Ход времени субъективно зависит от объема накопленной информации, нарастающий сегодня вал не приведет ли его к такому ускорению, что мы свою жизнь ощутим как миг, хотя и ослепительный?
Афлятунов Жавдат Зиннатович
Сегодня прочитал статью Светланы Кузиной в газете КП за 22 марта 2013 г. о том, что в современном мире люди ощущают ускорение времени. Ею приводится довод французского художника Лео Кайяра на основе наблюдения за туристами в Лувре, которые задерживают взгляд на картинах не дольше 5 секунд. На основе этого ею делается заключение о том, что время воспринимается нами через кванты информации, а ее количество влияет на ход времени.
Полгода назад, начав писать воспоминания о своем деде, я задумался о времени и статья С.Кузиной подтолкнула меня изложить свои размышления.
Если верно утверждение о том, что ход времени зависит от объема накопленной информации, то нарастающий сегодня вал не приведет ли его к такому ускорению, что мы свою жизнь ощутим как миг, хотя и ослепительный!?
Какая польза современному человеку от удлинения продолжительности жизни, если он не почувствует его из-за ускорения времени?
Раньше ускорение времени люди чувствовали с возрастом, что можно было бы объяснить накопленной ими в течение жизни информацией, сегодня уже молодежь жалуется на нехватку времени, хотя у нее объем информации сравнительно меньше.
Видимо, здесь нужно говорить о влиянии на ход времени не всего объема, накопленной человеком информации, а какой-то ее части. Время мы ощущаем через движение, сопоставляя настоящее состояние вещей с их прошедшим состоянием, извлекаемым из памяти, т.е. в восприятии времени участвует наша память, без нее мы наблюдали бы застывшую картину настоящего.
Какая же связь может быть между нашей памятью и ходом нашего времени?
Чтобы ответить на эти вопросы, проведем параллель между устройством памяти компьютера и человека. У компьютера две памяти: оперативная и общая, объем каждой из них задан «железом», а быстродействие его зависит только от объема оперативной памяти.
Может быть, и человеческая память состоит из двух частей: мгновенной – о чем человек думает в данный момент («пережевывает») и общей – накопленной им втечение жизни, а в восприятии времени участвует первая часть памяти, которую по аналогии с компьютерной можно назвать оперативной.
Если эту аналогию перенести на восприятие времени человеком, то можно сказать том, что время идет быстрее у человека, имеющего большой объем оперативной памяти. Почему же тогда человек чувствует иногда нехватку времени, а в других случаях время для него как будто остановилось?
Главное отличие между оперативной памятью компьютера и человека, у разумного она может изменяться: уменьшаться до нуля, увеличиваться до объема общей памяти.
Как рыба, изменяющая объем воздушного пузыря для изменения глубины погружения, так и «оперативная» память человека изменяет свой объем во время мыслительных операцией, за счет всей общей памяти.
В зависимости от состояния оперативной памяти (ее объема) зависит восприятие времени. В момент отдыха, сна, объем оперативной «сдувается» – время замедляет свой ход, в момент же напряженной работы, связанной с переработкой большого объема информации время ускоряет свой ход.
Стресс может сжать оперативную память до минимального объема так, что время будет длиться бесконечно долго, как описывается в литературе – человек может увидеть летящую на него пулю. Но есть у человека моменты в жизни, также описанные в литературе, когда в миг перед глазами проносится вся его жизнь – оперативная память заняла весь объем общей памяти.
Замедление хода времени, при восприятии его минимальным объемом оперативной памяти, мы ощущаем в редкие моменты дневного «отключения», когда очнувшись, думаем, что проспали несколько часов, хотя на самом деле прошли считанные секунды. Иногда мы говорим: «Я сегодня проспал вечность».
Таким образом, общая память может оказывать влияние на восприятие нами времени только через оперативную, увеличивая – когда отдает информацию или уменьшая – когда забирает!
Первобытный человек, имевший маленький объем оперативной памяти, практически равный объему его общей памяти, проживал отпущенные ему 25-30 лет, получая больше удовлетворения от продолжительности своей жизни, чем сегодняшний 80-летний житель, который не доволен тем, как быстро прошла его жизнь.
Для наглядности представим память человека в виде двух сообщающихся сфер: внутренней – оперативной памяти и внешней – общей памяти.
В детстве воспитание формирует связи – шаблоны – рефлексы в слоях сферы оперативной памяти. Сначала формируются слой с шаблонами для информации, отвечающей за навыки самообслуживания, игровые навыки, разговорные навыки и т.д. С его формированием заканчивается детство. С вступлением ребенка в подростковый возраст начинается формирование слоя памяти с шаблонами – связями для информации, отвечающими за межличностные отношения.
Эти слои делят человеческую жизнь на возрастные периоды: детство, подростковый возраст, зрелый возраст и человек в своем сознании отделяет от себя от «я» в эти периоды жизни.
Е. Гришковец в спектакле «Как я съел собаку» говорит о себе: « я – маленький мальчик, я – подросток, совершенно отличные от меня люди».
Шаблонами сформировавшихся слоев памяти человек пользуется в повседневной жизни неосознанно – на уровне рефлексов.
Шаблоны, формирующиеся в последующих слоях сферы оперативной памяти – мыслительные, они снижают творческие способности человека, он начинает думать мыслительными рефлексами, иногда мы видим, как он красиво аргументированно ведет пустую от мыслей беседу.
Люди, у которых тяжело формируется шаблоны во втором слое оперативной памяти, отвечающей за межличностные отношения, не могут работать в коллективе, плохо поддерживают дружеские отношения, излишне эмоциональны, всю жизнь остаются подростками, но склонны к нестандартному мышлению, т.к. в последующих слоях у них также отсутствуют мыслительные шаблоны.
Есть особый тип людей – гении, у которых нет разделения памяти, а есть одна огромная оперативная память, где не могут формироваться устойчивые связи – шаблонов.
Они плохо приспособлены к жизни в бытовом плане, конфликтны. Эйнштейна на вопрос, почему он пользуется одним мылом для мытья рук и бритья ответил, что две мыльницы для него слишком сложно. Это свойство его памяти, где было мало шаблонов.
Пример сегодняшнего дня: российский математик Перельман, ведущий затворнический образ жизни, отказавшийся от премии за решение задачи Гаусса.
Наверно у этих людей особый ход их времени.
Получается, наше Время находится внутри НАС, и его ход зависит от того, как сообщаются между собой внутренняя и внешняя сферы памяти, и искусство управления им заключается в поддержании соотношения между их объемами.
Чтобы замедлить время, мы должны поддерживать небольшой объем оперативной памяти, размещая важную и второстепенную информацию в разных сферах так,чтобы позитивная и важная на данный момент информация была в ближней сфере памяти – в оперативной памяти, а второстепенная и негативная удалялась во внешнею сферу – общую память!
Размещая информацию в разных сферах памяти, мы планируем наше время, тем самым минимизируем оперативную память, другими словами – управляем своим временем.
Рассмотрим пример восприятия времени людьми, планирующими свое время и суетливыми, неорганизованными.
Человек организованный, планируя свое время, сознательно ограничивает объем оперативной памяти, извлекая информацию из общей памяти в нужный момент, тем самым замедляет ход своего времени, успевая сделать большое количество дел, а у неорганизованного же человека объем оперативной памяти раздут, и он жалуется не нехватку своего времени.
Героиня романа “Унесенные ветром” говорит: “Я подумаю об этом завтра”, т.е. она отодвигает негативную информацию – переживания в дальнюю сферу памяти, здесь мы говорим о планировании путем управления эмоциональными переживаниями, которые также могут перегружать оперативную память, ускоряя ход времени.
Современная деловой человек для планирования своего времени, должен использовать гаджеты (электронные еженедельники, напоминалки в телефоне т.д.), в нужный момент внедряющие актуальную информацию в оперативную память для решения текущих задач, а для удаления негативных переживаний обратиться к мудрости предков, которые гласит: «Утро вечера мудренее»!
И это обязательно замедлит ход его Времени!
23.03.- 07.04. 2013 г.
P.S. Мысль – ребенок. Возникновение – зачатие. Произношение – рождение.Изложение – воспитание, адский труд!
Искусство управления людьми есть искусство управления их памятью.