с которой абитуриент подает документы на обучение в психологический вуз – это очень интересная область для исследования. Наверняка, такие работы есть и вы их найдете поиском. В данной статье я лишь перечислю те типы мотивации, с которыми мне приходилось сталкиваться. В своей практике, в общении с себе подобными психологами и психотерапевтами.
Интерес к психологии у молодого человека или девицы в 18 лет после окончания школы, наверное, должен насторожить родителей, если те сами психологами не являются. И в последнем случае, может, даже в большей степени. Почему? Потому что интерес к этой области знаний и практики может свидетельствовать о том, что не все в порядке с психикой будущего студента.
Психологическое образование – это модно и престижно.
Если мы вспомним большие конкурсы в МГУ на психфак, а профессия была популярной в конце 90-х и начале 2000-х, то причина ее популярности – острая нехватка таких специалистов, и ожидания свободного капиталистического пути развития, который сулит клиентов, желающих более осознанного своего развития.
Однако про капиталистический путь вскоре все стало ясно, и перспективы получить быстро массового клиента растаяли как дым. Хотя он, этот путь, своеобразен и он есть, и его никто не отменит.
Магический флёр психологического образования, пожалуй исчез и все быстро пришло к равновесию. Есть деньги у населения – будут клиенты, нет денег – клиентов меньше. Самое большое количество их наблюдалось в 2007 году, и далее все пошло на спад. А если мелкому капиталисту нужно выживать, а не просто жить и богатеть, то его психика и так тюнингуется, может и быстрее, и качественнее, в реальной сложной борьбе на рынке, а не в кресле в кабинете.
Но все я о конъюнктуре психологической практики, а надо бы о мотивации психолога, о чем такая статья и задумана.
Мотивация получить психологическое образование
В списке мотивов желание помогать людям – наверное самое первое. Желание помочь всем, сделать мир лучше таким образом. Это такая духовная цель, и такая мотивация любима психологическими институтами. Если бы не ее глубинная причина, все вообще было бы прекрасно. А с какой стати вдруг человеку помогать другим в условиях капитализма? Это ведь как-то странно, все ж конкурируют и помогать ближнему не очень разумно.
Мотивация психолога помогать другим
Дело в том, что сама идея помощи ближнему зашита биологически, как способ обеспечить выживание вида. То есть, такой мотив рационально объясняется. И религиями также поддерживается, и семейным кодексом. Человек-то долго растет, и на его пути роста много сложных этапов взросления.
На картинке – упрощенный образ мотива, поощрение себя и наказание себя, кнут и пряник.
Доведенная до абсолюта идея помощи, конечно не выдерживает критики – вспомните мультфильм про андроида Мински, который включен в сериал Фарго. Вспомните главную героиню, которую не видели датчики движения. Эдакая проблема незаметности помогающего. А почему? Потому что практическому психологу, зачатую, приходится мешать, а не помогать клиенту. Мешать клиенту думать неправильно, мыслить не в том направлении, мешать сохранять невротизирующие установки, которые не только привычны, но и выгодны ему по жизни.
Но, в не зависимости от предыдущих рассуждений психолог помогающая специальность, и эта мотивация помогать клиенту является основной. Психологическая помощь – так и пишут, так и рекламируют. Эта мотивация образует смысл.
Во глубине мотива может скрываться неосознанная потребность, чтобы помогли психологу. В результате профлексивного механизма, это сочетание проекции и ретрофлексии, психолог делает другому то, что должен хотеть себе. Помогает другим, когда ему самому нужна помощь.
Мотивация психолога управлять другими
Вторая мотивация стать психологом, получить психологическое образование – идея получить власть и быть властителем душ. Эта мотивация в духе Адлера. Ведь, зная устройство психики, легче управлять другими, применяя не только приказ, но и “мягкую силу” убеждений и манипуляций. Хотя такой мотив вряд ли кто будет афишировать, он проглядывается, узнается в общении. Мотив стать наставником, руководителем, стать главным – поощряемый мотив, вполне социальный и вполне законный.
Раз мы вспомнили Адлера, то обозначим еще один мотив, который выскажет, наверно, половина абитуриентов психологов, “я хочу разобраться в себе”. Я в видео гнусно назвал этот мотив “предчувствие дефекта”, в эдаком психиатрическом духе. То есть “что-то со мной не так, и я хочу понять”, “мне чего-то не хватает и я не знаю чего”. Некоторые отличия и проявления индивидуальности, мягко говоря, не помогают жить. И сильнее всего не помогает жить вот такое переживание внутренней неопределенности, “не знаю, чего хочу”, а следовательно – нужно с этим разобраться.
Мотивация психолога разобраться в себе
При этом мотив “разобраться в себе” могут иметь вполне себе успешные с точки зрения социума люди. Люди тихих профессий – айтишники, химики, физики, бухгалтера, люди с математическими способностями. Это те, кого воспитание обратило к высоким абстракциям, подавив витальность первичных потребностей.
Повторю, это не значит, что человек совсем идиот и не понимает, что ему нужно. Просто он ощущает некую недостаточность, или Адлеровским языком – неполноценность своей психической сферы. Какая-то способность или потребность не развита, подавлена, вследствие особенностей раннего воспитания. И интеллектуальные способности к счету и письму взяли верх, и личность развивалась в головастика – ум, знания, энциклопедичность, скорость мысли и речи, много читал, но мало чувствовал, переживал. Развитие действенной и помогающей ориентироваться в мире эмоциональной сферы – вот такой путь для такого человека.
И если честно, то такому человеку мало поможет психологическое образование, лучше ему идти к психологу и терапевту, лучше “лечиться”, чем учиться. Ибо такие же знающие и головастые профессоры в психологическом вузе будут транслировать свои нелеченные неврозы, – ведь им-то умным, уж точно незачем ни к психологу ходить, ни к психотерапевту.
Мотивация исследования и разгадывания загадок
Если вспомнить такого доктора Хауса, то в результате его исканий на протяжении 6-и сезонов сериала, он понял, что разгадывание загадок, которые приносили ему пациенты, и было важнейшей его мотивацией в работе.
Эта мотивация в значительной мере близка мне, вспоминаю, как говорил герой сериала, “это интересно”. Другое дело, что в практической психологии злоупотреблять интерпретациями может быть приравнено к смертному греху. Ведь диагностика – это и есть интерпретирование. Как говорил один умнейший профессор, тексты которого есть на сайте, “Я хороший диагност”.
Но какое-то узнавание и разгадывание схем и связей, системное мышление, может не принести пользы в практической работе с клиентом, так как диагностика – это не психологическая помощь. Это какой-то первичный ее этап. И сам диагноз, зачастую, вредит психотерапевтическому процессу.
Вот и перечислил я основные мотивации получить психологическое образование и стать психологом. В дальнейшей работе, отмечу, присутствуют и другие, подчас, более сильные мотивы, о которых я в этом тексте умолчу.