Тренинги актерского мастерства – одно из самых развитых обучающих направлений. Если актер – тот кто играет и тот кто действует, от английского act – то такие мероприятия следует поддерживать и развивать
В данной статье речь пойдет о так называемой «психотехнике актерского творчества» и ее применении в деле улучшения навыков межличностного общения. Великий режиссер и реформатор мирового театра К. С. Станиславский разработал в свое время свою «Систему актерского творчества», которая состояла из нескольких смысловых частей. Одной из главных ее составляющих является так называемая «Психотехника».
Подробно о том, что подразумевается под этим названием на «актерском жаргоне», и какое отношение имеет «Психотехника», взятая из курсов актерского мастерства к тренингам эффективного общения можно здесь. Если же постараться коротко, в рамках короткоформатной статьи дать основные характеристики, то «Психотехника» по Станиславскому – это умение искусственно, то, что называется «от сознательного к подсознательному», управлять своими эмоциями, выстраивать внутреннюю динамику роли, это умение «держать» задачу по отношению к своему партнеру через общение с ним (причем, общением на «актерском языке» называется не только и не столько акт «говорения», сколько все вербальные и невербальные процессы взаимодействия между двумя исполнителями), умение «держать» сверхзадачу изображаемого персонажа.
Именно поэтому межличностное общение – это объект пристального изучения и важнейший материал в актерском творчестве. Актеры и режиссеры целенаправленно изучают психологическую жизнь человека, причем часто не обыденную, а исключительную, то есть психологическую жизнь в экстремальных для человека обстоятельствах. Скорее всего, объяснять, зачем это нужно деятелям театра, не нужно, однако поясним, что театральное искусство – это психология в действии. То есть, для того, чтобы достоверно изобразить, оживить описанное в пьесе лицо, необходимо изучать мотивы и проявления людей в жизни. Хороший спектакль и хорошая пьеса всегда основаны на материале, взятом из жизни. Особенно это актуально для русского театра, отличительной особенностью которого всегда был реализм и «психологизм»: не даром в мировую культуру русский театр вошел как «Психологический театр» или, как называл его Станиславский, «Театр живого человека».
Предлагаемые обстоятельства пьес, как правило, далеки от обыденных, поэтому актеры вынуждены наблюдать свои и чужие переживания даже в тех ситуациях, когда, казалось бы, это этически неприемлемо. Например, на похоронах или в минуту серьезной трагедии. Такая специфическая «наблюдательность» становится естественной для хорошего актера. Впоследствии эти его «наблюдения» могут стать материалом для роли. Чтобы достоверно сыграть роль Лира, необходимо понять все про этого персонажа. Даже не понять, а почувствовать. Чем он живет? Каковы его личные отличительные особенности в манере поведения с другими персонажами? Что для него является главной жизненной темой? и т.д.
Обычно на актерских курсах косвенно затрагивается тема психотехники в области общения, однако тем, кто всерьез хочет изучать эту тему, необходимо посещать специализированные курсы, посвященные разделу «Общение» в «Системе Станиславского».