Уйдешь в Синие Горы на тысячу ли
Уйдешь в Синие Горы на тысячу ли
И увидишь, как живой источник несет небесную чистоту,
Добавишь туда чай и получишь вкус небожителей
Место отдохновения. Старые традиции всегда ищут точки входа в настоящее через подходящих людей. Люди — это будущее традиции во времени. Чем может пленить современного искушенного человека старая традиция? Удобством, практичностью, полезностью, явной красотой. Допустим, что вы были в разных местах земли. Ели то, что ползает, летает, плавает, бегает. Делали дела и совершали безумства. В общем, жизнь ваша полна интересов и чудес. И вот как человек разумный и добросердечный вы стремитесь поделиться с окружающими своим знанием разных сторон жизни. И для этого нужен универсальный носитель информации: не туманящий голову, не перегружающий живот, не влияющий на восприятие действительности. Поискав вокруг, вы знакомитесь с чайной философией, едете в Китай. Там, убедившись в уникальности и повсеместности чая как носителя информации, вы впитываете то, что может вам пригодиться для создания своего места отдохновения. И вот, поварившись в котле традиции, говорится: вперед! — и делается чайный клуб с максимальным сохранением китайского колорита. Что для искушенного знатока в названии зашифровано — «Горная роса» по поэтическим китайским канонам может трактоваться как приют отшельников недалеко от деревни. Это полностью соответствует месту расположения чайного клуба «Горная роса». Чай там знают, любят и с толком употребляют, делясь лучшим. Например, есть там Му Дань Хун — связанный зеленый чай раскрывается пионом с желтой сердцевиной, Люй Лянь — танцующий зеленый лотос, Ли Чжи Лю — связанный в форме ромашки, распускающейся в желтый и красный цветок.
Важные знания про хороший чай. Китайский чай, заваренный правильно, по питательности напоминает куриный бульон (да простят меня знатоки и ценители, ближе сравнение с супом из мидий, да мало кто пробовал его в наших широтах). Качественный чай производит модное шлакоочищающее действие. Важно знать, что чай по фармакологическим качествам – адаптоген, наподобие женьшеня или лимонника. Пить его надо, соблюдая меру — 2-3 раза в день. Кофеин, содержащийся в чае, — энерготоник центральной нервной системы, расширяющий кровеносные сосуды, повышающий способность функционировать мышцы, способствующий пищеварению, нормализующий кровяное давление. В чашке чая витамин А содержится в количестве равном его содержанию в одной морковке. Одно чаепитие в день полностью удовлетворяет потребность организма в витамине С.
Варка чая. В старые времена, когда боги еще ходили среди людей и люди сами становились божествами, чай варили как бульон. Пошло это от Лу Юя, монаха, клоуна, поэта и чайного мастера, автора «Чха Цзин» — чайного канона. Его способ варки чая был забыт в Китае примерно 12 веков назад, но переехал в Японию, где стал японской чайной церемонией, и аутентично восстановлен в наше особое время. На радость и процветание.
Основа правильного чая — печка-треножник. Агрегат, настраивающий на чувствительность и внимательность к малейшим изменениям взаимодействия огня-воды. Чай в то время был прессованным чайным комом — как сейчас Точа или некоторые особо выдержанные Пуэры. Чайную лепешку сначала прокаливали в сухом котле на древесном угле из твердых пород дерева — когда начиналось потрескивание и пузырение, можно было доставать ком. Заворачивали в бумагу охлаждая, важно было сохранить чайную ароматную эссенцию. Доставали снова, клали в ступку, толкли, сохраняя комочки внутри чайных листов. Это тайна древних: чайный лист состоял из крахмалоподобной взвеси, из которой уходил сухой субстрат, и получившийся порошок составлял чайную заварку (О, японцы!). Железный или бронзовый котел водружался на жаровню, около нее вставал человек с веером, с другой стороны человек с черпаком — подливающий воду. Отменная вода — жизнь чая. Верхняя вода — горных источников, средняя — их речек и ручьев, нижняя — из колодцев. Нижняя вода — не самая плохая, она годится для грубых и тяжелых чаев, но совершенно не подходит для изысканных и тонких нюансов перехода вкуса знаменитых и драгоценных.
Лу Юй пошел дальше. Воспитывая монашескую внимательность он выделил первый звук кипения воды с пузырьками, назвав его «рыбьи глаза» — и добавлял черпак холодной воды. Процесс кипения замедлялся и «первый кипяток» был готов. «Второй кипяток» появлялся когда бившие вверх пузырьки по краям котла начинали танцевать — мастер чая, отчерпывал второй черпак воды. Бамбуковой палочкой закручивался водоворот в котле — точно по центру воронки всыпался чайный порошок. За мгновение до поднявшейся чайной пены и выходящего из краев «третьего кипятка» вливалась отчерпнутая вода и кипение прекращалось. Чайный напиток был готов. Так взращивалось самое сильное семя чая для питания жизни — чай становился густым и тягучим, как свежий бульон.
Чай разливали по чашкам размером с треть ладони, следя за равным количеством пены. Пена — самая тонкая ценная субстанция в чае, грубая частицы оседали внизу. Пили чай горячим — охлаждаясь, чайная субстанция рассеивается. Этот способ питья чая пробуждает природное начало человека, продлевая жизнь. А Лу Юй, улыбаясь из чертогов Нефритового Владыки, подсказывает нам наилучший момент для чайного действа.
Текст: Юлия Ларионова