Лиана Алавердова ©
Мальчик с мечом деревянным
Рассказ сестры пережившей самоубийство брата
К оглавлению>> Предисловие>> Следующая глава>>
Если бы и почему
Однажды мне позвонила незнакомая женщина, эмигрантка из Баку, и попросила о встрече. У нее трагически погибла дочь за две недели до 18-летия, причем, умерла она от болезни, которую врачи не смогли диагностировать. Горе матери безмерно.
Она, которая в жизни не писала стихов и вообще далека от литературы, выплеснула свою боль в криках-причитаниях-заклинаниях, выведенных на бумаге крупным и старательным почерком. Она была вся в черном, с головы до ног, и глаза у нее были темные, почти черные. В преддверии годовщины со смерти дочери мать хотела опубликовать маленькую книжечку в память о ней.
По какому-то совпадению я за день до нашей встречи наткнулась в библиотеке на книгу, которую я когда-то читала, но захотела перечитать. Книга эта называется «Когда плохие вещи случаются с хорошими людьми» /When Bad Things Happen to Good People/. Написал ее человек, у которого трехлетний сын заболел неизлечимой болезнью, обрекшей его на раннюю смерть. Автор книги, раввин из маленького городка, человек, верящий в Бога всю жизнь, задается вопросом, как и многие страдальцы до и после него: «Как Бог допускает подобное? Почему он меня наказывает?» Автор, Харольд Кушнер, подробно трактует библейскую Книгу Иова, может быть, первого страдальца, чей диалог с Богом отражен в мировой литературе.
Я рассказала матери, потерявшей дочь, об этой книге, и она мне с грустью ответила, что «если бы» и «почему» – это проклятые вопросы для тех, кто остался жить после потери близких. Я уже писала о разнообразных «если бы», тесно связанное с чувством вины и желанием, чтоб бывшее стало небывшим, исчезло, как ночной кошмар. Увы, ни человеку, ни Богу не дано изменить то, что свершилось.
Что касается «почему», то по сути дела тут речь идет о двух «почему». На одно из них я пыталась ответить в первой части своей книги, когда речь идет о причинах и предпосылках самоубийства. Тем не менее полного ответа тут быть не может, так как полноты знания о причинах, приведших конкретного человека к данному поступку, не может быть ни у кого, включая самого погибшего. И все же я не жалею, что потратила время и силы на распутывание клубка, связанного с кончиной моего брата. Более того, я не могла этого не сделать, бездействие меня бы душило. Самый поиск обладает целительной силой, он был мне нужен, так как рациональная часть моей души не могла успокоиться, оставив загадку неразгаданной.
Но существует и другое «почему», о котором я не писала, но которое жгло и мучило мою семью и всех остальных, у которых случилось внезапное горе. Господи, за что я так жестоко наказан? Почему именно я? Вот именно на это «почему» пытается ответить Харольд Кушнер в своей прекрасной и мудрой книге, давно ставшей бестселлером у американского читателя. Не буду пересказывать содержание книги, а только скажу об основных выводах, к которым приходит автор. «Вопрос, который нам следует задавать не «Почему это случилось со мной? Что я сделал, чтоб заслужить это?». Это бессмысленный вопрос, на который невозможно ответить.
Лучше задаться вопросом: «Теперь, когда это произошло со мной, что мне делать?» (96) Бог, считает Кушнер, не создает трагедии и не предотвращает их. Он вдохновляет людей на то, чтоб помочь друг другу, он дает силы и терпение преодолеть беду. «Мы любим Бога не из-за того, что он совершенен. Мы любим Его не за то, что он защищает нас от зла и не позволяет ничему плохому случиться с нами. Мы не любим Его из страха или из-за того, что Он нас накажет, если мы повернемся к Нему спиной.
Мы любим Его потому, что он Бог, потому что он создатель всего прекрасного и миропорядка, источник силы и надежды и мужества в нас; и надежда, и сила, и мужество окружающих, тех, кто помогает нам во время беды. Мы любим Его, потому что Он лучшая часть нас и нашего мира. Это и значит любовь. Любовь это не восхищение перед совершенством, но приятие несовершенного человека с его несовершенством, потому что любовь и приятие делает его лучше и сильнее». (97)
В прямом смысле слова нельзя найти ответ, то есть объяснить, почему плохие вещи случаются с хорошими людьми? Но если понимать ответ как действие, то такой ответ существует: надо «простить мир за его несовершенство, простить Бога за то, что он не создал лучший мир, и продолжать жить, несмотря ни на что». (98)
К оглавлению>> Предисловие>> Следующая глава>>
Мальчик с мечом деревянным
Рассказ сестры пережившей самоубийство брата
Лиана Алавердова ©