Проблема агрессии у детей. Агрессивен – значит не хватает ласки и тепла, принятия, так ли это? Опять же, принять агрессивность ребенка ох как не просто, что же делать?
Различные инструкции “по борьбе” с агрессией ребенка не редки в пространстве поп-психологии. Да и не читающие инструкций родители, обнаруживая агрессию ребенка, могут его наказывать, и это повлияет на его дальнейшую жизнь.
Одноразовые рекомендации запросто могут не сработать. При остром желании мамы воплотить ангельский образ в своем чаде – и подавно.
Может, лучше подойти непредвзято, дать себе время разобраться, сходить самой к психологу, или прийти вместе с ребенком, чтобы обнаружить привычные паттерны и сценарии, которые в семье и приводят к такому поведению у ребенка.
Кроме того, очень важно при воспитании сохранить агрессивность и оформить ее так, чтобы ребенок мог хотеть, действовать, достигать.
Можете предположить, вот у такого маленького уже возможны и гнев, и радость, и агрессия!
Биология агрессии
Агрессивность в биологии проявляется в охоте и в защите себя и своей территории. Также агрессия проявляется самцами в конкуренции за самку. Агрессия в стае у социальных животных сильно отличается от агрессии хищников по отношению к другому виду.
При внимательном наблюдении за развитием ребенка можно обнаружить все эти виды агрессивности. Суть воспитания – как-то сохранить, сберечь агрессивные проявления и придать им социально приемлемую форму. Мало кому понравится, если ребенок вырастет и превратится в насильника.
Вряд ли волка можно причислить к насильникам, ему нужна еда. Зайцы в своем пищевом поведении также агрессивны по отношению к траве, коре деревьев и к морковке.
Также мало кому понравится, если их ребенок потеряет всякий интерес к отстаиванию своих прав, к защите от посягательств, спрячется и не будет двигаться к тому, что интересно или не будет понимать, что ему нужно, чего ему хочется. И все эти способности родители могут коренным образом нарушить, при регулировании агрессивности ребенка, давая в будущем работу психологам и врачам.
Что такое агрессивность в психологии
Существует клиническое определение агрессии, оно граничит с юридическим понятием – это действия, которые могут причинить ущерб как самом человеку, так и другим людям. Это определение первым приходит на ум, первое выдается в поиске google и поэтому другое, близкое к смыслу самого слова, не многим-то и знакомо.
Агрессия в переводе означает шаг у входа, подготовка к этому шагу. В гештальт-подходе агрессия это любое продвижение в окружающей среде. Слово приобретает другой смысл, потому что и путешествие, и знакомство, и спорт, обработка металлов и дерева и многие другие виды деятельности и поведения немыслимы без того, чтобы делать какие-то движения к миру, к другим людям и к тому, чтобы добыть пропитание и достигать успеха.
В гештальт подходе агрессивность – обширный континуум, от минимального проявления в укусе бутерброда и выходе на улицу из комнаты – и, через баланс с окружающими и миром, к разрушительным ее формам.
Способность отстаивать себя не причиняя вреда другим иногда называют ассертивностью – это все немыслимо без осознания своей агрессивности. Если агрессивные чувства заблокированы, или табуированы, как постоять за себя?
Как ребенок проявляет агрессию?
В гештальтистском определении, агрессивные действия всегда направлены на преодоление или разрушение препятствия, а также на продвижение своего тела вперед к тому, что влечёт, что интересует и что необходимо для жизни. Также против того, что мешает жизни.
Ребенок кусается
Вот, у ребенка появились зубы и первое проявление агрессивности – укусить грудь мамы. Не обязательно по причине того, что мало молока или оно какое-то не вкусное. Просто потому, что выросли резцы и рефлексы побуждают ими пользоваться.
Степень реакции может быть разной – например, мама может шлепнуть ребенка по лицу и накричать, а может ойкнуть и зажать ему нос пальцами, чтобы ребенок отпустил сосок.
Понятно, что маме не до игрушек, но если не знать меры, что будет, если наказать младенца шлепком по щеке и окриком. Агрессия остановлена, ребенок плачет. Если такое произойдет несколько раз, рефлекс кусания может быть остановлен и прочно связан с наказанием.
Иногда ребенок может укусить своего брата или другого ребенка в детском саду, и его могут наказать, не объясняя, что так делать нельзя. Но стоит предполагать, что однажды, способность укусить другого человека может, буквально, спасти жизнь.
Конечно, постоянно кусающий других ребенок – это проблема. Но эта проблема появляется, когда родители или воспитатели не понимают, что происходит, начинают бурно реагировать или наоборот, теряются – и тем закрепляют эту форму агрессивности. Задача же в том, чтобы ограничить эту форму поведения.
Ребенок неудержимо ползет к краю, к опасностям
Ребенок по своей натуре – исследователь. Как только он готов ползать, передвигаться, он достаточно настойчиво исследует предметы и пространство вокруг себя. Это пространство следует сделать безопасным, чтобы ребенок не мог причинить себе вред. Бегать за ним, останавливая от передвижения – столь же хлопотно, сколь и не верно.
При этом иногда совершенно безобидные для взрослого животные могут прикусить, напугать ребенка. Металлические предметы могут оказаться в электророзетке.
Стремление освоить пространство, исследовать его – одна из приемлемых форм агрессивности. Вряд ли стоит ее блокировать. А вот следить за ребенком на улице – это необходимо.
Пространство как бы делится на два типа – с полным сопровождением, и с наблюдением. Вам будет интересно наблюдать, как дети осваивают пространство, если вы предположите, что это поведение – частью представляет собой агрессивность, частью – интерес к новому.
Однако бывает, что вы озабочены агрессивностью ребенка, это какой-то сигнал, с этим нужно что-то делать.
Если вы заметили, что ребенок агрессивен сверх меры, что делать?
Если бы я писал инструкцию, то первая стадия после обнаружения – внимательное исследование. Естественно, если дети в песочнице сцепились в драке, нужно разнимать. Но даже это следует делать осторожно. А после – выяснять, что происходит, то есть – изучать, исследовать, а не репрессировать и наказывать.
Рис. А. Макаров (llemur).
– Обратить внимание на свое поведение и свои привычные способы взаимодействия в семье и с другими людьми. Если вы резко командуете дома, как на посту, почему бы вам не встретить такое вот сопротивление ребенка, которое он скопировал с вас, а может, не с вас, а со своей бабушки или дедушки.
– Если вы устанавливаете правила, будьте последовательны. Около трех лет происходит важный этап сепарации, ребенок становится отдельным, из “мы” вырастает Я. Сепарация – процесс циклический, даже спиральный. На каждом витке ребенок может возвращаться, проверяя, что вы как родитель есть, и вы с ним в контакте.
Сепарация, отделение, – процесс образования границы, не так уж прост для ребенка и для мамы-папы он также новый, неизученный. Препятствие с вашей стороны в отделении, обособлении ребенка, равно как и незамечание его, когда он “возвращается” за вашей поддержкой – повод для бунта.
У границы есть функции регулирования слияния-отдельности, теперь это зависит от вас и от ребенка, а не только от вас.
– Если вы сталкиваетесь с чем-то новым в поведении ребенка, дайте себе время разобраться, что именно происходит. Если вам нянечка из детского сада жалуется на ребенка, а вы и каменеете, испытываете стыд, или импульсивно хотите тут же приступить к наказаниям, не важно кого – своего чада или нянечки, и не хватает спокойствия все выспросить и все уточнить – идите к психологу, у вас как у родителя есть проблемы.
– Ребенок даже в 2 года имеет право что-то не любить и от чего-то отказываться. Если вы агрессивно настаиваете, пользуетесь принуждением и скандалом в отношении чада – то как-то не логично удивляться его агрессии. Помните, что вы сильнее, а ваш ребенок от вас полностью зависит.
– Если ребенок агрессивен, вряд ли стоит запирать его чувства и останавливать их. Запертая агрессия легко превращается в болезни или в аутоагрессию, когда ребенок будет наносить себе удары, или биться об пол головой. Особенно удивляют советы психолога – применить песочную терапию. Лепить из глины. Но будет ли он спокойно лепить? Чтобы выразить чувства, ему этот песок может хотеться раскидать, а глину лупить кулаком, или каким-то предметом, и это, между прочим, часть терапии, отреагирование.
– Не могут агрессивные чувства сразу выразиться в рисунке карандашом или акварелью, а в сломанных грифелях и размазанной везде краске как раз могут. И пока эти чувства не отреагированы – как вы можете приступить к художествам, лепке, играм с фигурками в песочнице?
Что делать, чтобы не травмировать естественную агрессивность
Естественная агрессивность может быть травмирована. Словосочетание “травмированная агрессивность” не встретишь в поиске. Тем не менее, если родитель неадекватно ответит на агрессивные проявления своего ребенка, то можно говорить о травме агрессивности. В перспективе травмированная агрессивность ведет к бесчувственности, к страху перед своей агрессивностью, к непониманию, чего хочешь. При этом могут быть и сильные агрессивные проявления, сравните с ситуации крыски, зажатой в углу, которая обороняется.
Почему вообще родители так себя ведут, когда сталкиваются с проявлением агрессивности своего чада?
Невозможность пережить агрессивные проявления ребенка, как и невозможность столкнуться с его беспомощностью, парализуют родителя. Мама не знает, что делать и замирает. Иногда намеренно игнорирует то его поведение, что также не подходит. Иногда следуют репрессии-наказания. Так ребенок воспитывается быть удобным, послушным и понятным. При этом ребенку, который полностью зависим и не может противостоять родителям, нужно куда-то деть свою агрессию.
Агрессия направляется на других детей, других взрослых, учителей и воспитателей. Они требуют удобства, и возникает замкнутый круг, в котором все более искажаются витальные способы функционирования и ориентирование “по приборам” – своим эмоциям.
Другой путь “агрессивной энергии” – внутрь тела, он особенно печален по последствиям – ребенок часто болеет, потому что нет возможности развиваться наружу, здоровым способом направлять свою энергию во внешний мир.
Травмированная агрессивность может проявиться в будущем, например, в прокрастинации и невозможности выбирать, в качестве слабости, как составная часть призрака ВСД. Травмированная агрессивность также может проявляться в чрезмерной, разрушительной агрессии к себе и к другим людям – эти проявления континуума естественной агрессивности представляют его крайние области.
Большое значение имеет символическая агрессия, например – игра в войну с солдатиками, наказание куклы или разрушение игрушки. Да, если ребенок расчленил машинку и посмотрел, что внутри – это тоже агрессивное действие, а не только любопытство. И, если вы внимательно исследуете, обговаривая с ребенком эти действия и стремитесь понять, что происходит, это также ваше движение навстречу ребенку, правильное проявление вашей агрессивности.
Естественная агрессивность и другие эмоции
Среди эмоций агрессии противопоставляется, например, нежность. А вот в сексуальном поведении эти эмоции могут быть рядом! Агрессивности точно противопоставлен стыд, в нем агрессивность содержится в запертом, окаменелом виде, и греет уши, щеки и грудь изнутри тела. А чувство вины может привести к агрессии, направленной на себя, в саморазрушительном поведении разной интенсивности, от курения и до попыток суицида.
Такое модное качество как витальность, непременно содержит в себе естественную агрессивность. И от воспитания непременно зависит, сможет ли человек эту естественную агрессивность размещать в своей жизни себе на пользу, и не во вред другим людям. В то же время, отрицание естественной агрессивности, напряженно-оборонительная позиция, приводит к угрожающему облику, от которого все вокруг пугаются, и ничего хорошего из этого не выходит.
Когда вы воспитываете ребенка, можете столкнуться с зарождением самых разных чувств у ребенка, это чувства страха, отвращения, и не понятно, что с ними делать, что и как “воспитывать”. Сами по себе чувства не бывают вредными, они сообщают о потребностях. Чувство страха и тревоги – ребенок просит защиты и “заземления” в прикосновении. Чувство отвращения – ребенок обнаруживает, что есть граница между ним и чем-то, что ему не подходит, и отвергает, например, ложку каши или соску.
Но для того, чтобы как-то руководствоваться своими чувствами и проявлять из наружу, чтобы высказать – тоже нужна частичка этой естественной агрессивности.
Если вы что-то не понимаете, чего-то не видите – получите консультацию у психолога, сходите вместе с ребенком. Это куда лучше, чем сидеть на мамкиных форумах и впитывать советы, которые могут совершенно не подходить в вашей ситуации.