Впечатления о конференции, посвященной психоанализу травм прошлого в России и Германии
Фото участников, фоторепортаж>>
Психоаналитики, в отличие от практиков других школ психологии, работают со смыслом и со словом, и этот метод привлекает внимание зрелых психологов, кто уже попробовал работать в других методах – в гештальт-терапии, например. Не первый случай, когда я встречаю специалистов по гештальт-психологии на конференции психоаналитиков. Почему так происходит? Потому что человек тянется к смыслу и тянется к пониманию, и для многих без осознания смысла событий своего прошлого и прошлого своего рода, жизни своих родственников, не становится легкой и понятной жизнь настоящая. Мы допускаем также, что и при счастливой настоящей жизни остается что-то, что требует ответов, что требует места в памяти.
Конференция прошла в Российско-Немецком Доме, 27-29 мая 2010 года на Малой Пироговской, 5. при поддержке компании Комус. Количество участников конференции – около 150 человек, выступали психологи и психоаналитики из России, Германии, Чехии, социологи, историки, сотрудники московского отделения Общества «Мемориал», представитель от партии «Яблоко».
Осознание и проработка тоталитарного прошлого в России и Германии происходили по-разному. Если в Германии была проведена работа по денацификации на государственном уровне, то в России эти процессы ограничились частичным открытием партийных архивов и архивов КГБ. Вывод конференции, который могу сделать я сам и который, в общем-то, сквозил во всех выступлениях – неутешителен. Все ресурсы и все замыслы по поводу модернизации немыслимы без того, чтобы травмы, нанесенные народу в результате массовых репрессий и тоталитарного правления были залечены и изжиты. По результатам докладов, которые представили социологи и психоаналитики совершенно ясно, что без серьезного осмысления советского прошлого свободы ни гражданского общества, да и просто нормальной жизни в России не будет. По мнению Льва Гудкова, лет этак 150.
Источник пессимизма – знания и опыт практической работы с пациентами. Именно в их личных историях психоаналитики находят неизгладимые следы разрушений и катастроф, которые произошли в обществе. Обвинять какого-то одного человека, например, Сталина в том, что именно на нем лежит ответственность за покалеченные судьбы – неверно.
Культ силы и культурный код силы и сегодня господствует в России, что свидетельствует о том, что большинство населения имеют внутри себя интроецированный тоталитарный объект.
Осознать – не значит “забыть”. Эхо сталинизма
В психической жизни есть очень интересный процесс – забывание. Он полезен и сам по себе бывает целительным. Некоторые голоса слышны в пользу того, чтобы меньше говорить о том, что были массовые репрессии, бессмысленные смерти, террор, развязанный властями страны в отношении людей, доносы и наветы. Я и сам, в общем, сторонник того, чтобы “сменить тему”. Рассказы, которые присылают авторы из российской глубинки на мою почту, часто касаются репрессий. Я не хочу их публиковать.
Человеку важно не только знать о том, что произошло с его родственниками. Человеку важно заниматься своим прошлым и прошлым своего рода. Свидетельства передачи травмы из поколения в поколение – доказанный факт в психоанализе. В психической реальности, которая единственно дана нам в непосредственное пользование, тоталитаризм, страх, культ силы путешествует и поныне, размножаясь на подготовленном рабском субстрате. Бичевать русскую душу, лечить ее алкоголем, бесполезно. Положить весь мир на кушетку – нереально. Что делать?
А что сделали в Германии? Там законодательным образом, используя рычаги социального управления, искоренили фашизм. Немцы захотели знать о своей травме, занимались этим серьезно и долгие годы. Одна из возможных причин желания знать – в том, что они проиграли войну. Результат рефлексии у немцев лучше, не правда ли? Результат виден также и в уровне жизни. Да не в деньгах дело. Выше уровень человечности.
Что делать с травмой?
Что делается и что можно сделать чтобы травма прошлого перестала давить российскую инициативу? Сделано, в общем, не мало. Были открыты архивы. Идет работа с историей Катыни. Не удержусь от собственного парапсихологического вымысла – лечить травму только методом коллективного присутствия на кладбище – очень опасно, такие мысли вызвала катастрофа самолета польского президента Качиньского. Еще была проделана огромная работа культуры – в фильмах, книгах. Но почему-то призрак коммунизма, сталинизма и тот пресловутый тоталитарный объект не сдается. Популярен, Сталин-то, в народе…
По моему мнению, проработка травмирующего прошлого в произведениях культуры также имеет неоднозначный результат, поскольку все зависит от воспринимающего, у него ведь нет обратной связи, возможности творческого ответа на фильм, книгу, спектакль, есть только роль зрителя.
Можно рекомендовать государственную программу, федерального значения, но – мы упустили время. Уменьшить риторику силы в выступлениях ответственных лиц и в СМИ, действуя силовыми методами – реально ли?
Ведущие психоаналитики призывают правительство и президента осудить преступления коммунизма. И кусает себя русская душа за хвост, а психоаналитики с грустью говорят – мы делаем, что должны. А будет-то оно все равно так, как будет. Эпиграфом была бы фраза из песни Высоцкого: Мы тоже – пострадавшие, а значит – обрусевшие. Много грусти и необходимость покаяния витает в воздухе и поныне.
Как отвечает общество тоталитарному объекту
Поскольку тоталитаризм интроецирован, ответить ему не так-то просто. Человек и общество отвечают ожесточением и цинизмом, рунет тому свидетель. Распространенный ответ – апатия и чувство безнадежности. И не пространства неохватные российские тому причина, чтобы сидеть, сложа руки.
Общество отвечает отрицательным приростом населения и снижением качества здоровья. Миграцией самых умных и сильных, которым неуютно среди травмированного большинства, они понимают, что выгоднее – эскапировать и применять свой ум и силу на другой почве.
Общество отвечает повышением употребления психотропных веществ и алкоголя, на которую правительство хочет ответить мерами по снижению доступности этих веществ, что, в общем-то, правильно. Социум отвечает на циркуляцию, оборот травмы развалом семейного уклада жизни, стремлением жить в городе и оголением, вымиранием провинции. Беспризорностью и абортами.
Произведения культуры в эпоху неототалитаризма – особое явление. Киберпанк, империи звездных войн. Киберленин.
Общество как зеркало, отражает тоталитаризм в микрогруппах – в коллективах предприятий и семьях. Именно поэтому в менеджменте не приживаются демократические стили управления, а коучинг-менеджмент и наставничество используют редкие компании.
Позитивным ответом является проявление гражданской активности населения, в которой самые активные граждане начинают бороться за свои права и удобства, за то, что у них отнимают – почту в поселке, детский сад или дом престарелых. Граждане борются за свое пространство жизни, против суперуплотнения городской застройки, пока не слишком успешно. Как Родина-мать может поддержать гражданские инициативы? А никак. Мы все убеждены, что у государства иные функции, иное назначение, мы сами своими убеждениями создаем свое государство, свою милицию, своих силовиков.
В этом пост-релизе по психоаналитической конференции много пессимизма – психоанализ не такая уж радостная профессия. Но, закрыв глаза, прикрыв ушами руки, не получишь лучшего будущего. Даже через 150 лет.
Организации, участвующие в проведении конференции «Травма прошлого в России и Германии»
- Институт Практической Психологии и Психоанализа (Москва)
- Институт Зигмунда Фрейда (Франкфурт-на-Майне)
- Журнал «Psyche» (Франкфурт-на-Майне)
- Московское Психоаналитическое Общество
- Международный Союз Немецкой Культуры
- Российско-Немецкий Дом
- Международное историко-просветительское благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
при информационной поддержке Русского Психоаналитического Общества и Издательского дома «Первое сентября»
Персоны конференции
Елена Спиркина, ректор Института Практической психологии и Психоанализа (Москва)
Каролина Солоед, доцент Института Практической психологии и Психоанализа (Москва)
Лев Гудков – директор Аналитического центра Ю. Левады (Москва)
Вернер Болебер – главный редактор журнала «Psyche» (Франкфурт на Майне)
Марианна Лейцингер-Болебер – директор института З.Фрейда, профессор Кассельского университета, вице-президент комитета по концепутальным исследованиям Международной психоаналитической ассоциации (Франкфурт на Майне)
Михаэл Шебек – председатель чешского психоаналитического общества (Прага)
Ирена Мисселвиц – директор Института психотерапии и прикладного психоанализа (Йена),