Отсутствие морали может привести к недостойному поведению, – но может ли аморальное поведение повлечь за собой потерю моральных ориентиров? Речь пойдет о том, как мошенничество, воровство и даже всего лишь ложь деформируют наше ощущение того, что есть «хорошо», а что «плохо».
The Science of Why We Cheat
Перевод статьи – психолог Мария Протасова
Отсутствие морали может привести к недостойному поведению – но может ли аморальное поведение повлечь за собой потерю моральных ориентиров? Речь пойдет о том, как мошенничество, воровство и даже всего лишь ложь деформируют наше ощущение того, что есть «хорошо», а что – «плохо».
В своем исследовании, опубликованном в одном из выпусков психологической газеты, Лиза Шу и ее коллеги из Гарвардского университета обнаружили, что аморальный поступок в самом деле «подгоняет» под себя нравственность человека.
Люди заинтересованы в том, чтобы их воспринимали как носителей высоких нравственных ценностей. Мы хотим быть уверены в справедливости наших поступков, в том, что выбранная нами модель поведения правильная, и все это для того чтобы наша жизнь воспринималась нами как серия по большей части благонамеренных решений. И оказывается, что человек может далеко зайти, чтобы чувствовать себя подобным образом, даже если это пошатнет собственное чувство морали. Такова плата за некоторые человеческие желания, возведенные до уровня потребностей.
Именитый психолог Альберт Бандура привнес формулировку «освобождение от моральной ответственности», обозначая ею процесс извращения человеком своей собственной морали и чувства справедливости перед лицом сомнительного соблазна.
Я знаю, что он женат, но я допускаю переспать с ним, логически уход от ответственности проходит успешно, потому что вставляется оправдывающая оговорка: Я не переношу его жену… Если не со мной, то с кем-нибудь другим… Это его моральная дилемма, не моя… Прежде всего выбор необходимо сделать ему, не мне… Институт брака – лишенная смысла концепция…
Путей множество.
Освобождение от моральной ответственности, по существу, дает позволение человеку вести себя так, как при других обстоятельствах он бы себе не позволил. На протяжении многих лет наука демонстрирует нам удивительный разброс поведенческих реакции людей в результате ухода от моральной ответственности при самых различных обстоятельствах. Но сегодня, во времена дилеммы курицы и яйца, Шу и ее команда показала, что тезис работает в обоих направлениях: Поступки человека оказывают влияние на его моральные убеждения относительно собственного поведения. Таким образом, освобождение от моральной ответственности есть не столько причина неэтичного поведения, сколько его результат.
Исследовательская работы Лизы Шу базируется на ряде из четырех взаимосвязанных исследований, в каждом из которых в качестве испытуемых были задействованы разные группы студентов. В одном, 138-ми респондентам было предложено прочесть университетский кодекс чести, который предположительно усилил бы идею того, что мошенничать (списывание, к слову, тоже мошенничество) – дурно, безнравственно. Затем они получили некоторое множество математических задач для решения, а также конверт с наличными деньгами, которые выступят в качестве вознаграждения (подкрепления) за верно решенные задания. Сумма вознаграждения прямо пропорциональна количеству верно решенных задач. Далее испытуемые были разделены с учетом двух условий: одна группа испытуемых имела возможность смошенничать, предоставив недостоверные результаты, во второй же группе подсчет результатов производил проктор. Возможно, Вам и не покажется удивительным, что некоторые из испытуемых в группе 1, условия в которой позволяли самостоятельно отчитываться о набранных баллах, завысили их, с целью получить большее вознаграждение.
«Мы испытываем потребность верить, что наше поведение подводится под категорию «правильное», и это ради того, чтобы наша жизнь воспринималась нами как серия, по большей части, благонамеренных решений.»
Более того, Шу обнаружила, что студентам, которые смошенничали, также оказалось труднее вспомнить академический кодекс чести, с которым они были ознакомлены в начале, в сравнении с теми студентами, которые были честны в своих ответах. Шу называет это явление «мотивированным забыванием», ссылаясь на это как на одну из стратегий, к которым прибегает человек, дабы избежать тревожное для себя признание о низости содеянного или же об ошибке.
Первоначально к исследованию данной проблематики ученую натолкнуло собственное стойкое ощущение, что убеждения и ценности не являются фиксированными, устойчивыми чертами личности, которые мы влечем за собой, как мусорный мешок повсюду, куда бы ни пошли. Напротив, она полагает, что мы гнем и ломаем их, в зависимости от обстоятельств.
«Идея о том, что наши убеждения являются устойчивыми образованиями, интуитивно претит мне», говорит Шу. «Но что действительно привело меня к поднятию данного вопроса, так это дебаты, причем, как в научных кругах, так и в деловом мире, о том, как несопоставимы данные о бесчестных действиях людей с информацией о том, что каждый из этих людей из себя представляет, как и в какой обстановке преступник рос и воспитывался.»
Шу отмечает, предоставив «разрешительную среду», что была воссоздана ею в лаборатории (ситуация с группой испытуемых, которым была предоставлена возможность смошенничать), она повысила вероятность обмана – что, в свою очередь, произвело сдвиг в том, как мошенники воспринимали саму категорию обмана.
Из позитивного, Шу обнаружила, что, если участники выполняли что-либо с такой же легкостью, с какой подписывали свои имена под кодексом чести (= с большей охотой чем при его прочтении), то они были в меньшей мере склонны жульничать в ситуации с подсчетом результатов математических задачек, представленных им для решения. В целом, Шу и исследование ее коллег стало еще одной причиной для сомнения в том, что люди являются обладателями непоколебимого, укоренившегося этического «компаса», которым мы руководствуемся перед каждым нашим действием. И тем не менее, не смотря на факт того, что компас порой дает возможность пренебречь указанием его стрелки, мы руководствуемся его ориентирами относительно каждой мелочи. Повторюсь, что это не взирая на то, что ориентиры могут оказаться временными, пока стрелка не будет нами смещена.
Выводы Лизы Шу, приведенные в соответствие с другими существующими исследованиями данной темы, обрисовали крайне тревожную картину того, как легко мораль может ускользнуть из нашего фокуса, а в последствии, и из-под контроля. Но если оба вывода истинны — что отношение влияет на действия и действия влияет на отношение — становится проще понимать сценарии вышедших из-под контроля прегрешений: Вы идете на то, чего сами не одобряете, вы это осознаете. Вы страдаете из-за свершенного, и тем не менее в будущем вероятность повторения сценария в разы увеличилась. Повторив же, Вы возвращаете себя к мыслям о том, что свершенное ничего не означает и ничего не меняет в Вас…
:И подобно этому, Вы не раз приведете себя к мысли, что ни сделали ничего скверного, аморального. Что Ваша жизнь есть ряд в основном правильных, благонамеренных решений…
Источник: http://www.thedailybeast.com/articles/2011/02/23/why-we-cheat-the-scienc…
Автор статьи Кейси Шварц. Кейси является выпускником Университета Брауна и имеет степень магистра в области психодинамической неврологии из Университетского колледжа Лондона. Ранее статья написана для The New York Sun и ABC News. В настоящее время Кейси работает над книгой о мозговой деятельности.
Перевод выполнила Mari Protasova – выпускница РГГУ по направлению подготовки «Психология»; начинающий специалист и администратор Психологического Центра “Мир Вашего Я”.