Архитектура как внешняя среда жизни оказывает формирующее воздействие на психику человека, но ее влияние не критично. Мы живем и мыслим архитектурными формами. И только успешные политики и бизнесмены плевать хотели на архитектуру, для них весь мир как пластилиновый
Игорь Попович, персональный консультант-психолог (бизнес, шоу-бизнес, личная жизнь).
Преподает на продюсерском факультете Российской Академии Театрального Искусства (ГИТИС) и Московском Архитектурном Институте.
Автор и ведущий бизнес-курсов «PsyDesign» и «Техники и практика коммуникативного управления».
Интервью о психологии интерьера и архитектуры, о ключевых качествах успешных людей
Игорь, почему и как вы связываете интерьер и психологию?
Все дизайнеры и студии декларируют индивидуальный подход к заказчику. Это подразумевает некоторые навыки и умение разбираться в особенностях личности заказчика или группы людей, например, семьи или команды. И я не знаю другой науки об индивидуальных особенностях личности, кроме прикладной психологии. Вы можете предложить что- нибудь другое? Я начал заниматься прикладной психологией в применении к интерьеру лет шесть-семь назад. Сначала я встретился со специалистами по Фен-шуй. Я хотел создать центр Фен-шуй, но по разным причинам от этого отказался. Я искал что-то внутри страны и нашел специалистов Института медико-биологических проблем, которые разрабатывали экстремальные интерьеры для экспедиций на север и в космос.
Мы разработали авторскую методику «Психодизайн», которой на самом деле — нет. Мы зарегистрировали ее в Российском авторском обществе, как психотехнику, создали теоретическое описание методики, привели ряд корреляций (соответствий, ред.) между воздействием конкретного интерьера и личностью конкретного человека. А методики нет, как не было. И вот почему: она появляется, как только появляется заказчик, личность с яркими индивидуальными проявлениями, с прошлым и будущим, с личностными ценностями, привычками, склонностями и программами мышления, с проблемами, мечтами и устремлениями.
Есть такой принцип, что пол в комнате, где человек долго находится, должен быть темнее стен, служить визуально прочным основанием. Какие еще есть универсальные представления о том, что правильно в интерьере, а что недопустимо?
Представления такие есть, но только они не работают в нашем подходе. Вот, например, считается, что стены не должны быть красными, особенно — в кабинете. И недавно я видел красные стены… В квартире одного из ведущих колористов мира, автора монографий по колористике, человека, который создал архитектурную подсветку вечерней Москвы. Это конечно не алый цвет, и он меняется в зависимости от освещения, но, тем не менее, он относился к красным цветам. И это был удивительно гармоничный интерьер.
С моей точки зрения, универсальных рекомендаций нет. Есть психологический портрет, я не говорю психотип, который тоже может меняться, я говорю — набор метапрограмм мышления, конкретные ценности, которые составляют ядро личности человека.
Но ценности тоже меняются, в зависимости от обстоятельств.
В обычной жизни меняются очень медленно, и могут поменяться моментально в экстремальных ситуациях.
С иерархией ценностей происходят такие вещи, порою — парадоксальные. Вот, например, в нормальной ситуации у многих людей из десятки ведущих ценностей выпадает
такая ценность, как безопасность, ее как бы нет. Почему, ведь по Маслоу это базовая ценность!? Но парадокса нет. Потому, что пирамида Маслоу блестяще работает в маркетинге. А это экстремальные ситуации, связанные с тратой денег — и ценность безопасности вылезает вверх, на первый план, активируется.
Так вот. Иерархия ценностей меняется так же, как меняются метапрограммы под действием ситуаций.
Я провожу интервью с заказчиком интерьера, выясняю задачи, которые стоят перед личностью, а бывает — перед группой людей, выясняю, что нужно — активизировать творческие процессы, или создать место для отдыха.
А далее нужно вычислять некоторую константу, с которой и предстоит работать. Если есть задача активировать — то могут присутствовать возбуждающие цвета и формы.
А музыка? Я считаю, что все, что воздействует на репрезентативные системы человека, нужно учитывать в интерьере. Визуальные, аудиальные, кинестетические (осязание, движение) факторы, ольфакторика (запах) и густоторика (вкус), воздействовать по полной программе — не только музыка, но и звуки.
Что главное для построения интерьера? Чтоб человек решил, что это его дом?
Могут быть даже парадоксальные вещи. Если заказчик не будет правильно подготовлен, он может «с первого взгляда» не принять интерьер, тем не менее, это будет именно «его интерьер», решающий его конкретные задачи. Если есть необходимость активировать, то какое-то помещение может показаться дискомфортным. Имеется в виду мотивирующий дискомфорт. Тот, который решает какие-то задачи изменения состояний человека. Это тонизирующий дискомфорт для конкретного человека, для другого он может быть просто дискомфортом, чем-то неприятным, и все.
Интерьер — хороший способ для помощи в решении человеком личностных задач. Интерьер важнее, чем близкий друг! Воздействие его более чем продолжительное.
А если вы берете запросы одного человека? А у него — семья?
Мы работаем с теми, у кого просторные квартиры. Да, там, где помещения общего пользования, возникают трудности — нужно учесть все особенности членов семьи. Но психодизайнер сам не проектирует — он дает консультации дизайнеру. Например, насчет того, что делать точно нельзя. И что рекомендуется. В результате у дизайнера остается очень большое пространство для творчества. По общим помещениям возникает больше «нельзя» в отношении цвета, формы, звука и даже запаха. Интересно играть с чувством равновесия. Какие ощущения у человека при потере равновесия?
Как воплотить?
Игрой цвета, света, формы. Есть светильники, позволяющие искать для себя, для своих состояний различные световые картины и светодинамику.
Интересно работать с динамикой воды в помещении, здесь многое от Фен-шуй. Мы делали адаптированную к российским условиям модель Фен-шуй, используем эти знания. Все-таки, история, 9000 лет. И подход очень серьезный — подготовка мастера (сенсей) по Фен-шуй в Шаолиньском монастыре занимает 25 лет.
Как психоанализ, когда стал мастером — совсем состарился.
Да, так же состарится и клиент, пока будет ходить на терапию. Я много работаю как консультант-психолог с людьми бизнеса и шоу-бизнеса, с их семьями. И очень люблю работать провокативно. Достаточно одной интервенции — и ты понимаешь, как двигаться дальше. А человек получает конкретный результат. Проблемы снимаются. И это прекрасное ощущение!
Я знаю, вы приверженец НЛП-технологий, которые славятся своей быстротой и эффективностью. Но мне кажется, что язык НЛП сухой, безэмоциональный. (НЛП — нейро-лингвистическое программирование, ред.)
Я изучаю и использую эриксоновский гипноз, актерские и режиссерские техники, систему Станиславского. Военные стратегии и боевые искусства, теорию решения творческих задач (есть такая наука — ТРИЗ) в применении к бизнесу и человеческим отношениям. И все это – мой профессиональный арсенал.
НЛП — это скоростной, точный и современный способ обучения. Но после первого и даже после второго курса обучения мало кто становится суперменом. Я видел Гриндера, одного из отцов-основателей НЛП. Этот человек одна сплошная эмоция. Необходимо точное структурное знание об эмоциях, только они – причина наших поступков. Я хочу точно чувствовать меру воздействия, эмоции человека. Взять себя в руки, умерить свой гнев, как, в каких единицах я должен измерить свой гнев? И насколько я должен взять себя в руки? Необходимо очень точно измерять эмоции. Вся наша жизнь построена на эмоциях, все решения принимаются эмоционально, даже, казалось бы, рациональные решения в момент, в точке принятия – определяются краткосрочной эмоцией. И потому основная возможность воздействовать на людей и помогать людям — доступ к эмоциям, к их усилению или смягчению, или замене на другие, более оптимальные для конкретных ситуаций. И я думаю, что неэмоциональность НЛП — это ваше субъективное мнение.
Это мнение о текстах по НЛП. Так как же вы измеряете эмоции?
При мне как-то раз Фрэнка Фарелли спросили — как ему удается так точно воздействовать, попадать в точку, не дав клиенту и слова сказать. Он спросил: «Сколько у тебя было
сессий с клиентами»? Собеседник: «Пятьсот». Фарелли: «Трудно только первые 10000 сессий. Потом — легко!»
А кто ваши клиенты? Кто ваши ученики?
Я преподаю психологию для бизнесменов, психологию для продюсеров в ГИТИСе. В МАРХИ я преподаю азы психологии. Эти знания необходимы, чтобы стать эффективным архитектором. Я изучаю успешных людей. Работал с режиссерами, продюсерами, архитекторами, часто вел терапию в этой среде. У меня немного клиентов, но все они — успешные бизнесмены, действительно богатые люди. На базе этой практики, я могу анализировать, создавать модели успешности внутри определенных навыков. Очень интересно. Например, иерархия ценностей успешных политиков и бизнесменов разная. А вот метапрограммы похожи.
А какие метапрограммы успешных бизнесменов?
Никакие, такие же и у политиков. Ни одна метапрограмма не характерна. Это абсолютные хамелеоны. Это вот с чем можно сравнить, возьмите спортсмена и человека, почти не занимающегося спортом. Первый легко сядет на шпагат. Бизнесмен и политик с легкостью «сядут на шпагат». Психологический шпагат. Многие люди являются заложниками своих доминирующих программ, узкая программа делает человека роботом.
У тех, кто поднялся высоко — программа меняется под ситуацию, они моментально перестраиваются в соответствии с ситуацией. И становятся успешными. В своем деле. Мы, конечно же, понимаем успешность в рамках каких-то обычных признаков, понятие счастья мы пока оставляем в стороне. Итак — успешность отражается в материальных, информационных признаках. Парадокс — для по-настоящему богатых людей: отличная от остальных людей ценность — деньги! Не благополучие, независимость, комфорт, а именно деньги! Если такого спросить — зачем тебе деньги, то если он может так сказать, он ответит вопросом: «Ты что, дурак что ли?» Но если он вежлив, не может быть искренним в этот момент, он будет перечислять благополучие-комфорт-возможности, и так далее.
Абсолютная ценность, то, во что верят?
Вера — это другое. Абсолютной ценностью мы называем главные, основные, и все же индивидуальные ценности конкретного человека, тогда они действительно очень прочно связаны с убеждениями человека, которые он будет отстаивать и защищать, иногда — агрессивно и даже нелогично — но это только с точки зрения другого человека — с другим индивидуальным набором ценностей. Навык чувствовать, слышать активированные ценности человека в переговорах или в процессе бытового разговора — это ключ к человеку. Это моя любимая тема и методика.
Вернемся к психодизайну. Часто люди проектируют так: Я видел там-то, и мне понравилось, сделайте так же и мне!
Однажды мне знакомый дизайнер рассказала о клиентке, которая просила: «Сделайте так же, как у Аллы Борисовны!» «А ты видела, какой у нее интерьер?» «Нет. Но ты же делала ей! Сделай и мне».
Понятно, о чем речь? Хочу такой же, не важно какой, но такой же! Здесь — как всегда, личные ценности подчиняют человека себе. Такие люди придут непосредственно к
дизайнеру, и к нам не обратятся. И получат то, что хотят.
А хорошо ли то, что личные ценности подчиняют человека себе?
А вот звезды на небе — это хорошо? Но стать более эффективным, осознанно руководствуясь собственными ценностями, это, поверьте, очень неплохо.
Архитектору, дизайнеру — что необходимо, чтобы быть эффективным, успешным — вы же этому их учите?
Совсем недавно у нас в России был Карим Рашид. Известный дизайнер египетского происхождения, а Египет — не мекка дизайнеров, правда? Так вот. Он, в основном — предметный дизайнер, делает очки, мобильники.
Но работает и с архитектурными объектами. Широко известно его авторское кресло «Кама-сутра».
Да, что-то подобное я где-то видел, с обилием рукояток, изгибов поверхностей и выемок.
Да. Ха-ха-ааа! Множество поверхностей.
Я был на его выступлении. Он вышел в белом костюме, много говорил об экологии, природе. Показывал слайды со своими работами. Вопросы после его выступления были, как ни странно, достаточно агрессивными. Но он на сцене пропускал все нападки сквозь себя, оставаясь светлым и умиротворенным. Один пожилой дизайнер, которого я знаю, после выступления говорил: «Все, что делает Рашид — это компилят из того, что он видел в детстве — 30-50-е годы. Все повторяется. Ничего нового». И возможно, он прав. Но Карим Рашид никогда его не услышит. Он на сцене, он успешен — и все!
Мы не обозначили, в чем же рецепт его успешности?
Он вообще не вязнет в негативе, не вступает в споры, диалоги, обсуждения. Он просто делает, что хочет. У него великолепная «растяжка», что характерно для некоторых успешных в творчестве людей. Еще, это второй вариант, у талантливого творческого человека может быть хороший менеджер. Менеджер от дизайна — это у нас пока редкость, но на Западе — вовсю. Обладая великолепной «растяжкой», легче, конечно, быть менеджером. Творческий человек доверяет и отдает все свои коммерческие вопросы менеджеру.
Такое разделение связано с психологией творческого человека?
Набор ценностей и метапрограммы творческого человека очень часто подчиняют его себе и делают невозможным эффективное общение с другими людьми. Очень часто творческие люди невыносимы. Есть программы мышления, которые делают человека непригодным для общения, и они очень характерны для творческих личностей — ученых, художников, не только для дизайнеров. Если сделать такую «растяжку» творческому человеку, то он, возможно, перестанет быть творческим. Я беру это в кавычки, я хотел бы быть более осторожным. Если я говорю об этом разделении на творческих людей и бизнесменов в аудитории, многие возмущаются в ответ: «Бизнес без творчества обречен».
Я все-таки хотел бы узнать, какие метапрограммы у творческих людей?
Есть набор ценностей, которые делают человека творческим. Первое. Творческий человек постоянно стремится вперед, хочет сделать то, что никто никогда не делал, и он сам еще не делал. То, чего никто не может сделать кроме него. Этому соответствует ценность самореализации, статуса. Это буйная ценность, которая создает сильные мотивы.
Второе. Одни люди ищут в жизни похожее. Если они видят что-то похожее на себя в другом человеке, то они чувствуют близость и общение удается легко. И эта программа мышления называется метапрограмма сходства. Это мирные люди.
Без бронепоезда.
Да. И есть те, кто постоянно ищет различия. Эти люди ищут, что на что непохоже. Это чудесная креативная метапрограмма, которая приводит к новым открытиям, решениям
в литературе, музыке, дизайне, архитектуре. Но они авто-матически переносят эту метапрограмму в свои коммуникации: я на тебя и ты на меня не похож — и у нас нет ничего
общего. Нам не о чем говорить. Вот так работают метапрограммы сходства-различия.
Пример. Есть такие люди — полярные ответчики, что бы ты им не сказал — они ответят: «НЕТ!» Потом подумают и скажут: «Ну, в чем-то ты, конечно, прав. Но на самом деле все не так. И где-то мы вообще-то сделаем, как ты говоришь, хотя на самом деле все совсем не так». Если они вынуждены признать белое белым, то они будут говорить так. Такая жесткая программа.
А как же такой найдет себе директора? Он же постоянно невыносим?
У нас в России это так мало распространено, только начинается. Особенно в области дизайна. Я часто видел это за рубежом, и у тех иностранцев, кто работает в России. Видимо, менеджер сам себе находит творческого партнера, он в этом заинтересован.
Я наблюдал встречу одного итальянского дизайнера с русским заказчиком. Мохнатый, волосатый, буйный и слегка пьяный дизайнер размахивал руками, нес какую-то чушь, десять минут, и удалился по своим делам. А остался русский парень, менеджер. Хорошо воспитанный, обученный на западе, который ничего не переводил из того, что говорил великий дизайнер, а делал то, что должен был делать правильный менеджер. В результате заказчик получил великого дизайнера, был подписан контракт, и великий дизайнер ничего не успел сделать для того, чтобы испортить отношения с заказчиком.
Психодизайн, по-моему, пока очень редкая услуга, и люди, которые к ней прибегают, наверное, очень особенные. Как вы их охарактеризуете?
Это успешные и состоявшиеся люди. Они получили хорошее образование, много чего видели, учились у жизни, и прошел процесс очень активного развития. Они хотят использовать все ресурсы для того, чтобы быть еще успешнее. Те, кто решил, что все важно для успеха, и то, с чем ты соприкасаешься треть жизни — тоже важно, и это достойно пристального внимания. Я видел много интерьеров — произведений искусства, достойных публикации в специальном журнале, — но для их хозяев они будут, по меньшей мере, дискомфортными, неподходящими психологически.
Однажды у нас был очень веселый заказ на дорогую квартиру, в которую молодой человек планировал приводить девушек.
Что же там вы спроектировали вместе с дизайнерами? Вы справились?
Знаете, мне лично это не удалось проверить. Но клиент остался доволен. Надеюсь, его «клиентки» тоже. Интерьер должен был воздействовать на девушек особым мотивирующим образом (смеется). Живая вода — обязательно. Много красного цвета. Альковные аспекты были решены классическим образом, там установили шикарное ложе. Про теплые полы я и говорить не буду, это естественно. С динамикой света была работа, с зонами комфорта, с планированием этого особого состояния, желательного состояния, к которому девушку нужно было бы подвести. Дело осложнялось тем, что потенциальные клиентки, на которых должен был как-то влиять интерьер, были нам незнакомы!
Но вы, наверное, зная заказчика, предположили, кто ему понравится?
В общем, да. (смеется)
Является ли универсальной цветовая методика Люшера?
То, что тест Люшера шатается по полной программе, это очевидно из многочисленных публикаций. Он не учитывает национальных, социальных предпочтений, а они есть —
бесспорно. Но тестом пользуются — можно сидеть и на шатающемся стуле. И это, наверное, лучше, чем на полу. Все мои попытки, так же как и попытки профессиональных колористов найти универсальные связи между психологическим состоянием человека и колористикой пока ни к чему не привели. Лучше искать крепкий стул, и это есть индивидуальная работа.
Могут ли быть какие-нибудь универсальные советы?
Пожалуйста. Читайте архитектурные, интерьерные журналы. Вы получите что-то красивое, но совершенно непонятно, как вы будете в этом жить.
Но, если серьезно, — у каждого человека есть единственный и прекрасный инструмент для удовлетворения своих желаний — это он сам. И как любой другой инструмент он может быть усовершенствован и заточен для решения своих конкретных задач.
Хорошая задача — оптимизация, балансировка собственной личности: привычек, убеждений и эмоций для более точного, легкого и быстрого достижения собственных целей. И еще важно научиться их точнее ставить, корректировать и сокращать путь к ним.
А работа с интерьером — просто еще одна возможность сделать этот путь короче и приятнее.