Текст про женскую сущность, имеющий прямое отношение к гендерной психологии, очень умный и столь же недочитанный до конца. Египетская царица, пирамиды, власть женщины
Идеи существуют вне времени и пространства, что с удовольствием могли бы подтвердить прогрессивные астрофизики и космобиологи. Независимо от нашей способности сопряжения с идеями, они поглощают нас подобно черным дырам астрофизиков или космическими бактериями космобиологов внедряются в наше естество незаметно для нетренированного глаза человека обычного. Но способность идей быть созвучными духу времени и воля Главного Редактора (О, Всевышний! Да продлятся дни его! И да отвратится гнев его от букв этих!) принуждают меня фиксировать процесс наблюдения идей в нашей реальности.
Читатель, и ты дочитай до конца – идеи любят терпеливых.
3 500 лет назад родилась идея, принявшая облик женщины, которая перевернула тогда привычный мир справа налево. Любой мужчина подтвердит, что это естественное свойство женщины, которым она пользуется с беззастенчивостью царицы и игривостью богини – единственный закон управления – исполнение желаемого. Ощущая себя и тем и другим, как автор-творец, впускающий в этот мир идею, между строчек – о, читатель – между строчек, я предлагаю отправиться на этот раз к историкам-египтологам и археологам. Стремление к вольномыслию всегда ведет к поиску хорошей компании, способной на бесшабашные поступки и завораживающие проекты. За мной, храбрый читатель и тайны идей будут перед тобой как иероглифы на каменных блоках стен!
Древние смыслы современности.
Идеи транслируются вне времени – социологи-конструктивисты веско называют приемы активной смены поведенческих стереотипов рекрутированием гендерного самосознания. Данное сложное утверждение позволяет автору сделать смелое предположение, что идеи, высказанные и реализованные одной прекрасной и умной женщиной гонят волны современного феминизма. Что властительница, правившая в 1467-1445 до Рождества Христова (источники указывают разные годы) может повлиять на наших современниц свежо и неожиданно. Тем не менее, успехи отечественной египтологии в конце XIX века совпали с ярким женским движением. Ученейшие мужи того времени во главе с философом Владимиром Соловьевым предрекали появление Новой Софии-Мудрости. Поэты под предводительством Александра Блока запойно ждали появления Прекрасной Дамы. Археологи копали и копали древние камни, египтологи расшифровали таблички со звероподобными знаками, молодые прогрессивные курсистки с короткой стрижкой и горящим взором готовились осветить путь к свету и содружеству – идеология феминизма набирала мощь. Зигзаг мысли автора конечно провокационен. А читатель пусть поддержит материализацию идей своим терпеливым вниманием, и будет вознагражден – пишется о царственности современной женщины эксклюзивно и ярко.
Сложно предположить нашу современницу в любви к египетским значкам или Women Studies. Если только увлечена она ими по-настоящему, а любовь, как известно, подвластна богам. В наше непростое время – египетским богам, считает автор. Именно это позволяет автору связывать период правления женщины-фараона Хатшепсут, блеск русской египтологии в конце XIX века и модернизированные гендерные концепции. Боги всегда правы, они несут древние смыслы человеческой жизни. Поэтому современная женщина являет соединение учебы-карьеры, братско-родственных личных отношений, семью-правление и ремонт-строительство. Все, как и было три с половиной тысячелетия назад – в яркий период силы, воли и ума женщины, чьи портреты угадываются в ликах сфинксов по дороге к ее усыпальнице в Карнаке.
Первая среди благородных, воссоединяющаяся с Амоном
Египетский миропорядок был одним из самых совершенных в древнем мире. Египтянки могли наследовать богатства и владения родителей или мужа, иметь независимое собственное имущество, занимать государственные посты и даже выступать в суде, защищаясь. Права давались богами – египетские боги не вмешивались в споры между людьми. Мифы прославляли вселенский порядок-маат, зависевший от правящего фараона. Иерархия богов тоже определялась верой власти. Власть определялась соответствием предназначения человека делам его. Фараон должен был быть порядком-законом-гармонией, жрецы служили фараону в выяснении воли богов, все остальные должны процветать, а пограничные народы – мирно жить. Египтяне верили в богов как квинтэссенцию человека: Хех – «вечность», Сихем – «энергия», Ху – «воля». Разве не похожи на торжество победивших богов Египта абстрактные цели карьеры, основанной на воле и разуме? Фараон был живым воплощением Хора, носителем закона – одной из сил Вселенной, солнечным божеством. Идея власти подразумевала, что властитель может быть только мужчиной, воином и отцом. При этом владение земельными угодьями и титул могли наследоваться по женской линии. Царская дочь Хатшепсу была дочерью фараона Тутмоса I и «жены царевой великой» Яхмос. Имя Хатшепсу приобрело мужское окончание «т», когда она была провозглашена фараоном.
Монарх женского пола всегда приковывает внимание. Любая незаурядная женщина, активно влияющая на политическую ситуацию или связанная с реальной властью, вызывает крайнее неодобрение современников. Не всех, но многих. В древних обществах полное доминирование мужчин исключало для женщин индивидуальное проявление себя. Царственная женщина – продолжательница рода, усладительница и помощница своего мужа – «благодатная пашня для своего господина», «добрая сердцем», «зачатая богом добрым», изливающая на мужа и ближайших членов семьи благодать. Прагматичность мужского подхода во все времена была одинаковой. Главное – воспроизвести имеющуюся модель власти и упрочить ее генетически. Египтяне реализовали эту максиму. Браки между родными или сводными братьями и сестрами были приняты только в царских семьях, дабы обеспечить трон и власть. Супруги фараонов были дочерями солнечного божества, женами-матерями Хора, использовавшими на благо силы космоса богини-матери. Царица – сама вселенская гармония маат, союз фараона и истины, советующей в сердце. Рождающая наследника престола легитимизировала преемственность династической власти и поддерживала миропорядок стабильного обновления. Царский ребенок наследовал контроль, власть и стабильность в Верхнем и Нижнем Египте – принимал заведенный порядок и подчинялся ему, не пытаясь что-то изменить. Любые перемены только к худшему. Царь покорял пограничные племена, строил храмы и охотился на слонов.
Царская дочь Хатшепсу, став первым фараоном-женщиной Хатшепсут, разработает концепцию богосыновства. В Храмовых мистериях божество Амон в облике царственного супруга возьмет в жены ее мать, царицу Яхмос, обещая дочери счастливое царствование. Священная корова напоит молоком как царя, богиня веселья Хатхор поддержит тиару. Верховный бог Амон на фресках, изображающих рождение Хатшепсу, протягивает ключ жизни «анх». Законность женщины на троне утверждалась через порядок наследования божественной власти через женщину. И только. Закон был закреплен в словах и делах. А перемены – пыль, укрывающая храмы и обелиски.
Великий и прекрасный Закон,
Любимый сокровенным Богом.
Я знаю, что живу им,
Питаюсь им, как хлебом насущным,
И свежестью его росы утоляю жажду.
Мы с ним — одна Душа.
Драгоценные читательницы, слегка утомленные таким историческим экскурсом в генеалогию и историю, думают об откладывании чтения вольномыслия автора. Это зря. Автор потому и распинается так подробно о том, кто кому кем приходится, чтобы окончательно утвердить читательниц в идее, что все проходит волнами. И ушедшее возвращается, и новое подобно старому. Вот пример: открываешь шкаф, лезешь в недра, а там совсем новые ботиночки с кривым каблучком многолетней давности. Говоришь фи-и и откладываешь. Потом приходишь в приличный магазин. Там точь-в-точь ботиночки с кривым каблучком средиземноморского производства за космическую цену!!! Переживаешь натуральный культурный шок – в родном шкафу-то такие же!!! Вот и волновая природа идей – начнешь с бабушки описание, тогда и внучка, если и не фараон, то хоть карьеру сделает по бабушкиным рецептам. Успешность этих идей в доступной нам форме была опробована на самой сложной области управления – мифологии и архитектуре.
Начало строительства. Воля бога, воплощенная в камне.
Строй египетского общества был строго патриархальным. Право на власть давалось в детстве – формировалась «партия власти». Молодая красавица-царица была умна – отец, Тутмос I, решил наделить ее властью еще в отрочестве. Да так, чтобы это было признано жрецами и вельможами. После смерти фараона Тутмоса II, ее мужа, современники однозначно признали молодую царицу старшей представительницей царского рода, несмотря на то, что она молодая женщина. Как всякая дальновидная женщина, Хатшепсу повела себя по-семейному аккуратно – начало ее правления не сопровождалось никакими потрясениями. Ее племянник, потенциальный правитель малолетний Тутмос III, мало мешал ей – она управляла не вместо него, а вместе с ним. Но регентшей не была. Была реальным полновластным главой государства, тщательно следя, чтобы в официальных надписях ее имя и изображения всегда стояли на первом месте.
Обосновать право женщины в древнем климате Египта мог только очень изысканный ход – например, утверждение об андрогинности изначального бога. Согласование новой версии власти с верой в Вечное всегда идет как обязательная часть программы преобразований. Мифология египтян при всей ее каноничности давала много возможностей для пересмотра основных жреческих концепций. В нашем вольном изложении истории стоит обратиться к астрономическим трудам – там отражены закономерности Вселенной, восход и движение солнца, пределы пространства и наступление ночи. Бескрайнее пространство неба – это богиня Нут и изначальный океан Нун на божественных опорах, из вод которого появляется божество-творец Атум и великая небесная корова с солнечным диском на рогах. Бог солнца Амон-Ра плывет по океану-небу в золотой ладье до загробного мира Дуат и, пройдя сквозь-через него, возвращается восходом и царственной мощью. Амон-Ра избирал себе оракулов из царской семьи. Им и стала Хатшепсу – свыше ей было предопределено править. Она присваивает себе сакральные атрибуты власти – женственно-прекрасная царица начинает огромное храмовое строительство в Карнаке. Ни одна жена правителя не могла возводить храмы и обелиски. Божественное существо, родившееся от бога Амона, имело на это право.
Фараон Хатшепсут начинает строительство по всему Египту и Нубии. Восхваляется правление и укрепление авторитета – женщины как мужчины, чтобы народ видел ее именно так. Поэтому изображения Хатшепсут – это сфинксы или мужчины. Рельефы построенных храмов в Дейр эль-Бахри – гимн любви, красоты и гармонии, для которого было специально выбрано место, посвященное богине любви и веселья Хатхор. На стелах высокопарные фразы с прорывающимся радостным настроением – искреннее восхищение современников.
Правительница величава: на 30 году избрания необходимо было сделать нечто увековечивающее: «Я си дела во дворце. Я вспомнила о том, кто создал меня. Мое сердце побудило меня сделать для него два обелиска из сплава золота и серебра, острия которых сливались бы с небом». И принимает решение установить величайшие обелиски в главном храме Амона в долине Нила в Фивах. Один из них сохранился до наших дней. Призван архитектор и помощник Сенмут, отправлен в гранитные каменоломни за гигантскими глыбами весом 350 тонн и более 30 метров высоты. Через 7 месяцев глыбы доставлены на место строительства. В храме Амона, чтобы внести глыбы внутрь, сняли потолок, разломали южную стену и все колонны-обелиски покрыли сплавом золота и серебра, электрумом
Продолжение. Политика и праздник.
Главное предприятие египетского властителя – заупокойный храм. Хатшепсут следовала этой идее – ее удивительно современный по архитектуре храм поражает воображение и сейчас. Он пропорционально поднимается из долины к крутым желтым скалам Ливийского нагорья. Его строили 15 лет, строительство началось на 7 год правления. Выбрано было место в результате точных стратегических расчетов – священная долина, посвященная богине загробного мира, на оси карнакского храма Амона, по прямой от гробницы правительницы в Долине Царей с другой стороны горы. Царица хотела воплотить рай Амона, чьи миртовые террасы должны быть подобны изначальному жилищу богов. Как оракул Амона, она услышала повеление «самого бога, гласившее, что дороги в Пунт должны быть наследованы, что пути к миртовым террасам должны быть преодолены», бог говорил: «Это достославная область Божественной Страны, это воистину, место моих услад; я сотворил его для себя, для увеселения своего сердца». Царица сделала надпись: «Амон хочет, чтобы она устроила для него Пунт в его доме. Все было сделано согласно повелению величества этого бога». Три террасы храма были оазисами, соединенными наклонными площадками, в обрамлении столбов и колонн. Там пели птицы, были водоемы, цветы и деревья. От берега Нила Аллея Сфинксов дорогой процессий вела в первый двор до тайного святилища в скалах. Статуи царицы в облике Осириса, росписи и барельефы, изображавшие экспедицию в Пунт, сцены ритуальной охоты фараона прославляли великие дела. Архитектор Сенмут построил храм, мастер Тутии изваял бронзовые двери с фигурами из золота и серебра. Сам храм был украшен двумя часовнями, посвященными Хатхор и Анубису и фресками, изображавшими экспедицию в Пунт.
Морская экспедиция в Пунт была важнейшим внешнеполитическим событием правления: все доставлялось сухопутным путем, многократно переходя из рук в руки. Организация проекта доставки миртовых деревьев, благовоний, шкур диких животных, золота и драгоценных камней началась с умилостивляющих жертв божествам воздуха, чтобы обеспечить себе благоприятный ветер. Флот из пяти судов спустился вниз по Нилу в Красное море в начале девятого года правления царицы. Везлась каменная статуя царицы, которую воздвигли в Пунте – флот благополучно доплыл, был дружелюбно принят вождем Пунта и с почестями вернулся.
Второе событие, делающее уникальным правление Хатшепсут, это учреждение национального праздника Опет. Идеология женской власти нуждалась в подкреплении – на первый план выдвигается богиня Мут, супруга Амона-Ра, чей культ в Карнаке являлся общегосударственным с эпохи Нового царства. «Прекрасный праздник Опет» длился почти 2 недели в путешествии по Нилу между Луксором и Карнаком, куда съезжалось все дееспособное население Египта – происходило чудо преображения фараона, встречающегося «лицом к лицу» с божественным отцом. Историки так реконструируют это событие:
«Ранним утром царь с небольшой свитой приходил в Зал Празднеств карнакского храма, расположенный позади главного святилища Амона-Ра, за священной баркой, внутри которой хранилась царская статуя. Группа во главе с царем забирала барку Амона-Ра, при этом к царской свите присоединялись жрецы, сопровождавшие бога. Процессия двигалась речным путем в Луксор. В этом случае у каждого из богов была своя церемониальная барка. Она помещалась в центральной кабине баржи, на палубе, а жрецы располагались на корме. Эти баржи тянуло на канатах множество судов, которые, распустив паруса, шли против течения. По берегу двигались группы людей, которые тоже тянули баржи за канаты. Место среди «бурлаков» считалось очень престижным, такой чести добивались высшие военные и гражданские сановники, «Бурлаков» сопровождали певцы, музыканты и нубийские танцоры-акробаты. Барабаны и кастаньеты задавали ритм. Всю дорогу нубийские танцоры исполняли трюковые танцы, демонстрировали чудеса гибкости и выносливости, вызывая восторги собравшихся толп. Люди пели и хлопали в ладоши. Вслед за музыкантами по берегу наравне с флотилией шли египетские и чужеземные отряды войск в полном боевом снаряжении, неся боевые топоры, луки, копья, дубины и щиты. У воинов-чужеземцев волосы были украшены перьями. Впереди каждого отряда шли штандартоносцы. Их штандарты были увенчаны разноцветными перьями и длинными яркими лентами. Ехали блестящие колесницы, запряженные лошадьми в парадной сбруе и попонах, с пышными плюмажами на головах. Наконец, флотилия причаливала к берегу в Луксоре, и участники процессии входили в перистиль через одно из двух церемониальных ворот, где ее встречали ряды принцев, принцесс и придворных с букетами в руках и дарами. Сюда приводили откормленный скот, предназначенный для торжественных жертвоприношений, весь в цветочных гирляндах. Царь совершал жертвоприношения, выполнявшиеся особым образом, угодным Амону-Ра, – умножая силу бога. В ответном жесте бог Амон-Ра увеличивал силу царя, омолаживая его. Чем более значительны были царские устремления, чем больше был риск в случае неудачи, что навлекло бы беды на всю страну, тем сильнее надежда на омоложение и упрочение власти. После приношения даров царь приближался к священной барке Амона-Ра открывал дверцы и заходил внутрь, оказываясь в тесном пространстве с божественным отцом. Мгновенно ореол Амона-Ра падал на вошедшего, преображая его в нового царя, моложе, прекраснее телом, чем он был до этого. Царь опускался на колени, и божество короновало его. Толпа с нетерпением ожидала появления фараона, разражаясь криками восторга и восхищения, когда к ней выходил преображенный фараон в новом богатом убранстве. На плечах жрецов выплывали барки фиванских богов, заряженных новой жизнью. Вместе с ними, считали египтяне, обновлялась вселенная. Все последующие дни люди отмечали это великое событие».
Прекраснейший портрет царицы – она в виде сфинкса – нежная и непреклонная лучезарность. В изображениях – это стройная и хрупкая женщина, обаятельная и утонченная. Славные ее деяния просуществовали до момента прихода к власти Тутмоса III – ее параллельного правителя. Считается, что именно он сразу после ее смерти приказал истребить все изображения и все надписи, упоминавшие ее. Археологи откопали ее статуи и фрески в XIX веке, сразу вызвавшие оживленную дискуссию. Идеи начали проникать в общество.
Конец. Виток волны.
Сочетание гармонично развитых и умело предъявляемых мужских и женских черт личности – главная особенность фараона-женщины Хатшепсут. Самые глубинные слои человеческого подсознания группируются символами матриархата. Высшая религиозность – суть женская по своему наполнению. Древний смысл женской власти, исчезнув из регулярного социального бытия, снова и снова всплывает в нашей жизни. Самая главная проблема современных женщин – слияние с социальной функцией в ущерб собственной женской индивидуальности и потеря смысла достигаемого. Как бы красиво не декларировалась эта функция – как бизнес, материнство или все это вместе взятое. Пренебрежение личностными уникальными возможностями и его жертвенный характер с требованием признания необходимости этой жертвы – несчастье многих успешных женщин. Шаг к созданию самой себя – осознание своей личной задачи и воплощение ее собственными средствами – творческий акт, демонстрируемый фараоном-женщиной Хатшепсут. Духовная работа, отличная от родовой, клановой, государственной по воплощению себя для потомков – идея, льющаяся сквозь пыль веков. Собственная личность – богатство, принадлежащее каждой из нас, так может идея благодатного правления египетской царицы есть исток современного феминизма?
Феминизм, начавшийся как движение за право социального влияния, имеет под собой глубинную основу – принцип доминанты красоты над грубостью и варварством. Мистический феминизм поэтов и философов, властителей дум, конца XIX века питался из идей современной ему египтологии. Идеи Женского начала, как преобразующего и переустраивающего мир, особенно активно зазвучали в последние годы вместе с прозрачностью границ для путешествий и приходом моды на египетский стиль, который устойчиво возвращается через пару сезонов. Может быть, идеи Хатшепсут так возвращаются к нам? Возможно, авторское вольномыслие подвигнет кого-то на собственный поиск влияния древних идей и воплощения их в нашей реальности.
Текст: Юлия Ларионова
Иллюстрации: Лука Басыров – последователь фантастического реализма, художественного направления, развившегося в прошлом веке в Европе. Цель работ Луки Басырова – отображение “потустороннего мира”, легенд прошлого и фантазий грядущего: “Мифы, фантазии и сны – зеркало нашей реальности, мир, в котором есть место и прошлому, и настоящему, и будущему.” Родился в Санкт-Петербурге в 1978 году в семье потомственных живописцев и искусствоведов. Избранные выставки: в 1999 году в Германии в музее “Kornhausmuseum” прошла выставка “Три поколения художников семьи Басыровых”. В 2002 году выставка в рамках Первого Санкт-Петербургского фестиваля балета “Летящий во времени” в Театре балета “Хореографические миниатюры” Аскольда Макарова. В 2003 году персональная выставка в замке-музее “Schloss Penkun” (г. Пенкун, Германия). В 2004 году персональная выставка в галерее современного искусства “Gallerie im Griesbad” (г. Ульм, Германия).
Работы в частных коллекциях России, Германии, Италии, Дании, Австрии