Александр Сосланд первым предложил концепцию харизматического тренинга. Харизма как комплекс психических качеств поддается тренировке, ее можно развивать. Знание того, как стать харизматиком или харизматическим лидером не обеспечивает этих качеств, поскольку многие из них проявляются в контакте с аудиторией, с другими людьми. У каждого харизматического лидера своя аудитория, можно ли ее обеспечить и укрепить свое влияние? Итак, тренинг харизмы
Александр Сосланд
кандидат психологических наук, автор и ведущий Харизматического тренинга. Статья о харизме в 1-м выпуске ПП>>
Мы живем в век тренингов. Любое свойство, которое востребовано в социальном пространстве, может быть, так или иначе, отпрепарировано для тренинговых нужд. Ставится цель, формируется стратегия ее достижения. Определяется структура и последовательность работы. Под каждый из элементов искомого свойства создаются упражнения. Все это объединяется в единое целое…
С тех пор как мы в 1997 году опубликовали текст «Что такое харизматический тренинг» прошло много времени. Нам известно на сегодняшний день о существовании многих проектов на эту тему. Одни более успешные, другие, соответственно, менее. Порой даются обещания за одно-двухдневный срок вылепить из клиента харизматическую личность. Конечно, к таким обещаниям надо относиться скептически. Все что можно успеть за пару дней — это не более чем создать предпосылки для такого рода метаморфоз.
Нас уже давно спародировали: харизматики-пророки
Забавную историю можно прочесть в американских заметках замечательного русского писателя конца ХIX — начала ХХ века Власа Дорошевича. Оказавшись в
Соединенных Штатах, он был не на шутку изумлен количеством разного рода шарлатанов, гадалок, спиритов и пр. Их деятельность широко освещалась прессой: «В газетах вы беспрестанно найдете портреты каких-то джентльменов с длинными волосами, необычайно дикого вида. Это «пророк». Он производит теперь очень большой «бум» и считается в своей специальности «биг-мэном». Под портретом следует повествование о тех необыкновенных явлениях, свидетелями которых были жители таких-то и таких-то городов. Этот таинственный пророк «пришел из пустыни», о чем свидетельствует и его шевелюра одичавшего человека».
Дорошевич так разоблачает этот феномен: «Но под львиной гривой пророка вам ясно рисуется физиономия обыкновенного проходимца. Потерпев крушение на всех поприщах, одинаково безуспешно попробовав торговать табаком, держать фотографию и заняться репортерством, он решил, что, раз на земле так трудно жить, надо попробовать пожить на счет неба. Он заперся в своем чуланчике на 20-м этаже и просидел там, пока волосы не отросли до плеч. За это время он успел проесть свой сюртук, жилет, панталоны и сапоги, а потому сшил себе фантастическое одеяние из дерюги, смастерив из кожи старого чемодана сандалии».
Это все касается внешнего вида. Но все эти детали облика не что иное, как подготовка к продвижению «в массы» некой идеологии: «И в один прекрасный вечер нежданно появился на перекрестке двух улиц в качестве пророка, только что вернувшегося из пустыни. Так как в детстве у него в семье, как и во всяком американском семействе, часто читали Библию, а по воскресеньям пели псалмы, то он запомнил много текстов. Отлично усвоил себе манеру библейских выражений. И производит импонирующее впечатление своим странным видом, львиной гривой и речью пророка, часто библейскими выражениями и массой цитат, которые он умеет кстати употреблять. Он быстро находит себе учеников, которые и делают большой «бум», крича о чудесных явлениях, совершаемых «пророком».
(от редактора. Язвительно, метко и с иронией, Александр, словом “нас” обозначает “психотерапевтов”. Дело в том, что в своей харизматической активности психотерапевты и психологи, как правило, не видят смысла. Следовательно, их влияние на аудиторию невелико. Откуда же тогда взяться славе и признанию? Скромность, украшает ли психолога? Украшает, но заработку не сопутствует)
Говорим харизма — подразумеваем Наполеон
Нам важно здесь размежеваться с банальной точкой зрения на сущность феномена харизмы, имеющей широкое хождение. Согласно ей, речь идет о некоей внешней привлекательности, особом «демоническом» обаянии. Подобные взгляды на это дело обсуждаются часто в пафосном тоне, тяготеющем порой к мистике и оккультизму. Ясно, что все это, по меньшей мере, сомнительно. Речь идет о сложном многофакторном феномене, в котором переплетены идеологические, социальные, культурные реалии. Харизматическое влияние основано на действии глубинных психологических механизмов. Харизма — целостный феномен, а не внешняя привлекательность в «гламурном» стиле.
Принято также считать, что харизматический персонаж — обязательно крупномасштабный герой из учебника истории, Наполеон или Будда. Конечно, в сегодняшнем мире, масштабы осуществления такого влияния могут быть куда как более скромными.
Как показывает мой коммуникативный и преподавательский опыт, сам концепт харизмы несет в себе несомненную привлекательность. Он связан с определенными ожиданиями, в частности с возможностью эффективно манипулировать другими людьми. Харизматическое воздействие подразумевает для многих резкое сокращение пути по направлению к власти. Разговоры на эту тему порождают у многих радостные надежды на недобросовестное использование этой власти. Вышедшая недавно в свет книга Николауса Энкельмана «Харизма» написана полностью в этом, банально-восторженном духе.
Проект «харизматический тренинг» направлен не только на формирование некоего особого свойства личности. Понимание природы этого свойства необходимо также и для возможной деконструкции харизматического влияния. Серьезная осведомленность в этом вопросе будет весьма полезна для компетентной критики какого-нибудь властного спектакля, для отпора попыткам манипулирования собой и другими. Многие склонны подпадать под влияние чужой харизмы. Зачастую осознание такого влияния происходит только «задним числом». Порой это влияние оказывается небезопасным. Работа в этом тренинге поможет оказывать твердое сопротивление нежелательному влиянию какой-нибудь личности. Это сопротивление можно (зачастую и нужно) оказывать как на индивидуальном, так и на микро- и макросоциальном уровне.
От священного дара — к товару
Термин «харизма» заимствован социологами из религиозного обихода. Изначально так назывались дары Святого Духа, излитые им на апостолов. В более широком смысле харизма — это благодать, божественная сила, ниспосланная человеку для преодоления греховности и достижения спасения.
Вводя понятие «харизма» в тренинговый контекст, мы невольно осуществляем еще одну весьма неоднозначную операцию. То, что изначально считалось священным даром, превращается в товар. Именно в товар, ибо услуги тренеров отнюдь не бесплатны.
Каковы же свойства этого удивительного товара?
1. Он неосязаем и беспредметен.
2. Не отделим от носителя и, следовательно, не переносится на расстояния сам по себе, а только с его носителем.
3. Его нельзя, что называется, заготовить впрок.
4. Его надо все время поддерживать в «товарном» состоянии, нельзя получить раз и навсегда.
5. Очень многое в функционировании товара не зависит от товаропроизводителя, иначе говоря, совсем бездарные в этом смысле люди (харизматически дебильные, как мы их называем), могут от тренинга вообще ничего не получить.
Зачем нужно тренировать харизму
Если мы беглым взглядом сравним политиков из стран с развитой демократией (особенно из США) с нашими, то разительные отличия в облике не могут не бросаться в глаза. Все что связано с речью и жестом, самопрезентацией, чувством собственного достоинства. Вот с этим дело обстоит очень худо. Недооценка харизматического фактора — очевидный просчет в сфере публичной политики, к сожалению, присущий большинству российских политиков вне зависимости от их политических пристрастий.
Помимо всего прочего, дело здесь, видимо, в том, что демонстративность представляется неприемлемой для традиционного интеллигентского сознания. Любой интеллигентский поведенческий кодекс, конечно же, предписывает неброскую внешность, и неприметное поведение в сочетании с подчеркнутой деликатностью, рефлективностью, жертвенным самоотречением, а главное — демонстративным отсутствием властных устремлений. Именно с этим связаны предрассудки, которые губят политическую карьеру многих достойных людей. Они не хотят работать над собой, говоря при этом фразы вроде: «Я не собираюсь кривляться», «Это все очень цинично» или «Я ненавижу манипулировать людьми». Моя позиция — не хочешь работать над этим, нечего идти в публичную политику.
Любое лидерство в обществе и в профессии построено на умении влиять на других. Харизматическим надо быть шефу фирмы и дирижеру оркестра, телеведущему и директору банка, военачальнику и кинорежиссеру, ну и конечно, политику любого ранга.
Все существующие исследования эффективности психотерапии приводят к одному и тому же выводу: нет более или менее эффективных методов, есть более или менее эффективные психотерапевты. Эффективность связана не только с опытом или знаниями, но и с особым влиянием личности. Поэтому каждому, помышляющему об успешной практике психотерапевта или тренера, необходимо непрестанно работать над своей харизмой. Хорошо известно, что среди потенциальных клиентов существует спрос не столько на тот или другой психотерапевтический метод, сколько именно на терапевта, производящего некое сильное впечатление.
Харизматический тренинг
Программа харизматического тренинга состоит из общей и частной частей. Если общая ориентирована больше на неспецифические проблемы, то частная — на индивидуальные аспекты клиента, определяемые особенностями его личности. Тренинг делится на несколько блоков. Сперва — прояснение ценностно-идеологических параметров. Далее — харизматизация имиджа, текста, речи, телесности. По ходу работы разъясняется сущность харизмы, ее структура, психологические механизмы, которые ее обеспечивают.
Идеология, смыслы, ценности
Специфическое обаяние настоящего лидера основано не только на внешних факторах. В основе эффективного воздействия на других лежит особое отношение к своей идеологии. Прояснение (а порой и обретение) жизненных смыслов, ценностей — важная часть работы.
Невозможно быть значимым персонажем без собственного идеологического поля, без ясной системы ценностей. Эти ценности должны быть осознаны, прочувствованы, пережиты, преподнесены. Опыт показывает, что работа в этом ключе приводит к неожиданным и мощным открытиям. Структура тренинга основана на фундаментальном событии — «встрече с судьбой».
«Выращивание» и структурирование идеологии осуществляется на разных уровнях: невербальном, вербально-сюжетном, мифологическом, интеллектуально-рефлективном.
Производство идеологии начинается с эмоционального толчка к ее формированию. Далее участники тренинга выбирают вызов, на который их идеология должна дать ответ. Затем все преподносят свои идеологии, получая при этом обратную связь от участников группы.
Преподнесенная идеология «проигрывается» в различных сферах: ораторской, полемической, индивидуальной, групповой.
Имидж харизматика
Вызов и ответ редактируются под исходные данные имиджа (включая сюда речь, биографию, телесность). Структурируется бойцовская позиция и экстремальная готовность. Особое внимание уделяется новаторскому аспекту имиджа. Любой поведенческий стиль, любой недостаток поведения и внешности может быть использован для усиления эффективного воздействия на других. Осуществляется проработка стиля в соответствии с особенностями личности клиента. Возможно уже на этом этапе формирование «символической» части: гербы, эмблемы, гимны, ритуалы.
Харизматизация текста
Текст является важной частью поведения эффективного лидера. Новизна задач, которые он ставит перед собой, требует обновления риторики.
Харизматический текст постоянно сохраняет близость фундаментальным ценностям, смыслам большого пространства. Его губят суета, поверхностная
риторика, бойцовская слабость. При этом реальный лидер не может кормиться только идеологическими рассуждениями. Любой его текст должен быть ориентирован на конкретную реалистическую программу.
Особой задачей подготовки текста является синхронизация «несовместимых» друг с другом идеологических жестов, что осуществляется при помощи
оригинальных техник, таких как «оперирование контекстами» и контекстуальный перевод.
Харизматическая речь
Важнейшей задачей для достойного оратора является гармонизация текста и речи. Эффективный оратор уверенно управляет своей речью, а не она сама
«ведет» его.
В тренинге прорабатывается умение убедительно выстроить энергетическую динамику речи. Формируется умение вовремя подыскивать метафорические образы, проясняющие его мысли. Эти и другие навыки прививаются в тренинге, в разделе «управляемая речь». Особое внимание уделяется разработке метафорического сознания, повышению степени метафорической готовности.
Отдельная батарея упражнений ориентирована на ритм речи. Среди прочего решаются такие задачи, как мелодизация речи, динамико-энергетическое
наполнение пауз, смены кульминаций.
Специфическая энергетика
В формировании имиджа харизматической личности должны участвовать противоположные друг другу, зачастую взаимоисключающие факторы. Эффективной оказывается именно игра на контрастах. Харизматический образ формируется не только жестко-агрессивными жестами или, наоборот, посредством трогательной чувствительности, но именно сочетанием обоих противоположных друг другу элементов. Например, сексуальная привлекательность оказывается действенной лишь в паре с аскетически-мистическими чертами. Сочетание противоположностей особым образом влияет на состояние сознания людей, пробуждая веру в особые качества носителя этих противоположностей.
Важно умение формировать близость и одновременно оставаться на дистанции. Ключ к пониманию харизматического воздействия — в измененном состоянии сознания, наподобие того, что имеет место в гипнозе.
Харизматическое тело
Специфические внешние проявления телесности являются объектом специальной работы в рамках тренинга. Самое важное здесь — это соответствие телесности тексту и речи.
Жесты и пантомимика могут исполнять роль специфических экспрессивных метафор, могут усиливать впечатление от сказанного оратором, могут играть также и самостоятельную пропагандистскую роль.
В телесно-ориентированной части тренинга разрабатывается система энергетических метафор. Эти метафоры трансформируются в запоминающийся жестовый репертуар. Далее диагностируются «зажимы» и «блоки», осуществляется их проработка и «раскачка». Здесь, как впрочем, и в других эпизодах работы было бы очень неплохо подключить элементы видеотренинга.
В заключительной части телесность приводится в соответствие с имиджем, текстами и речью. Хороший результат может быть достигнут только после гармонизации «всего со всем».
Как видно из этого описания, программа большая, вместить ее в одно- или двухдневный формат непросто. Идеальный случай — это возможность целенаправленной длительной работы с небольшим количеством клиентов.
Я бы в гитлеры пошел, пусть меня научат
В ответ на одну из наших давних публикаций мы получили серьезную отповедь. Не называя нашего критика по имени, процитируем предъявленные нам претензии. Они начинаются с потрясающей исторической аналогии: «И Гитлер был, которого кто-то учил ораторскому искусству!» Ораторское искусство, напомним, есть то, чему учатся тысячи людей.
Обвинять учителей Гитлера или кого-либо еще в том, кем стал их ученик — нелепо. Представлять себе такого рода феномены, как следствие кратковременного обучения — смешно.
Тем не менее, войдя во вкус, наш критик исходит желчью: «И сейчас мы можем прочитать в «N-й газете» интереснейшую статью господина А. И. Сосланда, который предлагает свои услуги по «формированию» харизматического лидера. Правда, господин А. И. Сосланд честно предупреждает, что не из каждого он может гарантированно сделать «великого» или президента, а речь идет только о продвижении в верном направлении».
Конечно, честный и ответственный тренер не может предлагать чудеса за несколько дней. И далее: «Я удивляюсь отваге и мужеству господина А. И. Сосланда — он не боится повторения истории, которая нам уже не раз показала, что «великий» в первую очередь уничтожает своего создателя и ближайшее окружение, а потом только «нацию или армию».
Нелепость этих обвинений очевидна. Никаких «Гитлеров» в результате тренинга, конечно же, не предвидится. Неправильно понял критик саму сущность феномена. Харизматические личности бывают самые разные (см. «Популярная психологиЯ», № 1, с. 12-17). Я же, как и многие другие тренеры, работающие в этом направлении, пока жив и пребываю в добром здравии.
От редактора.
В процессе посещения различных тренингов, у меня сложилось мнение о том, что харизматичность можно настроить и отладить только тому, кто нашел свою идентичность (знает себя, свои особенности характера, свои потребности и свои ценности), однако это мнение неверное. Дело в том, что ключевым качеством успешного человека, в том числе и харизматичного политика является моментальная настройка на аудиторию, знание ее потребностей, обладание высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Современные харизматические лидеры беспринципны, обладают лабильными личными ценностями. В прошлом веке харизматичными успешными политиками были строгие приверженцы своей идеи.