Психоанализ – самая старая психологическая и психотерапевтическая школа, которая определила развитие психотерапии. Как будто все другие школы выросли либо из психоанализа либо родились в знак протеста ему. В чем состоит настоящий психоанализ? В принадлежности к традициям или есть другой путь – строительство новых ассоциаций? Елена Спиркина представляет настоящий психоанализ, имеющий европейские корни.
Интервью с Еленой СПИРКИНОЙ,
ректором Института Практической Психологии и Психоанализа
Кто может называть себя психоаналитиком? Есть какие-либо международные критерии для определения данных специалистов и их обучения?
Психоаналитиком может называть себя только член или кандидат в члены Международной психоаналитической ассоциации (I.P.A.). Она была основана Зигмундом Фрейдом и объединяет психоаналитические общества всего мира.
Только членство в этой ассоциации и психоаналитическое обучение под ее эгидой и контролем являются общепринятыми для западных психоаналитиков.
Чтобы стать ее членом, необходимо выполнить ряд требований, в том числе: прохождение личного психоанализа у тренинг-аналитика I.P.A. не менее 400 часов; супервизии у тренинг-аналитика I.P.A. не менее 80 часов в течение двух лет; сдача двух зачетных случаев ведения лежащего на кушетке клиента четыре раза в неделю в течение четырех лет и, естественно, психоаналитическое образование. Эти требования можно назвать «знаком качества» для психоаналитика и выполнить их могут далеко не все. В России на сегодняшний день десять членов I.P.A. и около пятнадцати кандидатов. Все они прошли или проходят психоаналитическую подготовку только по международным программам.
Как осуществляется психоаналитическое образование в вашем институте?
При Международной Психоаналитической Ассоциации организован Институт Психоанализа Восточной Европы (I.P.E.E.) под руководством Паоло Фонда. Он объединяет всех претендентов восточноевропейских стран, проходящих поэтапное обучение психоанализу для вступления в I.P.A. Обучение проходит в форме тренингов, семинаров, летних школ.
У нас есть кафедра психоанализа, где студенты после окончания 3-летней базовой программы проходят дополнительную специализацию в течении 3 лет. При этом они ведут клиентов и сами находятся в психоанализе. Ее можно рассматривать как первый этап перед зачислением и учебой в I.P.E.E. Специализация соответствует международным стандартам, ее преподавателями являются как известные зарубежные тренинг-аналитики, так и российские члены I.P.A. Этими же специалистами проводится психоаналитическая подготовка и на базовой программе высшего образования.
Сейчас появилось много психоаналитических федераций, трудно понять, чем они отличаются друг от друга, и как представлены в мировом психоанализе?
Мне самой трудно понять, чем они отличаются друг от друга, именно потому, что в мировом психоаналитическом сообществе они никак и не представлены.
Я не вижу их представителей на международных конференциях и семинарах. Из тех, кто там есть, я бы выделила Московское Психоаналитическое Общество, которое уже более 10 лет сотрудничает с I.P.A., и Общество Психоаналитической Психотерапии, официально вошедшее в Европейскую Федерацию Психоаналитической Психотерапии.
Чем отличается психоаналитический психотерапевт от психоаналитика?
Если говорить о внешних отличиях, то психоаналитик ведет прием лежащего на кушетке пациента, при этом тот не должен видеть аналитика. Частота встреч 4–5 раз в неделю. При психоаналитической терапии терапевт и пациент сидят напротив друг друга, частота встреч от 1 до 3 в неделю. Техника работы практически одинакова, но акценты отличаются. Психоанализом заниматься сложнее.
Скажите, работая в настоящей, классической методике, вы можете решить более глобальные проблемы?
Проблемы те же, область решаемых вопросов та же, но глубина работы другая. В процессе регресса клиент более открыт для эмоций. Это эмоциональный, а не интеллектуальный регресс. Если клиент сидит, он больше себя контролирует, свои эмоции и речь, и работа происходит на менее глубоком уровне. А продолжительность необходима, чтобы убедиться в том, что человек полностью вылечен, что те причины, которые мешали ему жить, устранены.
Что отличает учебные программы вашего института, и какова общая направленность обучения?
Прежде всего, их практическая направленность. Так, только на базовой программе за три года обучения, практические занятия по консультированию и психотерапии составляют 1720 часов. Во-вторых, они эксклюзивные, так как создавались в нашем институте совместно с известными зарубежными психоаналитическими и психотерапевтическими центрами. Но главное, они имеют ступенчатые уровни и позволяют пройти путь от получения психологического образования до членства в международных ассоциациях.
Каким вы видите психоаналитическое образование в нашей стране?
Россия неотъемлемая часть Европы, но парадокс в том, что европейское психотерапевтическое образование нашим государством не признается, также и российские психотерапевтические дипломы нигде зарубежом не признаются. Даже сейчас в нашей стране нет такой профессии и вузовской специальности как психоаналитик. Но рано или поздно ситуация изменится, и будущее России неизбежно связано европейской и мировой общностью психотерапевтического образования.