Георгий МАТЫС, президент РА «Премьер СВ», креативный директор агентства, учредитель товарищества на вере «Чрезвычайный Консалтинг» дал интервью журналу Популярная психологиЯ, при этом обнаружил вихрь креатива. Креативность – необходимое качество в ряде профессий. Будь то профессии в рекламе или профессия продавца. Креативность – способность создавать новое и комбинировать уже известное в необычных сочетаниях
http://www.popsy.ru/images_7/matys_creative.jpg,http://www.popsy.ru/images_7/matys_hand_of_creative1.jpg,http://www.popsy.ru/images_7/matys_creative1.jpg,http://www.popsy.ru/images_7/matys_creative2.jpg,http://www.popsy.ru/images_7/creative_game.jpg,http://www.popsy.ru/images_7/matys_hand_of_creative2.jpg
Ох уж эти сказки.
Ох уж, эти сказочники…
текст – Евгений Власов, фото – Петр Жуков.
Самое креативное место в России это кухня. Та самая малоразмерная площадь, которую любил и Булгаковский Шариков за приятный запах, и интеллигенты за особенные беседы
с креатически-критическим содержанием.
Гиганты креатизма BBDO построили для своих специалистов прекрасное помещение с небесными окнами, как они ошиблись, как потратились… Арендовать нужно было несколько помещений кухонь. Площадью до 7 квадратов. Чтобы очаг. Вода чтобы. Воздух, приятный. И земля, хоть и в цветочных горшках.
Все хорошее происходит на кухне. Вот, что там можно делать: Пить. Есть. Любить. Думать. Заваривать. Жечь. Выкидывать. Курить. Спать. Писать. Читать. Смотреть. Плавить. Слушать. Ковыряться. Закусывать. Мыть. Чистить. Бить. Собирать. Намазывать. Наливать. Греть. Жарить. Скрести. Поливать. Солить. Выпивать. Звонить. Плакать. Вспоминать. И, наконец – говорить.
Интервью. Георгий Матыс, президент РА «Премьер СВ»,
креативный директор агентства, учредитель
товарищества на вере «Чрезвычайный Консалтинг»
ВОТ у вас Фрейд на обложке. Зачем он? Вы пишете о психоанализе?
Пишем.
Психоаналитика беспокоит комплекс Эдипа.
И он пытается клиенту приписать то же самое. Ну а вдруг у него какой-то другой, скажем – Электры?
Психоанализ может быть творческим, и психоаналитики могут использовать фундаментальные положения, не заморачиваясь на структуре комплекса, не навязывая ее.
Это какие положения?
О том, что существует бессознательное…
Тогда психоаналитик – на общей, слишком общей платформе, вместе с суфиями, с православными монахами, дзен-буддистами и прочими мистиками. А не проще ли тогда отнести психоанализ к догматизированным культам? Если у него это болит, то у всего человечества – тоже…
В легкой форме мания величия. И вообще, Фрейд, как известно, черпал вдохновение в том же источнике, что и Шерлок Холмс – в кокаине. Зачем нам в России кокаиновый психоанализ? Если есть свой, алкогольный совершенно, Бехтерев. Безалкогольный Бурденко. Сеченов. Сеченов, пожалуй, ни при чем, а вот Мусоргский… Послушайте оперу Мусоргского, идите домой, отдыхайте – все теперь будет хорошо. Психоанализ ведь как работает? Чем больше заплатил, тем лучше подействует – кокаиновое безумие, и для России не подходит – все богатые «лечатся» на западе, ездят. Вот во Франции практиковали психоанализ для рабочих – и не действует. Мария Антуанетта: «Пусть едят пирожные». Не хотят они есть пирожные, не действует на рабочих психоанализ. Это для богатых бездельников, а кто они в России? Элита. Бомонд. Но на них, почему-то, лучше действует какая-нибудь потомственная ясновидящая Анастасия – абсолютный от ворот поворот.
Вы правы, наш журнал как раз для того, чтобы воспитывать власть имущих, элиту, чтобы меньше пользовались отворотами и приворотами – пусть едят пирожные с европейским кремом и пудрой, как и полагается высшей власти. Вот посмотрите – звездочка. Это номер о политической психологии – и о политтехнологах. «Звезды примут нас».
Это похоже на то, как нас «принимают» в отделение милиции. Звезды – на погонах. Вам надо было называться «Кое-что о душе». Такого журнала еще нет. Хотя у вас тоже название удобное – можно писать очень серьезные вещи и никакие академики не придерутся – психология популярная. И все тут. И вообще – чем меньше слова «психология», тем лучше.
Психолог мало зарабатывает, в личной жизни – несчастен. Своей школы не создал – выучил только несколько методик. Видал я таких психологов. По-моему, настоящие психологи – это аферисты. Богатые аферисты. Они гонят.
И в каждом гоне есть доля правды.
Хотите, клип расскажу? Только что придумал. Едет Санта Клаус на оленях, за ним бегут волк и волчата. Волк воет: «У-У-У, У-У-У, У-У У-У-У». А волчата бегут за ним, и: «у-у-у, у-у-у, у-у у-у- у». (Воет на мотив «Jingle bells», прим. ред.) Такой добрый-добрый клип.
А как у вашего журнала с финансами?
Худо-бедно.
Я думал, вы мне за интервью заплатите. Мне нужно соседнюю квартиру купить, соседей отселить. И у меня тогда будет квартира – два сортира. Это высокое положение для Москвы. Даже такие скромные криэйторы, как я, могут себе позволить в квартире две параши. Правда, придется рубить стены… Я всю жизнь занимаюсь тем, что рублю стены…
Можно, я перейду к вопросам?
А давайте, я вам лучше спою, вот и гитара здесь… Квартира – два сортира… – песенка получается. (Поет, ред.) «У меня была квартира, а в квартире – два сортира. И по полу той квартиры я ходил в свои сортиры…» Весело!
Креативность и криэйтор – эти слова, как мне кажется, появились и закрепились в русском языке после выхода «Поколения П» Пелевина. Тогда же я в грубой форме узнал, что криэйтор – это не то же самое, что творец. Кто же такой криэйтор?
Слово это придумал не Пелевин, это английское слово. Он человек из той же самой системы, что и я. Мне первому принесли его книжку, когда она появилась.
Творец – это Творец, Бог–Отец. Или человек, носитель искры Божьей. А криэйтор – это тип, изображающий творца, им притворяющийся. И криэйтору за это платят деньги.
Я говорю не об авторстве слова, а о закреплении слова и значения в обыденном языке.
Пелевин выпустил эту книгу в 96-м, по-моему. Я начинал гораздо раньше. В 91-м мы вчетвером выпустили фильм. Заработали 300 тысяч на четверых. Потом купили два корабля, и меня тогда чуть не убили из-за этих пароходов.
Как можно сняв фильм, заработать столько денег?
Этот вопрос очень абстрактный, я отвечу: «Вот так – очень просто». Фильм назывался «За день до…», имел удивительную судьбу, показывали его один раз, зато целую неделю – в Петропавловске-Камчатском, в центральном кинотеатре, каждый день – четыре сеанса. И один раз по НТВ. Фильм купил человек, разбогатевший на торговле Камазами. Купил – и тут же разорился. Фильм имеет своих поклонников в Нью-Йорке. Миша Гуревич, есть такой известный мультипликационный критик, благодарную рецензию написал.
Фильм биографичен, о восьми молодых людях, о том, как мы жили. Так вот, пока Пелевин писал, глотал, вдыхал и кололся, мы жили той жизнью, о которой он писал. И он ничего мне не заплатил.
Да, он даже интервью никому не дает, кроме… И ведет сейчас очень здоровый образ жизни. Любит кататься на велосипеде, ни один журналист не догонит.
Существуют ли какие-нибудь способы креативность измерить?
Да. Позвать криэйтора, и сказать ему: «Пиши».
И больше ничего не говорить, и брифа не давать. И если что-то интересное получится, криэйтор тут же может сказать: «Вот тебе креатив, плати 300 баксов». Главное – из ничего. Во всех религиозных системах Творец создает из «Ничего». Вот такой уровень.
Почему те, кто занимаются творческим, по-моему, процессом – текстом, сценарием, нуждаются в развитии этой самой креативности?
Вот вы сейчас смотрите в свою бумажку и читаете вопросы. Вот именно поэтому. Вы сейчас надеетесь на бумажку, вспоминаете, что там написано, и застреваете в этом. Ваш мозг работает автоматически, за этой работой вы даже можете не услышать, что я вам сейчас скажу. Поэтому лучше задавать вопросы изнутри. Создавать вопросы – это самое важное качество для криэйтора. Все начинается с вопроса.
Сознание большинства людей автоматично, они не могут создавать новое. Если вы доверитесь «ничему» и перестанете читать вопросы по бумажке, то из ничего, как из зерна, может вырасти прекрасный цветок. Если у человека выходное отверстие в форме цветка, он рождает цветок. Если в форме крокодила, то – крокодилов.
Я вчера писал эти вопросы из головы, и я не застрял, я не застрял, не застрял!
Любой человек, который так говорит – уже застрял. Любой человек, который говорит «Я – все» – на самом деле никто. Любой человек, самоуничижающе заявляющий:
«Я – никто!» – на самом деле говорит, что он– все. Хотя многие, так говорящие – все-таки правы.
Так как осуществить этот переход от автоматизма к креативности?
Вы любите плавать? Или скажем лучше так, поинтимнее: Вы любите заниматься любовью? Для вас это процесс творческий или автоматический?
По-разному, частично – творческий, частично – автоматический.
Конкретизируем. В презервативе – автоматический, без него – творческий. Можно сотворить ребенка. А если на презерватив приклеить усы и очки нацепить – очень даже креативненько получится, даже с презервативом.
Когда вы стали тренером, с чем это было связано, почему?
Я вообще – маркетолог, и я искал себе нишу, свободную, никем не занятую. Вот так и появился мой тренинг креативности. Я не выношу конкуренции, и если есть возможность – то, по-моему, лучше создавать новый рынок.
Вы заимствовали методики или в основе ваш профессиональный опыт?
Все, на что я смотрю – мой продукт. Вот видите – этот фаллос из банана и мандаринов – угощайтесь, вот еще и конфеты. Очень вкусные.
Ага, вы ничего не кладете просто так.
Они лежат здесь именно просто так, и я специально ничего не положил, это случилось. Дайте мне правый мандарин.
Правый относительно кого?
Как решит дама, она всегда права, вот – сидит на моем месте. На барабане. И очень неплохо себя чувствует.
Расскажите о технологии тренинга креативности, вы его весь сами придумали?
Нет, я ничего сам не придумал. Что это за креатив, если я все сам придумал? Я взял у других по кусочку, соединил, и выдал за свое.
И все же, какова структура вашего тренинга? Что вначале, и что потом?
Никакой тренер не откроет своего секрета, да, и секретов у тренеров никаких нет.
Есть четыре упражнения, которые участники обязательно выполняют на моем тренинге: «Зеркало», «Ощущай, зараза, свои ощущения, или – умри», «Фантастические миры» и «Разговор с картиной», и я никогда не предполагаю заранее, что вначале, а что потом.
Когда меня спрашивают: «Чем вы кормите своих гостей?» – я отвечаю: «Кого – чем, кто ест сосиски – кормлю сосисками, кого-то – мандаринами, кто не хочет есть – не кормлю вообще». «Как же так, у вас нет никакой структуры!» Но структура есть.
(Звонок домофона, ред.) Кто это там, заходите!
Это Петя, он сфотографирует вас немного.
Пусть лучше он сфотографирует не меня, а, скажем, эту вазу. Видите, в прямоугольной стеклянной вазе посередине застрял шар из стекла. Это – модель застрявшего сознания. Шар не может провалиться на дно вазы, и его невозможно вытряхнуть из вазы.
Так вот, у меня был эпизод на тренинге, я хочу о нём рассказать. И вы поймете, что тренер работает по ситуации, а не по структуре, всегда по-разному. Это кровавый, страшный эпизод. Когда я его вспоминаю, мурашки по коже. Я никогда не занимался арт-терапией, но это было похоже, и тогда получилось так, что мне некуда было отступать.
(Задумывается, издает нечленораздельные звуки, прим. ред.). Знаете, американцам нравится горловое пение.
Это как?
Вот так: «ээээээээёээээээёёёёёээээээээёёёэээ ээээээёэээёэёёэээээёёёёээээээээээ». Американцы вспоминают уничтоженные их предками индейские племена, индейцев. И они испытывают светлое чувство вины за своих предков. Осознанное чувство светлой вины. Светлое чувство собственного совершенства от осознания этой вины. Знаете, как немцы любят евреев? Тем же самым чувством. Один мой еврейский друг был в ресторане, в Мюнхене. Пошел в туалет. Видит, рядом с ним стоит детина, светловолосый, немолодой, под два метра, татуированные руки. Мой еврейский друг, маленький такой, подумал: «Сейчас он меня будет бить». Но тот, огромная туша, упал перед ним на колени, и завыл: «Мой папа служил в СС, простите меняяяяяяя»…
Видите, эти два меча, им – восемьсот лет.
Да, очень холодные.
Холодные, восемьсот лет в земле пролежали, до сих пор холодные. Их надо хранить в холодильнике, иначе испортятся.
Вы сами их откопали? Такое удовольствие – откопать древний кинжал.
Нет, я их не откапывал. Я вообще в земле не копаюсь – руки пачкаются, грязь под ногтями. А удовольствие того китайца, что их откопал, прекрасно могу себе представить: «Вот классно, продам – бабла заработаю, баксов по пятьдесят за ножик». На самом деле, китайцы не жадные, их просто очень много там, и за пять баксов они идут в гору с кирпичами километр вовсе не потому, что такие жадные, а потому что их очень много, и если построить фуникулер, то очень многие окажутся без работы.
Так вот, вернемся к эпизоду на тренинге. У меня группа 11 человек, дело было в Самаре, мы занимались в комнате в офисном здании. С самого начала все складывалось необычно. Мы все вдруг услышали странные звуки, которые отвлекали, и надо было прояснить, что это. Я понимаю, что этажом выше что-то происходит. Оставляю группу, поднимаюсь – и вижу, что супружеская пара занимается любовью. Именно тогда я понял, что тренинг получается непростой, и отнес эту природную самарскую сексуальность на счет своих высоких тренерских способностей, пробившихся через потолок. В 14 часов, средь бела дня! Рядом слонялся их ребенок. Они с ребенком поднялись на четвертый этаж, и стоя любили друг друга, при этом стонали так, что я оставил группу и пошел смотреть, что происходит.
Я с группой в это время проделывал одно упражнение. Нужно было каждому придумать персонаж для будущего фильма. Когда пришел, уже все все придумали. Каждый за себя, но так получилось, что четыре персонажа совпали по функциям. Оказалось две принцессы и два принца. Причем все были женщины, и принцы, и принцессы. Определились с характерами, получилось – вот самая красивая принцесса, Спящая Принцесса, она всегда спит, даже на улице, и с лунатическим достоинством выполняет все задания. Вторая – Принцесса Шрэка, это была крупная девушка, чрезвычайно уверенная в собственной неполноценности, и при этом фантастически сильная. На тренинге был эпизод, когда она меня загипнотизировала на целых 3 секунды, а ведь это очень трудно – загипнотизировать тренера, который сам кого хочешь загипнотизирует.
Один принц – Влюбленный. Другой принц – Прагматичный, этакий менеджер с короной. Едем дальше. Теперь нужно рассказать историю из жизни и создать из этих персонажей и историй сюжет. Я не помню всех подробностей, там были в группе и другие замечательные персонажи – Гномик, Кларнет погибшего музыканта и так далее. Важно то, что их истории образовали сюжетное кольцо, значит – тренинг идет успешно. Так вот, когда дошла очередь рассказывать свою историю.
Влюблённому Принцу, она (вы помните, что это женщина) встает и со слезами на глазах говорит: «А можно я буду работать не за себя, а за своего сына? Он погиб год назад, ему было 27 лет». У меня мурашки по спине, отвечаю, что да, можно. «Когда он был маленький, то хотел быть на новогоднем празднике в костюме мушкетёра или робота. А у нас был уже костюм зайчика, и денег нет больше – я отложила на еду. Он не получил костюм, который хотел, и так и не встретил свою любовь на том балу. А теперь он умер, и я виню себя в том, что у него не было любви». Я разрешил ей, и Вы бы видели, как она работала! Она вся светилась, она сама и была той любовью, о которой мечтала для него. Она отработала этот травмирующий эпизод на тренинге, и ей стало лучше. Для меня этот случай – и волшебный, и шокирующий.
Если у вас есть деньги – купите своему ребенку то, что ему нужно. Если нет денег – продайте рубашку последнюю.
Участники этого тренинга написали прекрасный сценарий фильма про детей-дебилов. Все прошло успешно.
Креативная Игра
А сейчас мы поиграем с вами. Все быстро-быстро придумайте себе персонаж.
Илона: Ежик. Да, ежик.
Женя: Змей, такой, с лапками.
Петя: Человек-невидимка.
Отлично. Ежик – без головы, без ножек, змей и человек-невидимка. Теперь – любой эпизод из жизни, какой вспомните, любой. Я практически не живу, поэтому для меня, например, это трудная задача.
Женя: Зима, завел машину, хлопнул задней дверью и сработал центральный замок, и я снаружи – пытаюсь открыть двери. И я не понимаю, причем здесь змей, хотя мой персонаж легче бы справился – и пролез бы и ключ бы повернул, у него и лапки ведь есть.
Илона: Рождение сына. Родила ежика, получается… (все громко смеются).
Что сделал человек-невидимка?
Петя: Защитил диплом.
Прекрасно. Он сделал невидимой лишь свою руку. Когда человек полностью невидим – значит, он защитил докторскую. Если его вот досюда не видно, значит – кандидат. Ну а если только руку не видно, ну вот хотя бы по столько – то это значит – защитил диплом!
Ваши истории тоже могут быть закольцованы, только нужно придумать, как.
Мы всегда интуитивно знаем, что мы сейчас делаем, и что получается, а что – нет. Но мозг мешает, надо избавиться от мозга – и станет очень просто, просторно.
Сейчас я принесу коробочку, а в ней – кощеева смерть. Вот – это модель сознания. Она может быть свернута так – вот, получился член. Не трогайте!
Хорошо.
Вот, получилась большая восьмерка – символ бесконечности. Она покоится в нуле, ноль – это ничто, пустота. А вот, звенья разомкнулись – один из шарниров оказался слабым, сломался. А, между прочим, стоит тысячу рублей. Нормальное сознание, нормальные сюжетные истории замкнуты в кольцо. Оно гибкое, и решает любые проблемы, его невозможно сломать. Хотя можно пытаться это сделать наркотой, алкоголем и всякими половыми извращениями. Но его достаточно – и так получаются любые формы. Это креативный тренажер. Мелкая пластика пальцев связана с новыми креативными движениями мысли.
И если что-то не получается, значит, вы вспомнили ту неправильную таблицу умножения, которая была на обороте каждой тетрадки в клеточку. А в правильной таблице: 8·1=8, 8·2=7, 8·3=6, 8·4=5. Понимаете? Нет? Это просто, умножили и сложили, 8 на 2 это 16, 1 плюс 6, получается 7. Вот кольцо опять распалось – в таком виде оно больше похоже именно на мое сознание. Цифры номера автобуса, на котором я езжу в Пущино, совпадают с суммой цифр этой квартиры…
Вы интересуетесь числами. Опять с Пелевиным пересечение? Может, вы знакомы с Валерием?
Лично не знаком. Хотя пишет он, в основном, про Березовского и про меня. Я бы хотел познакомиться с Валерой, но он прячется от меня. Все считают, что он от всех прячется, но на самом деле – от меня. Березовский, царство ему небесное…
Он что, уже умер?
Нет, еще нет, но скоро…
А от чего?
От смерти. Ему пора уже, наверное… Впрочем, Богу виднее.
Числа креативные и магические
Насколько точен автор «Поколения П» в описании профессии криэйтора?
Там правда только один эпизод – с телескопом. Все остальное – выдумки.
Почему же? Вы ведь сами рассказывали, что торговали квасом, когда знакомая позвала вас в Премьер-СВ? Это так похоже на начало романа, там Татарский торгует сигаретами в палатке и вот он уже криэйтор!
Это похоже, но в целом – скучно. Зубоскальство. Мне нравится больше книжка про Чапаева и Пустоту. Эту книгу я понимаю и принимаю.
А «Числа»? Вы только что так увлеченно складывали, умножали. Номер квартиры, автобуса, восьмерка, бесконечность… И у Пелевина тоже числа!
У него неправильные числа. Восьмерка – вот главная цифра. Восьмерка и ноль – бесконечность и ничто.
Я думаю, что у каждого свои числа. У нашего мерчандайзера число 14 – ненавистное.
Да, это число – губительно для всех мерчандайзеров, после него – сразу в Оптину Пустынь. Представляете, приходит ваш мерчандайзер туда, и говорит: «У вас тут иконы неправильно разложены. Вы так ничего не сможете продать… Да, эти мужики в золотых плащах должны быть в премиуме. Этот – вообще только из-под прилавка должен продаваться» На самом деле, для мерчандайзера не может быть плохих чисел и цифр, для него все – хорошие. Чем больше число – тем лучше.
Кто приходит к вам на тренинг, что это за люди?
Это обычные русские люди, менеджеры. Иногда мы достигаем цели, и менеджер становится необычным, иногда менеджер понимает что-то главное, и через две недели увольняется. Это опасное предприятие – тренинг, я предупреждаю всех работодателей – это очень опасно и они могут потерять сотрудника.
Кому еще необходимо или полезно владеть навыками креативного мышления? Где это можно применить?
Это можно применить для развития брэнда. Вот, например, у меня на шее волшебная ручка с логотипом Lomond (щелкает кнопочкой, и ручка начинает светиться, прим. ред.) В рамках этого брэнда устраиваются конкурсы студентов, им дана возможность проявить свои способности в творчестве по поводу этого брэнда. Если в рамках моей профессии брэнд позволяет перейти от игры профессионалов к бесконечному творческому конкурсу для студентов, то не может ничего быть лучше для рекламы такого брэнда. Это – ручка счастья. (Обращается к Илоне, прим. ред.) Давайте, я у вас на ладошке напишу этим великолепным голубым светом, и желание ваше исполнится. Загадайте желание, самое важное для вас… Скажите его мне, и я напишу.
Что же это за желание, о котором я бы так легко рассказала?
Здорово! Да… Я понял… Я нарисую сердце со стрелой. Все исполнится!
(Звонит телефон, прим. ред.) Да, вы выиграли 300 баксов, вы победили в конкурсе, я вас поздравляю, девочки, но деньги вы получите после 10-го. Если бы вы пришли в тот же день…
Спасибо, вы хорошо поработали.