Сейчас сказкотерапия стала очень популярна в работе многих психологов. Это направление, включающее в себя отдельные методы, стратегии, способы: например сказка в гештальт-терапии, сказкотерапевтическая психодрама, или сказкотерапевтический юнгианский подход
Игорь Вачков
доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, главный редактор газеты «Школьный психолог», президент Сообщества сказкотерапевтов.
Сейчас сказкотерапия стала очень популярна в работе многих психологов. Это направление, включающее в себя отдельные методы, стратегии, способы: например сказка в гештальт-терапии, сказкотерапевтическая психодрама, или сказкотерапевтический юнгианский подход. Создано много оригинальных техник и методов, базирующихся на ряде конкретных научных положений именно этого подхода. Таким образом, с одной стороны, это научная направленность конкретного сказкотерапевта, с другой, — обширная область разнообразных приёмов работы со сказкой.
Сказкотерапия как понятие — плод русской земли. На Западе как таковой сказкотерапии нет, есть использование сказки в разных контекстах. В 90-е годы в Санкт-Петербурге возник Институт сказкотерапии, который до сих пор возглавляет Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Это питерская школа сказкотерапии, она реализует очень интересные подходы по работе с детьми, использует сказки в развивающих целях.
Сейчас метод сказкотерапии проникает не только в школы, где проводятся тренинги с учащимися, учителями, сотрудниками, но и в бизнес-консультирование. Проводятся бизнес-тренинги, деловые игры для решения развивающих или стратегических бизнес-задач, в которых используются сказки.
Многие московские сказкотерапевты ориентированы на юнгианский подход, другие эффективно используют гештальт-терапию и психодраму. В нашем сообществе сказкотерапевтов два вице-президента, Игорь Гриншпун и Виктор Семёнов, специалисты в области психодрамы.
Иногда как синоним сказкотерапии используют слово «метафоротерапия». Вместо сказки ведь могут быть притчи, анекдоты, истории. Но слово не очень благозвучно, оно не прижилось.
Метафора — это языковой троп, заключающийся в переносе свойств одного предмета или класса предметов, на другой предмет или класс предметов. Метафорическое мышление предполагает возможность неожиданного, изящного, красивого переноса свойств с одного на другое.
Один из механизмов работы метафоры в том, что происходит транслирование, экстраполяция скрытых смыслов, которые есть в тексте сказки. Порой эти смыслы не очевидны самому рассказчику, да и психологу. Но для того, кто воспринимает сказку, это могут быть очень значимые смыслы. Самая главная прелесть метафоры в том, что в ней содержится больше смыслов, чем это кажется на первый взгляд. Бесконечная многослойность, которая всегда больше чем любая интерпретация.
Метафора создает человеку условия безопасно сказать о новом или о своей трудности, проблеме, это значительно легче, чем пытаться «в лоб» объяснить ее.
Когда мы просим человека рассказать о его трудностях и он говорит обыденным, естественным языком, часто звучат фразы стандартные, банальные, и мы не можем из такого рассказа понять сущность проблемы именно этого конкретного человека — понять его уникальность. А когда он использует метафоры, вот тут и возникает нестандартные, присущие только ему образы и видение ситуации, позволяющие понять особенности его проблемы.
Метафора есть обязательное условие творчества. А если с помощью сказки мы взываем к творческим ресурсам человека, вытягиваем их, вот тогда мы на самом деле и создаем терапевтический эффект: человек, когда творит, развивается и излечивается.
К психологу пришел клиент со своей проблемой. Она может быть связана с его ребёнком, семейными отношениями, с работой. И когда мы просим его рассказать сказку о нём самом, в метафорической форме не только отражается сама проблема, но уже намечаются и ресурсы, которые есть для ее решения.
Часто бывает, что начав писать сказку о себе и своей проблеме, человек не может её закончить, не знает как. Если бы знал, то не пришел бы к психологу! Но когда он начинает писать, он сам себе и психологу подсказывает возможные пути. Часто именно в совместном обсуждении, нахождении новых сюжетных ходов — и обнаруживаются терапевтические ресурсы. Сочинение сказки и решение проблемы в метафорическом поле позволяет решить её в реальности.
Подготовила: Юлия Ларионова