В статье перечислены основные способы увеличения эффективности обучения, а также повышения качества и скорости усвоения информации, основанные на данных последних исследований в области психологии и педагогики
На протяжении длительного времени в основе обучения лежала гипотеза затраченного времени. Согласно данной гипотезе процесс получения новых знаний и освоения навыков подчиняется простому правилу: объем усвоенной информации зависит от времени, потраченного на ее усвоение. Другими словами, чем больше времени человек потратит на изучение материала и практику, тем большим количеством информации он будет владеть. Данная гипотеза была подтверждена в ряде исследований, которые описывают важность длительной практики для развития различных навыков
Тем не менее, помимо времени, затраченного на усвоение новой информации, существует ряд других факторов, влияющих на эффективность изучения языка. К данным факторам относятся: мотивация человека, особенности восприятия, мышления, памяти учащегося.
Знание и учет закономерностей процессов памяти позволяет более грамотно планировать занятие и использовать в обучении ряд приемов, способствующих лучшему запоминанию, сохранению и дальнейшему распознаванию и воспроизведению учащимися полученной информации. Это позволяет значительно сократить время, потраченное на освоение языка. (см рис 1)
Рис 1
Запоминание нового материала
При объяснении нового материала, важно учитывать тот факт, что кратковременная память человека ограничена по своему объему. При однократном предъявлении она может вмещать в себя 7 ± 2 единицы информации. Кратковременная память современного человека, как правило, вмещает около 5 единиц. Следовательно, новая информация должна предъявляться на занятиях сжато, блоками, с ограниченным количеством примеров.
Материал лучше запомнится, если он равномерно разделен на небольшие порции, которые усваиваются учащимися в течение определенного промежутка времени, а не представлен в виде одного большого блока информации. Данную особенность необходимо учитывать преподавателям при планировании и проведении занятий.
Поскольку схематическая информация запоминается лучше, чем текстовая, использование во время объяснения схем, символов и картинок способствует лучшему усвоению нового материала.
Запоминание и последующее воспроизведение зависит от того, как был представлен и обработан новый материал. Гораздо лучше запоминается та информация, которая прошла смысловую обработку.
Любая информация лучше запомнится тем людям, которым она интересна. Чем интереснее информация для человека, тем лучше он на ней сосредоточится, следовательно, тем больше времени и внимания он ей уделит. Таким образом, лучшему запоминанию способствует использование при объяснении нового материала интересных примеров, актуальных ситуаций.
Запоминание иностранных слов
Существует большое количество приемов, позволяющих ускорить и облегчить процесс запоминания новых слов при изучении иностранного языка. Рассмотрим некоторые из данных приемов.
Улучшает запоминание иностранных слов использование некоторых мнемонических приемов. Например, один из них – объединение разных слов в связный рассказ (4)
Лучшему запоминанию способствует создание зрительного образа. Если предъявление нового слова сопровождается картинкой с изображением понятия, выраженного данным словом, эффективность запоминания повышается.
Использование ассоциаций в изучении иностранных слов положительно влияет на запоминание, поскольку позволяет учащимся связать новую информацию с уже изученной ранее.
Также на занятиях учащиеся могут создавать интеллект-карты, в которых связи между идеями и основными понятиями представлены графически. За последние годы данный метод приобрел большую популярность и все чаще используется в обучении.
Другим популярным приемом является сочинение историй. В основе данного приема лежит эффект генерации: учащиеся лучше запомнят содержание того рассказа, который придумывают сами.
Повторение изученного материала
Эффективность запоминания, сохранения и дальнейшего распознавания и воспроизведения полученной информации зависит не только от способа ее обработки. Важным аспектом является повторение. Тем не менее, простое механическое повторение полезно лишь при усвоении произношения иностранных слов. Во всех остальных случаях оно чаще всего требует большого количества времени и усилий, но не дает хороших результатов.
Повторение можно организовать более продуктивным способом: систематизировать повторяемый материал и связать его с уже изученным ранее материалом. Данное повторение способствует долговременному научению.
Важным условием запоминания и повторения пройденного материала является тестирование и обратная связь от преподавателя. Тестирование на этапе усвоения материала не только позволяет предотвратить повторяющиеся ошибки, но и способствует сохранению материала в долговременной памяти.
В ряде исследований было доказано, что повторное предъявление материала без тестирования практически не дает эффекта, а тест и обратная связь, в свою очередь, «важнее лишнего эпизода научения».
Применение полученных знаний в жизненных ситуациях
Еще один важный вопрос: как знания, полученные учащимися на занятиях, в дальнейшем используются ими в жизненных ситуациях?
Существует мнение, что знания, которые учащиеся приобретают на занятиях, в дальнейшем обобщаются в соответствии с теми ситуациями, с которыми учащиеся столкнутся.
В ряде исследований было доказано, что, «если новая ситуация не имеет тесной связи с той, в которой происходило научение, практически никакой трансформации знаний не происходит».
В исследованиях Барнетт и Сеси была опубликована информация о переносе учащимися знаний в новые ситуации.
Для того, чтобы обеспечить возможность переноса усвоенных знаний в новые условия, необходимо предложить учащимся на этапе отработки и повторения материала активную практику с большим набором жизненных примеров и ситуаций, которые помогут учащимся приобрести достаточный опыт.
Выводы
На основании выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Эффективность изучения иностранного языка зависит не только от желания и мотивации учащегося и затраченного им времени, но и от ряда психологических приемов, использованных в обучении.
Применение психологических приемов при обучении иностранным языкам, позволяет учащимся получить лучшие результаты в более сжатые сроки.
Запоминание нового материала проходит эффективнее, если новая информация
- представлена схематично и сжато
- интересна и понятна учащимся
- определенным образом распределена в курсе и на занятии
Эффективному запоминанию иностранных слов способствует применения ряда приемов, некоторыми из которых являются
- создание зрительных образов
- использование ассоциаций
- создание интеллект-карт
- сочинение историй и связных рассказов
Продуктивное повторение предполагает систематизацию знаний и связь повторяемого материала с изученным ранее.
Тестирование и обратная связь от преподавателя способствуют лучшему сохранению материала.
Наличие практики с большим количеством жизненных примеров и ситуаций необходимо для успешного переноса учащимися полученных знаний в новые условия.
Методист сети школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL
Елена Юденкова.
Тел. 8 (495) 983-10-10
Материалы по статье, список авторов
Ericsson, Krampe & Tesch-Romer, 1993, Johnstone, Ashbaugh&Warfield, 2002
Craik&Lockhart, 1972
McPherson, 2004
Campoy & Baddeley, 2008
Buzan & Buzan, 1993
Craik & Lockhart, 1972
Karpicke & Roediger, 2008
Bassock & Holyoak, 1989
Barnett & Ceci, 2002