В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открыта выставка Сальвадора Дали. Представлены любимые образы Мастера: яйца, открытые ящики и часы. Выставка открылась 5 сентября 2011 года, 15-го её уже увидели 30 тысяч зрителей. Но дело вовсе не в яйцах. Дело в рогатках, которые замечают все, но никто о них не пишет
Работ на выставке представлено не так уж много, но суть новости не только в том, чтобы вы посетили эту выставку. Прочитайте множество спойлеров-новостей про нее, возможно вы и не захотите этого делать – зачем стоять в очереди к тому, кто и так широко известен, кто всем знаком.
Множество публикаций об этом событии провинциального московского масштаба, журналисты написали много бессмысленных текстов. В которых точно упоминается, что выставка есть, что работ представлено не так уж много, и что среди посетивших была жена президента.
Нас же, прежде всего, волнуют рогатки Сальвадора Дали.
Это повторяющиеся из года в год элементы изображений неизбывны, и сопровождают творения критического параноика на протяжении не менее 20 лет! Очень серьезный повод задуматься, что же они значат? На этой работе Дали – разработка дизайна к серии «Ромео и Джульетта», кругом рогатки, 1942 год.
Не разбираясь досконально в творческом пути мастера, можно отметить несколько периодов его активности, отследив их по полотнам. Принимая во внимание, что Дали был художником мультимедийным, художником-философом, осмысливающим свой век – вторую мировую войну, которую он провел в штатах, бомбардировку японских городов атомными бомбами, открытие ДНК, в творчестве его заметны два основных мотива – интеграция Мира и, затем, его расщепление. Период расщепления начинается приблизительно в конце сороковых годов, с тех самых бомбардировок. Согласно же его дневнику (Дневник одного гения), больше всего художника интересовал он сам, его собственный организм, и все, что в нем происходило. Все, что из него выходило – также интересовало мастера.
Поиск в google ничего практически не дает – рогатки Сальвадора Дали упоминаются как некая данность, до сих пор не анализированная и не принятая во внимание. Это Y-образные палки, или, как еще пишут, костыли, имеющие разную длину и поддерживающие выступающие части объектов, которые на полотне и так никуда бы не упали и не отвалились.
Так зачем эти поддержки, что хотел сказать мастер, тщательно выписывая их в очередном своем творении? Еще раз скажу, что всякие там плавящиеся часы, структурно-обнаженные и фрагментированные тела, живые и неживые, рога носорожьи – все это периоды в творчестве. А рогатины – неизбывны на протяжении более чем 20 лет.
Сначала определим функции рогаток Дали, эдаких палок с небольшим, закругленным концом, а точнее – тремя концами. Таких большинство. Все они выполняют функции поддержки, на них опираются фрагменты физических тел, которым за счет этих поддержек придается масса и объём.
Буквально в нескольких полотнах Дали отклоняется от своей традиционной рогатки и выполняет ее в виде распорки, была палка о трех концах, становится – о четырех. На одной из картин Дали рогатина зацветает и на ней появляются листики… Но в русской традиции палка всегда – о двух концах. С палкой о трех концах ходили на медведя, или – в менее агрессивном варианте – подпирали ветви плодоносящих яблонь, маленькими рогаточками – соплодия клубники. Клубнички.
Природа любви Гала и Дали
Имеет ли символическая рогатка Сальвадора Дали отношение к его отношениям с любимой женщиной? Познакомились в 1929 году, Гала была в угасающем браке с Полем Элюаром, поэтом, сыном состоятельных людей. Первую встречу 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой Автор описывает так:
«Первый поцелуй, – писал Дали позже, – когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, 6ыл лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия». При знакомстве и вначале общения Дали вел себя неадекватно, похоже, у него не было женщин ранее, что вполне вероятно при его складе характера. Как писал мастер, он брал на вооружение параноидально-критический метод творчества, был бы этот метод не продуктивен, если бы не соответствовал характеру Дали? Выше – полотно «Великий Мастурбатор», х/м
При таких ярких творческих способностях, мужские, – вполне могут отойти в тень, практически полностью. Факт, что начало их романа было страстным и необычным, например, пишут, что вначале знакомства, на одной из прогулок, Гала попросила, чтобы Сальвадор «прикончил» ее. На что страстный испанец ответил сюрреалистически адекватно – потащил ее за руку к обрыву…
Крайняя степень демонстративности, возникшая в результате не вполне удачного первого брака будущей гала-модели ярко проявилась и в союзе Гала-Дали. А ведь вначале своего девичьего и женского пути Гала, то есть Елена Дьяконова, любила читать Толстого и Достоевского, туберкулёзную русскую прозу…
И в результате её союза с первым мужем научилась быть творческим катализатором, который правильно красит ногти, умеет менеджировать процесс стихосотворения, ну вы понимаете, о чем я… стихи-то возникают, когда женщина не даёт… Тем не менее, письма ее и высказывания полны любви и женской, даже материнской заботы.
По-видимому, те же функции Гала выполняла и в браке с великим мастером – публичность, поощрение к творчеству, немного по-настоящему материнской опеки и, позволю себе сделать предположение – строго контролируемого, на грани непереносимости и дефицита – душевного тепла. И менеджмент, презентации, поиск спонсоров и заказчиков. «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег» – писал Дали.
Первые рогатки появляются на картинах Сальвадора Дали приблизительно в 1933 году, через 3-4 года после встречи с Гала: Архитектоника миллетского анжелюса (The Architectonic Angelus of Millet), 1933
Самые толстые рогатки-костыли – Спектр сексуального влечения (The Spectre of Sex Appeal). 1934,
Сама суть рогатки, существующей вместо важного фрагмента тела человека, ярче видится на картине Прекращение питания мебелью (Weaning of Furniture-Nutrition), 1934 год, смысл английского слова Weaning – отнятие от груди. Итак, мы имеем смелость предположить, что в это время Гений уже остро нуждался в поддержке и тепле, за которые была ответственна женщина с ногтями, менеджер, более мать, чем жена, расчетливая и холодная – такой она предстает, и в живописи его, и в графике…
Итак, рогатки Дали постепенно исчезают с его картин в конце 40-х годов, уступая место дезинтегрирующим символам – рогам носорога, хотящим женщину, летающим рогам, фрагментированным телам.
На исходе своего творчества, это конец 60-х и 70-е годы, рогатки покидают полотна Автора. Гала уходит вместе с надеждой Мастера быть поддержанным.
А может быть, в этот период художник уже не нуждался в такой поддержке вовсе.
Наша версия смысла поддержек в форме рогаток в картинах Сальвадора Дали имеет непосредственное отношение к завершению периода влюбленности, который номинально, масс-медийно, вербально продолжался и далее середины 30-х годов. Художник безмерно любил свою Гала и говорил, и писал об этом. Но взаимность, удовлетворение базовых потребностей – быть принятым по-настоящему, близким человеком, была в дефиците и отражалась в полотнах Автора в виде костылей, поддержек, фиксирующих элементы сновидного пространства души параноидно-критического Мастера.
Для «Краткого словаря сюрреализма», 1938 год, Сальвадор Дали писал, что костыли это символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии сохранять форму или приобрести вертикальное положение. Увиденные в детстве реальные костыли оставили след в памяти художника как нечто, придающее величие и грандиозность их обладателю.
Сальвадор Дали, даты жизни, 11 мая 1904 – 23 января 1989. «Вместе 53 года». Гала умерла 10 июня 1982 года, художник пережил ее на 7 лет, при разнице в возрасте 9 лет. На погребении 78-летний Дали не присутствовал. Мы ни в коем случае не хотим показать человеческие страдания или патологию отношений, а стараемся выявить закономерности в этих характерных отношениях Гения и его музы. Точнее – отношения характеров. У великих людей великие странности.
текст: Евгений Власов
http://www.abcgallery.com/D/dali/dali.html – ретроспектива работ Сальвадора Дали