Закончится учебный год, дети разъедутся по курортам и дачам. И все проблемы с учебой, казалось бы, уйдут на второй план. Мы попросили Ирину Елисееву, психолога-консультанта по семейным вопросам, рассказать о том, как справляться с проблемами и сложностями, связанными с учебой и взаимоотношениями взрослых и детей.
Интервью с психологом консультантом Ириной Елисеевой (весна 2005 г.)
Наверное, самая большая проблема для родителей и педагогов — нежелание ребенка учиться, отсутствие интереса. Почему это происходит?
Меня тоже занимает вопрос, куда и благодаря чему вдруг уходит эта поисковая активность, исследовательский интерес, с которым дети рождаются на этот свет.
Похоже, он исчезает именно в тот самый момент, когда взрослый человек начинает воспринимать желания и нужды своего ребенка как свою собственную самую большую проблему и свой самый острый жгучий интерес.
Очень часто исследовательскую активность ребенка убивает наш собственный страх перед будущим, наши безутешные прогнозы и ожидания.
А какой же интерес и поиск в ситуации опасности?!
Нужно ли готовить малыша к школе и как это сделать таким образом, чтобы пробудить у него интерес к учебе?
В наших силах либо усыпить, подавить интерес ребенка к знаниям и исследованию мира, либо поддержать эту активность, не подменяя ее своей собственной.
Нужно ли заниматься с ребенком? Да, но только учитывая, что в каждом возрастном периоде есть свои собственные задачи развития, и в каждом возрасте есть особая чувствительность к воздействиям опре-деленного рода. Время перед школой — время ролевой игры с ровесниками, через которую усваиваются основные знания о правилах нашего мира.
Конфликт между педагогом и учеником — распространенный случай. Можно ли избежать подобной ситуации?
Конфликт понимается как столкновение интересов, и очень редко это реальное противостояние между учителем и ребенком. Ищите “третьего”. Как правило, этим “третьим” оказывается очень значимое лицо из окружения ребенка или взрослого.
Непреодоленный конфликт стремится к разрешению, поэтому очень часто, даже поменяв школу, родители обнаруживают, что ребенок опять в центре конфликта. Конфликт всегда показывает, что старые способы взаимодействия с миром не работают, это знак, что необходимы какие-то качественные изменения, развитие.
Стратегия избегания, подавления эмоций часто приводит к серьезным нарушениям здоровья.
По каким вопросам к вам чаще всего обращаются родители за консультацией?
Пока существует представление о психологе как о проблеморешателе. От психолога, почти как от врача, ожидают рецепта, готового совета.
Поэтому почти всегда сам запрос, с которым обращаются родители, звучит как
жалоба на отвратительное поведение ребенка, признание собственного бессилия справиться с вредными привычками ребенка (курение, компьютерная зависимость), страх, что с ним “что-то не так”, “он не такой как все”. И пока не снята острота этих вполне обоснованных переживаний и страхов, бессмысленно пытаться заниматься поиском новых способов общения с ребенком.
Серьезной задачей является развенчание мифа о сильном человеке как человеке самодостаточном. Сильный человек умеет брать помощь, ресурс и обменивать его на собственные ресурсы, он находится в постоянном контакте с самим собой, в диалоге с миром. И свою собственную задачу в отношении моих клиентов я вижу в развитии этих навыков контактирования,
налаживании обменных процессов, как внутренних, так и внешних.
Возможно ли объединять родителей или детей со схожими запросами в группы и проводить совместные занятия или тренинги?
Люблю работать с группами. У меня есть опыт проведения совместных занятий-тренингов для родителей, в том числе я некоторое время назад регулярно вела такие группы для приемных родителей и воспитателей семейного детского дома.
Сейчас я предпочитаю работать в коман-де со своими коллегами. Если на этапе
обращения с острой проблемой моим
клиентам понадобится помощь других специалистов, то в нашей команде есть и невропатолог, и нейропсихологи, и детский психиатр, и логопеды-дефектологи.
Вы являетесь сертифицированным гештальт-терапевтом. В каких случаях в своей работе вы используете этот метод?
Я не воспринимаю гештальт-терапию как набор техник и приемов, а скорее, как особый взгляд на терапию и задачи психолога. Дело в том, что позитивные изменения в процессе гештальт-терапии происходят не в результате принудительных попыток со стороны пациента измениться или терапевта изменить его, а благодаря усилиям индивида быть там, где он есть и тем, чем он является. Роль психолога — подвести
клиента к пониманию преимуществ этой позиции.
В краткосрочном же консультировании я использую всевозможный арсенал методик и приемов: и арт-методы, и работа со сказками, и упражнения из психодрамы.
Ирина, несколько летних пожеланий нашим читателям.
Годовой цикл времен года — это метафора процесса развития: человека, группы
людей, сообщества. Лето — время максимального расцвета и созревания “того, что посеяно и дало всходы”.
К летним обрядам относили карнавалы, праздники с застольями и обязательно соревнования с определением своей роли и места в группе. Поэтому мои пожелания — набраться сил, повеселиться и отдохнуть. Лето в наших краях, увы, очень короткое.