Смысл шаманской болезни, когда все идет не так, наперекосяк, и страдает дух и тело, стать субъектом и творить именно свою жизнь
на фото – автор текста Константин Волков, мой сокурсник по МОСГУ, также вместе проходили повышении квалификации – по телесно-ориентированной психологии.
Дополнительная информация по телефону 8-985-9061660.
Ноосфера – информационное поле земли в котором живем мы с вами. Хотим мы того или нет, но взаимодействие с ноосферой происходит постоянно. Качество взаимодействия, интенсивность зависит от множества факторов, в том числе и от осознания этого явления. Большинство процессов взаимодействия происходит на неосознанном уровне и не управляется с помощью волевых качеств. То есть управлять мы можем косвенно и в небольших пределах, через принятую систему метафор (но об этом потом). Впрочем, это не означает, что мы зависим от ноосферы и должны слепо двигаться, куда нам укажут. Считается, если человек идет вразрез со своим предназначением , то он переживает дискомфорт. Неприятности могут быть как на уровне здоровья, так и на уровне взаимоотношений и социальных связей.
Предположим, человек склонен вести себя в соответствии с архетипом воина, но социокультурные установки, воспитание привели к решению человека сдерживать в себе поведение воина и вести себя “как положено”. Это приводит к внутриличностному конфликту и к активации множества психологических защит. Короче говоря, чтобы быть кем то другим, человеку приходиться тратить очень много сил и энергии. А получит он что-либо взамен, не известно. Скорее всего такой стиль поведения приведет к потерям и слабости.
Наиболее рассматриваемый пример такого взаимодействия с ноосферой это шаманская болезнь. Этот феномен в своей статье рассматривает Е. Власов. Но с точки зрения Диксона шаманская болезнь рассматривается слишком прямолинейно. По его мнению, если шаман болеет малярией и видит экстатические галлюцинации, то он может считать себя шаманом воды. Другие болезни указывают на другую направленность. Я считаю такое объяснение не полным и, скорее, ограничивающим.
Становление шамана начинается задолго до его инициации. В отличии от воина или ремесленника мир шамана не делится на белое и черное, на добро и зло. Поэтому в жизни будущего шамана встречаются ситуации, в которых он будет учиться этому, переставать мыслить в категориях “объективного” добра и зла. Сам факт инициации, описываемый Олардом Диксоном, является примером того, что болезнь может привести к чему-то значимому и ценному.
Шаманская болезнь может выступать как принуждение к действию. Будущий шаман осознает свою особенность, но считает ее не значимой. И духовный путь не видится ему как основной. Стыд, страх, воспитание может сдерживать такого человека от движения по пути духовного развития. Шаманская болезнь выступает как следствие внутриличностного конфликта. Конфликта актуальных установок и страхов с осознанием собственного предназначения. В этом случае ноосфера как бы говорит тебе: “Ты обладаешь силой! Но из-за того что держишь ее взаперти, страдаешь”.
Но разве болезнь влияет только на тело? На самом деле она проявляется во всех сферах деятельности человека. Мало того, что будущий шаман испытывает недомогание, слабость, так еще его преследуют проблемы на работе, не клеятся семейные дела, нет достаточного заработка. У шамана, который не принимает свою природу, разрушаются межличностные взаимоотношения, преследуют неудачи на работе (ты не можешь устроиться на достойную работу, а в случае успешного поиска неосознанно саботируешь самого себя), даже друзья порой отворачиваются. В общем, в этом случае, мир может показаться враждебным. Самооценка подвергается серьезному давлению. Человек теряет веру в себя и может совсем опустить руки.
Такие нагрузки чудесным образом трансформируются, если совершаешь действия в соответствии со своим предназначением. Вдруг силы, которые были направлены на сдерживание своей природы, становятся опорой и поддержкой. Проявляется индивидуальность, что привлекает окружающих. Также эти трансформации происходят параллельно с повышением либидо, то есть и сексуальная жизнь обретает краски. Люди, которые мешали, вдруг начинают помогать. Мир из враждебного становится дружелюбным и заботящимся.
Если подытожить, то в моем понимании шаманская болезнь играет роль способа самоопределения шамана как субъекта в мире. Можно выделить три основных задачи шаманской болезни.
Первая – знаковая. Если шаман принял свою природу и готов вступить на духовный путь, но ждет знака. Болезнь может стать таким знаком и инициацией.
Вторая задача – побудительная. Шаман не принимает свою природу по той или иной причине. С одной стороны, страхи, стыд, предубеждения, с другой – предназначение. Болезнь как бы давит на чашу весов с нарастающей силой до тех пор, пока не будет сделан выбор. Отличительная особенность шаманской болезни – это ее увеличивающаяся интенсивность.
Третья задача – предохранительная. Шаман, который идет собственным путем, может отклониться от него. И болезнь приходит, как и при побуждении, пока человек не вернется к себе.
На примере шаманской болезни можно рассмотреть действие других архетипов. Но я считаю, что механизмы там могут быть задействованы другие. И Воина заставить быть воином малярия не может. А вот нападение хулиганов или обидное поражение может.
Если в твоей жизни все идет наперекосяк, возможно ты живешь чужую жизнь!