Страх смерти, есть или нет. Что можно сделать с таким трансцендентным переживанием?
При работе с фобиями иногда их, чисто теоретически, все сводят к одной фобии, смерти. При этом манипулятивно напоминают о неотвратимости и неопределенности с датой и временем. Экзистенциальное направление терапии эту тему любит. А я не очень, и вот почему.
?По-моему, страх смерти всегда возникает здесь и сейчас. То есть, он связан с настоящей реальностью, и его корни тут, а не в руках спасителя в будущем, и не в исключительности, типа “я такой весь уникальный и бессмертный”. Ни то, ни другое не катит.
?Страх смерти на самом деле есть страх продолжения того, что есть здесь и сейчас: может, пустоты, безысходности, одиночества и неутолимой жажды, вот как. ?Страх, что ад наяву продолжится и будет длиться.
Психотерапевтическое консультирование как способ работы с фобиями и с тревогой.
По-моему, слово “преодолеть” по отношению к страху не верно употребляется, страх проживают, позволяя себе бояться и предпринимая действия.
Действия могут быть разные, но обязательно новые, волнующие. Так снимается психологический “паралич”, который аналогичен замиранию в животном мире. А что же насчет преодоления, можно ли преодолеть страх смерти?
Попробуйте “преодолеть” стыд, звучит необычно, не так ли?
Страх смерти и трансцендентность
Поскольку про свою смерть и свое небытие нам мало что известно, то контактировать и как-то быть с этим затруднительно. Трансцендентность в данном случае я понимаю, как непересекаемость, параллельность мира живых, и смерти, как небытия и прекращения жизни.
Но существует такая метафора небытия, как расслабление, выдох, отдых. В этой метафоре работают танатотерапевты. Танатотерапия это родственник телесно-ориентированного подхода. Вызов, на который этот подход отвечает, другой, – это трудности с расслаблением, с остановкой, с отказом от действия и необходимым временем бездействия. Также в этом вызове может содержаться трудность с осознанием своего бессилия, контактировать с чувством бессилия так же трудно.
Может показаться, что первая часть настоящего страха смерти, как сохранения длящейся неблагоприятной ситуации, чувств и переживаний связанных с нею, и страх, что всё останется как есть, никак не связаны с невозможностью расслабления, отдыха и принятия своего бессилия, но это не так.
Возможность остановки, прекращения “ада наяву”, отказа от продолжения быть в той ситуации, которая длится, как раз необходима для того, чтобы из этого “адова тупика” выйти.
Психолог Евгений Власов