Цивилизация никогда не была осторожна с корнями, историей: изучая, вторгаясь в жизнь «примитивных» народов, она вносила изменения. Крестом, огнем, научным подходом, снисхождением и пониманием. Шаманизм, как архаичная культура, привлекает все больший интерес. Текст шамана Эльвиля
Цивилизация никогда не была осторожна с корнями, историей: изучая, вторгаясь в жизнь «примитивных» народов, она вносила изменения. Крестом, огнем, научным подходом, снисхождением и пониманием.
Когда в мире не осталось неосвоенных территорий, когда были исследованы первобытные культуры, настало время учиться тому, что было давно забыто. Если бы я писал как материалист, я бы что-то сказал о глубинных мозговых структурах, о древнем мозге, и оказался бы не прав. Современная структура мозга сформировалась очень давно, и вряд ли мозг первобытного человека, живущего общиной, охотой, земледелием так уж сильно отличался от современного мозга. Древний человек мог испытывать сильные эмоции, переживать, молиться, желать, мечтать и бояться даже сильнее и ярче, чем человек современный.
Шаманизм — это первобытная религия, дологическая философия, мировидение. Насколько же он близок современному человеку, массе — трудно себе представить! Согласитесь, ведь мифов, слухов, ценностей, метапрограмм столько, что они по своему воздействию на жизнь каждого, наверное, перевесят веру в единого творца.
Структура знаний, разделенная предметами, различные профессиональные и корпоративные культуры — мы всему этому в большой степени верим, мы этим руководствуемся. И эта многообразная реальность воздействует на нас почти так же, как духи на человека, который стал шаманом.
Если я скажу, что у мобильника, у автомобиля или у МГУ есть дух, я не сильно искривлю правду — за каждым брендом, за каждым человеком, за каждым событием присутствует что-то такое, что можно так обозначить. Дух денег, например. Дух MBA. Очень серьезным образом эти духи конструируются, разрабатываются, представляются в СМИ, в книгах, в общении нашему вниманию в условиях жестокой конкуренции за это внимание.
О том, как живет и работает шаман, об удивительной аналогии шаман – психотерапевт, рассказ шамана Оларда Эльвиля Диксона.
Родословная шамана
Мой род, по некоторым источникам, произошел в результате инцеста. Есть такая легенда, что моя пра-пра-прабабка вступила в связь со своим братом. Брат не хотел этого, и когда родился сын, то он убил и ее и сына. От пролитой крови выросло растение порых, которое съела медведица, и от него зачала дочку. Человеческий детеныш рос вместе с медведями. Городской богатырь разорил берлогу, взял эту девушку в жены. Но она так и осталась дикой, не признавала одежды, всю жизнь проходила, укрывшись своими волосами.
Моя мать родом с реки Молога, где сейчас Рыбинское Море. Одна из бабок — карелка. В роду были марийцы, татары, русские. Мой побратим — потомственный ненецкий шаман Иван Ядне, с Обской губы. Приобщение к шаманизму я получил на Камчатке от шамана Кочапа Тыкентекьева. Обряд передачи духов, это основной обряд в шаманизме, был проведен потомственным тувинским шаманом Николаем Ооржаком.
Я написал много книг о шаманизме, и я хотел бы, чтобы все шаманы пришли к некоему согласию и единству. Это утопия, но я уже 15 лет занимаюсь синтезом шаманских учений, мне удалось найти ту древнюю платформу, от которой пошли различные направления в шаманизме. Это период около 12 тыс. лет назад, когда шаманизм был однороден, и не было противоречий — единая вера. Ведь и православие и католицизм вначале были едины, и в 5-м веке, если я не ошибаюсь, произошло разделение. Когда Петр и Павел проповедовали, христианство было однородным.
Шаманская болезнь
20 лет назад я переболел малярией и стал шаманом от духов воды. Шаманы бывают от духов воды, от духов земли — в зависимости от того, какую инициационную болезнь пережил будущий шаман. Если малярия — то от духов воды. Если оспа — то солнца. В шаманском пантеоне дух оспы и дух солнца — то же самое. При инициационной болезни происходят изменения в человеке. Я до болезни был другим человеком. Пил водку, например. А после болезни изменился ряд процессов в организме.
Трансы могут иметь место и до болезни. А в болезни происходит первое общение с духами. Дух малярии приходит, и потом этот шаман может лечить малярию.
А грипп он лечить не может, если не пришел к нему дух гриппа. Мне заменили органы, поставили металлический позвоночник. Отрезали голову, зажали ее в тиски, выковали другую голову, натянули на нее кожу. Эти переживания были ужасны. И точно так же проходят посвящение другие шаманы. Течение шаманской болезни переживается архетипично, похожие описания есть в разных культурах. Иногда — поразительно — описания полностью совпадают.
В городе может быть все, что угодно, любая инициационная болезнь, возможно и депрессия, какая-то сильная тоска. У меня раньше в Москве была школа шаманизма. Один ученик приходит ко мне, и говорит, что был в шаманском путешествии, видел духов, встречался со своими предками: «Мой родовой тотем — торпеда, — сказал предок. — Что мне с этим делать?» А я откуда знаю? В традиционном шаманизме такого не может быть.
С древности существуют родовые общины. В ней должен быть собственный шаман для обслуживания родовых столбов, священных мест, для сопровождения души умершего в потустороннее царство. Например, в хакасском роде Шалгыновых (древний род Салгыс) 500 человек. Допустим, в роду нет шамана. Но появляется на свет необычный человек. Ведет себя странно. Болеет необычными болезнями. И род призывает шамана из другого рода, он смотрит, и заявляет — у вас родился шаман, я могу его выучить.
Род Шалгыновых собирает повозки добра, подарки, и отправляет его на обучение к шаману. Обучение может быть и 5 лет, и 15. Каждый род заинтересован иметь сильного шамана. Сильный шаман работает над тем, чтобы род был крепкий, рождалось много детей, было много скота. Если род набирает силу, то он может стать главным, и другие роды будут делать подношения. Еще шаман может красть души нерожденных детей. Если в роде рождается мало детей, то шаман отправляется в путешествие за душами нерожденных детей, как за свободными, так и за принадлежащими другому роду. То, что я говорю — это платформа шаманизма. И это никак не может быть принято в городе. Здесь есть только суррогатные практики.
Бубен — особенная вещь для шамана. Бабушка Сарго – старейшая шаманка Хакасии, но она никогда с бубном не камлала. Бабушка моей жены Шончалай — Анбус Чаптыкова, старейшая шаманка Хакасии, ей 82 года, она старейшина рода Шалгыновых, тоже камлала в свое время без бубна. Если шаман не прошел посвящения на работу с бубном, и не имеет его — то не делает из этого никаких проблем. Невозможно стремиться получить какое-то посвящение, оно происходит или нет. Городской шаман может просто купить себе и бубен, и одежду. Я знаю многих городских шаманов, которые говорят, что никакого посвящения им не нужно. Это не очень хорошо.
Сейчас выдается шаману диплом, о прохождении обряда, но раньше, конечно, этого не было. Бедняк, у которого 300 голов коней, отдавал за обучение шамана для своего рода одного коня. Богатый, у которого 3000 голов — отдавал 10. Все это делали, и знали, кто кого учил и кто главнее.
Можно получить посвящение только у того шамана, кто прошел обряд сам. Я, например, провел обряд передачи духов ненецкому шаману. От Тувы до Ямала 7000 километров, и через меня прошла эта линия. Эти шаманы могут никогда не встретиться друг с другом, и тем не менее, они связаны этой линией.
Корни шаманского рода
Любой народ, будь то итальянцы или русские, в своей истории имеют шаманские корни. Все прошли через эту стадию развития, шаманское знание о мире и человеке. Потом — наслоились следующие знания. Но следующие знания были чаще всего не результатом опыта, а толкованием, передачей чужого опыта и знаний. Вот, например, у Станислава Грофа — холотропное дыхание, а на Чукотке — горловое пение в стиле питчъэйнъын. Много в них общего. Главное на сегодня, сделать так, чтобы появился привлекательный термин, который продвигает данную технику. Питчъэйнъын продвинуть невозможно, хотя он обладает не меньшей целительной силой.
Конференции, семинары в Институте этнологии РАН бывают постоянно. Идея — познать, запечатлеть то, чем дышат хакасы, тувинцы, другие народы Сибири. Если с западной психологией прийти к тувинцам, их общество рухнет.
Что представляли из себя северные народы семьдесят лет назад? Кто это знает? Только ученые. Если вы станете читать эпос северных народов, не тот, который издается и отредактирован, а слушать рассказы, первоисточники, то вы будете в шоке: «Идут два человека, отец и сын. И сын говорит — отец, мне убить хочется. — Ну и убей. — А давай, мать убьем. — Ну давай. И они приходят домой, отрубают матери руки и ноги, а потом — раскатывают тело на льду». Тело на морозе примерзает ко льду, и когда его катают, постепенно все раскатывается. Это звучит жестко и шокирует. Но было нормально 70 лет назад. Немотивированное убийство. У меня находится архив Карской научной экспедиции, неизвестный ненецкий эпос. С моей точки зрения, там нет положительного героя. Самый главный — жесток, он казнит и подвергает людей пыткам. И нет никаких заступников, это невероятно.
Когда читаешь эти сказки, рассказанные в 40-е годы, ну просто крыша может съехать. Из эвенкских рассказов: сын своего старого отца отвозит в лес, раздевает и оставляет на съедение комарам. Это не только сказки, это жизнь такая была.
В эпосе много секса, но особенно много материала для психологов в теме смерти. Если посмотреть на регионы, мы увидим частые случаи суицида в национальных округах, и это связано с древними мировоззрениями. Отношение к смерти совершенно другое, нет порицания суицида — по достижении определенных лет человек убивает себя, и ему не препятствуют родственники, например, сыновья «помогают» отцу. Лишних детей убивают. При перекочевке, один ребенок на одной руке, другой — на другой руке. Лишнего клали на пол, палку ему на шею, и двумя ногами производилось удушение. Все хотели, чтобы род был большой и сильный, и в то же время существовала практика бытового умертвщления, это я не говорю еще о принесении в жертву. Шончалай: «Недалеко от того места, где я жила, есть особая гора, и с нее сбрасывали в пропасть семь девственниц. Самых лучших, красивых. Это было не так давно, в 19 веке. Можно объяснить, убийство слабых стариков, лишних детей. Но зачем жертвовать сильных, красивых? В целях выживаемости рода этого не объяснить». Все это осталось в головах людей, хоть что-то и переделала советская власть, современная цивилизация.
Сексуальность в шаманизме
Секс в шаманизме первороден.
Мужчина-шаман в своих видениях совокупляется с женскими духами, которые связаны с матерью-землей. Транс шаманский реален абсолютно, нет никаких мыслей об иллюзорности видений.
У Земли есть влагалище, так называемые челюсти Земли, как движущиеся скалы между Сциллой и Харибдой у древних греков. Они не находятся в каком-то конкретном месте, они здесь и сейчас, и сквозь них начинается шаманское путешествие в недра. Мочевой канал может стать рекой, пузырь — озером. Препятствия на пути — горы.
Мы живем на спине Матери-Земли, имеется в виду не только планета, а весь материальный космос. Со слов известного шамана Ивана Горнока, которого можно назвать классиком шаманизма, были составлены подробнейшие карты шаманских путешествий внутри чрева Матери-Земли. Женщина-Мать-Земля, с которой шаман совершает экстатическое соитие, дает силу самой природы, и подражательные танцы шамана есть поддержание этой связи и силы.
В старые времена в среде шаманов иногда имел место трансвестизм, потому что при посвящении кто-то мог получить от духов такое требование по перемене пола. Один шаман получил от духов такое испытание — стать женщиной, и он сидел и выращивал у себя женские половые органы, и говорят, вырастил. В Ленинграде дело было, и не так давно — в конце 80-х годов прошлого века.
Если же человек сам выбирал путь гомосексуалиста, что тоже случалось, то состоял в женах у хозяев тундры, выполнял женскую работу. Таких людей презирали, они спали с собаками в холодной части яранги и ели только из своей посуды. Совсем другое — трансвестизм через посвящение. Такой шаман был в почете, и к нему относились с большим уважением.
Бубен шамана это женский символ: когда шаман умирает, то мембрану (т.е. плеву) бубна протыкают ножом или копьем, освобождая духов бубна. Колотушка же символизирует фаллос.
У людей Сибири и севера не было культа одежды, по этнографическим записям, отношение к голому телу было совершенно свободным. Зимой одежда необходима, а в яранге — обнажались, и это было нормально. В теплое время года в лесу можно было встретить голую женщину. Многие танцы происходили в обнаженном виде. Танец орла — только в накидке из оперения орла. Мы в семейном ансамбле Камлат-Кам используем такие реконструированные костюмы.
Когда мы готовили тексты для выступлений Камлат-Кама, мы серьезно редактировали сексуальную лирику — она настолько откровенна и похабна, что местами может шокировать современного слушателя. В сексуальном обряде молодой мужчина должен был схватить свою суженую за промежность, причем бабки следили, чтобы парень и девушка были из разных деревень, настолько важно было стремление получить свежую кровь для рода.
В этом обряде молодые женщины танцуют, изображая символически то, что они умеют прясть, работать с кожей, готовить. Мужчины поют похабные частушки, наблюдают, насколько пластичны и красивы движения молодых женщин.
Другие сексуальные игры и соревнования брачных обрядов состояли в том, кто из мужчин дальше помочится или кто больше наблюет. Мощность струи и масса рвоты свидетельствовала о силе и сексуальной привлекательности.
Ну а девушки гадали, у кого из женихов какашка жирнее — именно так проще всего было получить знание о том, какая судьбы ждет будущую молодую жену, сытая будет у нее жизнь или нет. На этих праздниках молодые виделись в первый раз и ничего друг о друге еще не знали. Так было когда-то.
Обряд похищения невесты включает вплетение волос. У меня выдирали волосы и вплетали их в волосы Шончалай. В этом обряде косы у девушки расплетаются и расчесываются на прямой пробор, что символизирует раскрытую промежность. У некоторых народов пробор красится в красный цвет, символизируя потерю девственности, и раскрытие черепа одновременно. Будущая жена ложится спать с этими вплетенными волосами.
Потом после этого обряда с подарками идут к родителям, и по факту обряда, родителям сообщается, что все произошло. Им не остается ничего, кроме как согласиться и принять дары. Многое из этого соблюдается до сих пор, например, в Хакасии.
В семейных традициях господствует философия пустой корзинки, как символа женщины. Только мужчина может принести семя, или идею, созидательную энергию, а женщина вынашивает эту идею, корректируя ее. Если роли не прописаны, искажены, то женщина постепенно склоняется к доминированию, а мужчина теряет силу, в семье растет напряжение. Тот, кого подавили, начинает искать ту, которая его не подавит. А женщина, при любом уровне своей свободы и активности будет искать того, кто сможет доминировать, кто наполнит ее корзину своими идеями.
Если женщина не может наполнить свою корзинку, она загружается работой, в этом случае символическим наполнителем корзинки становится ее начальник. Также она может бесконечно ходить учиться на различных курсах, постепенно превращая свою корзинку символически в мусорную корзину, пихая туда и что нужно, и что не нужно.
Мухомор в шаманизме
В северном шаманизме до сих пор существует культ красного мухомора. Мухомор внешне необыкновенно привлекателен, и его размещают на первых страницах грибных определителей, в цветных альбомах. Он распространен повсеместно, почти на всех материках, даже в Африке. Им лечатся, например, коряки, камчадалы, его употребляют шаманы для трансовых путешествий, чаще для обрядов посвящения. Я не слышал ни об одном человеке, который бы умер от употребления красного мухомора.
Существует много древних изображений, которые связывают этот гриб и человека, гриб и вселенную. Шляпка символизирует Верхний мир, пленка под шляпкой — Средний, а вульва в основании ножки — Нижний мир.
Сама ножка — как канал, который связывает эти миры. Естественно, что гриб этот ассоциируется с фаллосом, и особенно похож на него в молодом состоянии. Мухомор — охранитель детства, вы наверняка помните, что еще лет 20 назад на детских площадках обязательно присутствовал этот предмет, под которым можно укрыться от дождя. Сейчас этой защиты у детей почти не осталось — редко где на детской площадке можно увидеть его.
Городской и традиционный шаманизм
Сейчас люди устали от индустрии, от информации, особенно в развитых странах, в крупных городах. Возникает желание освободиться от влияния машин, информации. Очиститься. Устали от мобильников и телевизора. Наелись секса и насилия из фильмов. Экологические проблемы видят. Техногенное окружение, генно-инженерные продукты — многие отказываются от этого. Это возможные причины современного интереса и к шаманизму.
Шаманизм здесь в Москве и там, в Туве, в Хакасии, в Бурятии и других регионах Сибири — это совершенно разные вещи. В городе все присутствует в некой гротескной форме. Видоизменяется на потребу населению, смысл становится совсем другой. В городском шаманизме отсутствует культовая часть, никто не служит духам, не кормит огонь. Здесь — это театрализованное представление, психологический тренинг, развитие каких-то возможностей. Техники для удачи в бизнесе, в любви, для чего-то конкретного. Основное различие, что в регионах шаманизм не существует, как средство чего-то достигнуть, а сам по себе, для себя, связан, прежде всего, с обрядовой частью жизни. Исполнение похоронных
обрядов, освящение оваа (груда камней в честь духов, располагающаяся на перекрестках, на границах родовых участков), священных мест, освящение родовых столбов, и целительская форма, когда шаман принимает посетителей.
Более того, здесь человек может выбрать стать шаманом, решает — вот, пойду в шаманы, и все. А настоящего шамана избирают духи, он проходит инициационную
болезнь. Самим человеком это воспринимается как ответственность и тяжелое бремя.
Я никакого отношения к городскому шаманизму не имею, хоть мы с женой выступаем, представляя шаманские мистерии здесь, в Москве. Такое же выступление может быть где угодно, в Кызыле, в Абакане. Там по-другому это воспримется. С уважением. Возьмем, к примеру, Верховного тувинского шамана Кенин-Лопсана Монгуша Борахоевича. У него конкретно власть больше, чем у президента Тувы. Он живет при музее, он этнограф, доктор исторических наук, к нему сам Лужков приезжает. Он учредил общество шаманов «Дунгур» (бубен), он пожизненный президент всех тувинских шаманов. Практически все, кто уезжает из Тувы даже не на долго, приходят к нему, он бросает камни, смотрит, как дорога сложится. И люди относятся к этому как к чему-то естественному. В правительстве Тувы много шаманов. Советник президента — шаман. Министр культуры – шаман.
Шаманизм — это официальная религия, государством признанная. Я член религиозного общества Дунгур, которое основал Кенин-Лопсан, и Объединения шаманских кланов Ворона и Малого Лебедя «Хохорэй-Кутх» (Москва-Ямал).
Практика шаманского целительства
Когда болеют, в том числе и самыми обычными болезнями, люди в тех регионах обращаются к шаману. Во многих деревнях нет фельдшера, врача. Нет поликлиник. А если и есть врач, то почему не использовать другие возможности? И к священнику сходят, свечку в церкви поставят, и к ламе (Тува), и к шаману. Да и в городе то же самое. Я как-то пошел лечить зуб, и врач, я ему рассказал, чем занимаюсь, привел потом ко мне родственника, ребенка, которому поставили диагноз «шизофрения». Ему было лет семь, потом было все нормально, в школу пошел.
С наркоманией иногда обращаются. Обращаются достаточно интеллектуальные люди, не слесаря и не дворники. Клиент сам решает, «выздоравливать» ему или нет, все зависит от человека. Если пришел лечиться, то вылечится. Ни один шаман никого не лечит, он помогает лечиться. Если даже ребенок, и если не понимает, все равно, шаман старается дать стимул, пробудить жизненную силу. И потом, если ребенок еще не осознает себя, родители-то знают, что хотят. Если они выполняют рекомендации, то все получается. Но чаще всего те, кто обращаются, не хотят расставаться со своими недугами.
Для каждого случая подбирается что-то свое. То, что никогда не повторится. Одна пациентка, недавно пришла, я говорил с ней, шесть часов подряд. А раньше мы камлали, с бубнами — обряд очищения. И на нее эта последняя говорильня подействовала лучше, камлания всего на месяц хватило. Я повторяю, что болезнь часто делает человека в его глазах более значимой личностью. Ему есть о чем поговорить, найти единомышленников, и тогда человек хочет убрать только видимость этой болезни, ничего не изменяя ни в себе, ни в своем образе жизни. Нельзя ведь излечиться от алкоголизма, если каждый день пить по стакану водки!
Каждый человек от рождения, от воспитания, от образа жизни подвержен определенным болезням. Посмотрев на человека, всегда можно что-то обнаружить по внешнему виду, даже по его ногтю. Длительное обучение и практика позволяют отточить диагностику. Но шаманский подход состоит в том, что у каждого проявления болезни, даже одной и той же, для разных людей могут быть разные корни этой болезни.
В традиционной культуре принято вести родовые книги, в которых отражаются все устои рода, какие-то запреты. Знание своей родословной очень важно и в городе — ведь каждый ребенок в каком-то смысле повторяет своих родителей, дедов и прадедов. Но не просто происхождение — важны какие-то истории, чтобы не садиться в одну калошу. В родовой книге описываются случаи, которые важны для потомков. И ребенок изучает две книги родителей, отца и матери.
В шаманизме нет, например, такой болезни, как сердечная недостаточность. Есть гроздь заболеваний, к которым человек лишь предрасположен. На протяжении лет что-то из этой грозди может проявиться. И даже исчезнуть. А потом, в старости, все симптомы складываются, проявляется вершина грозди, и можно, проследив историю, выявить эту гроздь, эту связку еще в раннем детстве. От старости люди ведь не умирают, а от болезни.
И еще, в шаманизме болезнь не есть что-то плохое или хорошее, к ней отношение другое, более «здоровое», чем в европейской медицине. Это возможность задуматься о своей жизни, все взвесить. И человек, если будет следовать определенным своим склонностям и ограничениям, то может жить долго, до глубокой старости.
Кому-то, например, вам Евгений, лучше есть и пить горячее. У вас много жара в теле, и нужно, чтобы жар выходил. А у Илоны много холода. Ей нужно то, что увеличивает жар — перец, женьшень. Образ жизни и работа, место жительства — все оказывает влияние. Кому-то, у кого больше влаги в организме, плохо жить на первом этаже: там сыро и болезнь обострится. Одному лучше на пляже полежать, а другому — в горы идти.
Да, Илоне — на пляж, а мне — в горы, это точно.
Да, и это вам соответствует. Если человек по жизни не вступает в противоречие со своею данностью, это хорошо, не надо ей противоречить, ей нужно следовать.
А шаман может лечить себя?
Самому себя сложно лечить. Один из моих учителей умер от туберкулеза. Но обратиться к другому — признать свою слабость. И шаман может предпочесть умереть. Такое вот дело.
Бывают ли у шаманов дети?
Между прочим, сложный вопрос. В некоторых шаманских традициях наличие детей не приветствуется, считается, что дети отбирают у шамана часть силы. В таких традициях имеют место приемные дети, из тех, кого приводят к шаману учиться. В других традициях это не порицается — многое зависит и от того, что шаману сказано духами при посвящении. Шаман не выбирает, как ему двигаться, кем ему быть, иметь ли ему детей. Могут сказать, чтобы ты вообще женщиной становился…
У ненецкого шамана Ивана Ядне 5 детей. У тувинского шамана Николая Ооржака — четверо. Но это не значит, что дети станут шаманами. Более того, скорее всего, этого не произойдет.
А существует в шаманизме понятие предопределенности, судьбы для человека?
Для простого человека — да. И шаман ведет его по этому пути, который суждено пройти. А для шамана — нет. Шаман изменяет свой путь так, как лежит его душа. Для этого он совершает обряды, молится и работает с духами.