Владимир Гаврилов и Владимир Урываев собирают коллекцию творчества художников-аутсайдеров. На кафедре психиатрии Ярославского медицинского института с 80-х гг. собираются образцы психопатологической и арт-терапевтической экспрессии. В 1997-2000гг. в художественных залах Ярославля и Иванова четырежды представляется арт-проект “ИНЫЕ”
Владимир Гаврилов – автор и руководитель арт-проекта «ИНЫЕ», ассистент кафедры психиатрии, психотерапии и клинической психологии Ярославской государственной медицинской академии, вице-президент SIPE /СИПЭ (Международного
общества психологии экспрессии и арт-терапии).
Владимир Урываев – научный консультант арт-проекта «ИНЫЕ», доцент кафедры психиатрии ЯГМА, кандидат
психологических наук, член-корреспондент Международной Академии Психологических Наук.
На кафедре психиатрии Ярославского медицинского института с 80-х гг. собираются образцы психопатологической и арт-терапевтической экспрессии. В 1997-2000гг. в художественных залах Ярославля и Иванова четырежды представляется арт-проект «ИНЫЕ».
С первой выставки складывается традиция совмещения выставок с конференциями по теме «Инакости». Клинико-феноменологические подходы дополняются: социо-культурными, искусствоведческими, философскими… Дискуссии получают развитие и в рамках симпозиумов, проводимых совместно с SIPE, SFPE (Международным и Французским обществами психопатологии экспрессии и арт-терапии) и кафедрой эстетики философского факультета МГУ им. М.Ломоносова: «Стена: защита или сокрытие?» (1999), «Послания и Посланники» (2001), «Экспрессия незавершенности» (2003) и «Странные художники – странное творчество» (2004). Далее инициатива трансформируется в самостоятельные направления: психосоциальное – «Проект» и художественное – «Коллекция».
Проект «ИНЫЕ». Необычна судьба аутсайдеров, наделённых бременем психиатрического опыта и талантом. Проект позволил объединить разнообразные формы арт-терапии и психосоциальной работы, поддержать более высокие уровни самореализации и качества жизни душевноИНЫХ художников. Реализация арт-проекта «ИНЫЕ» предполагает своеобразную «санкцию» на искусство и интеграцию их творчества, созданного благодаря «мужеству быть» и «вопреки болезни». Усилия проекта направлены и на неформальную интеграцию ИНЫХ в современную жизнь. Преодолевая «отрицательный» образ душевнобольного и стереотипы восприятия, окружающие осознают уникальность ИНОГО меньшинства, признают их право на особые экзистенциально-насыщенные сценарии независимой жизни.
Коллекция «ИНЫЕ». С 1987г. из более чем 5000 объектов психопатологического и арт-терапевтического творчества, отобрана коллекция искусства аутсайдеров. Сегодня в ней 1500 художественных произведений (графика, живопись, мелкая пластика…) более 100 отечественных и зарубежных художников. Собрание постоянно пополняется в результате межколлекционных обменов и поступлений из арт-студии «Изотерра». Работы из коллекции «ИНЫЕ» имеются в фондах государственных художественных музеев Ярославля, Иванова, Москвы и зарубежья: Музее Арт брют Лозанны, Музее современного искусства Вильнев д’Аск, Музее Креасьён Франш и частных коллекциях.
«Иные» – интригующее без дискриминационного контекста определение художников – «аутсайдеров», не вписывающихся в привычные «социальные игры», с малопонятным для современников ИНАКОмыслием, ИНОбытием. «Аутсайдеры» – люди, обладающие иммунитетом к стереотипам общественного сознания. Аутсайдерство – феномен существующий «вне правил», «не в ногу», «на грани» с общепринятыми нормативами, где творчество, философия, мистика – основные сферы самоутверждения. Регламентированность религиозных канонов и научного академизима – сужают пространство инноваций безумия, лишь сектанство и паранауки дают ему некий приют. Сегодня «безумие», нередко, употребляется как метафора без медицинского контекста, акцентируя лишь новизну, окаянство и грандиозность «безумства храбрых».
худ. Улюкин. Бой.
Поддержка авангардизма. Сюрреалисты, дадаисты, экспрессионисты охотно включают психопатологическую экспрессию в свои экспозиции. В 1924 г. в Париже первый «Манифест сюрреализма» принимает под защиту «искусство душевнобольных». Сдержанности психиатров художники-авнгардисты противопоставляли восхищение от примитива «дикарей», детей, спиритов-медиумов, душевнобольных. Его изучали М. Эрнст, П. Клее, В. Кандинский, «безумцами» достигшими «идеальной свободы» самовыражения восторгался А. Бретон. Сюрреалисты использовали их работы как образец, стремясь уничтожить грань между искусством и психозом. Экстравагантные художники, подобно С. Дали охотно клеймили себя безумием для пиара. Фашисткий «порядок», наоборот, определил примитиву низшее место на шкале культурных ценностей.
В 1933-38гг. в Германии проводятся выставки «Дегенеративного искусства», где творчество художников-модернистов экспонируют одновременно с «вырожденческим искусством» и «извращениями» душевнобольных. Это привело к санкционированной клевете и преследованию ИНАКО-творящих. Сегодня, при поиске художественного языка имитация «идиотии» нередко вновь становиться стратегией современного искусства.
Нон-конформизм. С 60-х годов в Великобритании зарождается антипсихиатрия, воспринимающая безумие неким увлекательным «путешествием», тормозимым психиатрией. Антипсихиатрические и анти-культурные настроения эстетов, да и психоделические эксперименты катализируют смешение и нивелируют грани «нормы» категорий культуры. Ж. Дюбюффе, М. Фуко и Г. Гессе восторженно провозглашают безумие – позитивным, плодотворным явлением. Оно приветствуется, представляется «благом» цивилизации, предполагается, что шизофреническое мышление и аутизм, созвучные экзистенциализму, расширяют границы человеческого познания и нередко являются двигателем творчества и прогресса.
Реабилитация маргинального. В 1950 г. в Париже проходит первый Всемирный конгресс по психиатрии и масштабная выставка. В 1959 г. создаётся «Международное общество психопатологии экспрессии» (SIPE), координирующее исследования природы «творческого психоза». Психиатры К. Виар, Р. Вольма, Р. Лемке, Л. Навратил, В. Андреоли, Д. Макгрегор… выпускают ряд интереснейших монографий, подтверждающих тезис: «деструктивная сила психоза может…привести к результатам конструктивного творчества» (Р. Арнхейм,1988). Самобытное направление эстетически значимых форм психопатологической экспрессии озвучивается терминами: art brut (Ж. Дюбюффе, 1949), обозначающее – «сырое, незрелое, дикое», не испытавшее забот культурного воздействия и более ёмким синонимом – outsider art (Р. Кардинал,1972), представляющим позицию – «по-ту сторону» от социо-культурных традиций и, возможно, психического здоровья.
В СССР, с биологически ориентированной психиатрией, терапевты с помощью своеобразной лекарственной «репатриации», пытались возвратить душевноИНОГО, воспринимаемого как «не от мира сего», на «нашу» землю, в «эту» реальность. Творчество, отмеченное печатью безумия, представлялось стенограммой болезни и игнорировалось, как не имеющее художественной ценности. Культурная политика предоставляла непрофессионалам (исключая фольклор) лишь позиции маргинального или андеграунда.
Исподволь с 70-х гг. интерес к использованию в диагностике графических проективных тестов, становление практики арт-терапии косвенно формировало интерес к данному творчеству.
Организовывались коллекции или музеи психопатологической экспрессии, используемые в дидактических целях (при медвузах Саратова, Архангельска…) или – в арт-терапевтических целях (изо-студии столичных клиник). В 60-е гг. завизировано «официальное» признание наивного искусства, а с 90-х – и аутсайдер арт.
С помощью искусствоведов «перевариваются» наиболее заметные отечественные собрания, трансформированные из документов психопатологической экспрессии в экспонаты искусства аутсайдеров: коллекция «ИНЫЕ» и Московский Музей творчества аутсайдеров. Границы искусства расширяются с края и «по-ту-сторонняя» экспрессия дилетантов неуклонно мигрирует к центру, обосновываясь внутри культурного пространства.
Российские художники, и прежде всего, Александр Лобанов (1924-2003) становятся участниками престижных зарубежных выставок. Аутсайдер арт, утратив статус новизны и «дикости», интегрируется и становится равнозначным в едином пространстве искусства постмодернизма, рассматривается как один из образцов искусства примитива. Факт проведения Минкультом РФ Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров «ФЕСТНАИВ-2004» свидетельствует о том, что «иное» творчество уже на практике рассматривается как явление, равноценное к существующим категориям художественной культуры.
Типология психопатологической экспрессии.
Попытки ранжировать «хаос» творчества душевнобольных сводятся к клиническому или искусствоведческому подходам. Первоначально оно оценивалось по принципам «правильности»и «нормы» техники рисования,заложенным со времен Возрождения. Диапазон оценок: от неумелости и бесталанности дефекта – к оригинальности, одарённости естественной и условной изобразительных форм, представлен типологиями М. Режа (1907), К. Ясперса (1913) и Э. Бабаяна (1982). Лишь Х. Принсхорн (1922) стал рассматривать произведения как автономные и эстетически значимые варианты творчества, а не как «продукты искажения». Обобщая оба подхода, мы выделяем в аутсайдер арт разделы: «брюты», «маргиналы» и «наивы», соответственно творчество: «вследствие-», «вопреки-» и «вне психиатрического опыта».
Александр Лобанов. Автопортрет
Наивное и брют – уже классические арт-формы. Статус «маргиналов» – девиантная позиция с размытыми стилистическими особенностями творчества, расположенная на границе («на грани», «около») между «культурным» искусством (к которому «тянется» наивное) и нетрадиционными формами самовыражения. Оно созвучно с категорией Neuve Invention, спонтанной арт-терапевтической экспрессией и творчеством т.н. чудаков-простаков (innocents) или медиумов.
Наивные художники – наиболее гостеприимны к зрителю, охотно приглашают его в свой удивительный мир, маргиналы – избирательно приоткрывают дверь в сокровенное, брюты предпочитают скрытность. Они – нигилистичны, ориентированы на процесс, игнорируют результат. «Маргиналы» и более всего «наивы» – заинтригованы эстетическими потребностями и «прогнозом» собственной изо-сказки, диалогом с социумом.
Спонтанное творчество душевноИНЫХ – самопроизвольный акт выражения безусловно позитивных, «здоровых» тенденций, поиск нового уникального опыта. «Между мудростью и безумием существует какая-то скрытая корреляция» (К. Ясперс,1923) и эти взаимоотношения интимны, неоднозначны. «Психоз не создаёт таланта, но раскрепощает, драматизирует и высвобождает заблокированный творческий потенциал, придаёт ему новое выражение» (А. Кемпинский,1998). Но в итоге, хронический недуг всё же истощает творчество, в первую очередь – мастерство профессионалов. Самоучки с их новаторской, «самоизобретенной» техникой могут длительно оставаться востребованными арт-ценителями. Благодаря дестигматизации, аутсайдер арт более не отождествляется с архаизмами: «психотическое» или «шизофреническое искусство», порывается порочная связь с безумием. Используются нейтральные термины: современное народное искусство, искусство самоучек, сингулярное – или приватные названия: «искусство вне норм», «иное», «потустороннее»…
Приобщение к Искусству резко меняет масштаб человека, точнее «переопределяет» его. Занятия творчеством делает человека ближе к Достоевскому, а не к «группе больных эпилепсией», ближе к Островскому и Маресьеву, а не к инвалидам, ближе к торжеству человеческого Духа, а не к активности «Макробионта». Осознавая драматичность жизни
и принимая ответственность за свои поступки мы сможем перейти от плоскостного осознания «безумия» к чарующему «изумлению» жизнью.