в Институте Практической Психологии и Психоанализа используются новые формы для отбора студентов. При поступлении в этот вуз абитуриент проходит три интервью с тремя психологами, сотрудниками института, и пишет структурированное эссе. Эссе проявляет аналитические способности, интеллект
Мадина Слуцкая, проректор Института Практической Психологии и Психоанализа, клинический психолог, заведующая кафедрой Аналитической психологии
Мы узнали, что в Институте Практической Психологии и Психоанализа используются новые формы для отбора студентов. При поступлении в этот вуз абитуриент проходит три интервью с тремя психологами, сотрудниками института, и пишет структурированное эссе. Эссе, как абитуриентская процедура широко применяется в западных вузах. В отличие от сочинения, и тем более — от изложения, эссе предполагает более высокую способность к анализу и, наверное, к литературному творчеству. О том, что за испытания ждут абитуриентов ИППиП — и почему ректорат выбрал именно такие формы испытаний для будущих студентов, мы говорим с Мадиной Слуцкой, проректором ИППиП.
Мадина, почему именно три интервью с психологами, сколько времени занимает процедура, и кто именно проводит эти интервью?
Проводят интервью психологи, которые имеют более чем пятилетнюю практику, те, кто «выросли» в нашем институте, обучались по нашим программам и знают процесс изнутри. На мой взгляд, это очень важно. Все члены приемной комиссии — практикующие психотерапевты, которые продолжают свое обучение в международных ассоциациях. Само собеседование занимает около часа и чем-то может напоминать прием психотерапевта, точнее — первичный прием. Обычно этого времени хватает, чтобы «увидеть» человека, особенности его личности. Почему три — это тоже важно. Больше объективности. Решение принимается консенсусное. К третьему интервью человек, освободившись от волнения, начинает глубже понимать свою мотивацию.
Становится прочнее желание учиться?
Не факт, иногда — прочнее, иногда — наоборот. Все три собеседования дают возможность человеку глубже задуматься над своими внутренними потребностями и выбором.
В такой форме приемных испытаний больше демократии и гуманизма. Мы не только задаем вопросы, но и знакомим абитуриента с особенностями нашего института и программы, и абитуриент выбирает. Одно из трех интервью проводится после знакомства с эссе. Оно направлено на исследование мотивации.
Осознанный мотив всегда ли крепче?
Человек не в силах осознать все нюансы своей мотивации. В основном, абитуриенты чувствуют потребность сопереживать, проявлять сострадание, желание помочь другому человеку, им комфортна такая роль. Сейчас все больше тех, кто пережил собственный кризис и имел опыт личной психотерапии. У кого-то, помогать другим — это мечта детства, кто-то понял эти потребности недавно. Одна из наших задач —оценить внутреннюю гибкость личности — способность получать помощь и оказывать помощь. Небольшая часть абитуриентов находится в жестком полюсе позиции: «Я хочу спасать мир, но сам в помощи не нуждаюсь». Эти люди не всегда понимают, зачем им нужна личная психотерапия, которая является частью учебного процесса.
Сейчас широко используют тесты при приеме в вуз, на работу — чаще знаньевые, иногда психологические. Почему вы не используете тесты?
Когда-то мы их использовали, например MMPI, тест Кеттела. Хорошие, валидные тесты. Но это плоское представление о человеке — очень многого не увидишь. Глубину способности к эмпатии, саморефлексии тестами не определишь. Очень много информации получаешь невербально. Я всегда пытаюсь представить этого человека в роли будущего психотерапевта, можно ли к такому человеку прийти со своей проблемой. Имеют значение многие особенности личности и даже внешность имеет значение.
Каким образом интервью позволяет оценить будущие способности к деятельности практического психолога?
Этот вопрос я хотела бы адресовать нашему преподавателю Татьяне Свириденко, она опытнейший интервьюер.
Татьяна: Интервью структурировано, и есть четыре основных его раздела. Первое. Нужно понять, как человек умеет помогать. Умение и желание помогать это разные вещи. Второе. Помощь другому человеку не должна быть разрушительной для личности будущего психотерапевта. Важно оценить наличие такой тенденции. Ну, например. Сидят две подруги, одна рассказывает о своей беде, и плачет, другая переживает и вот они уже плачут вместе — она как бы растворилась в другом человеке, она заражается, «теряет себя в другом».
Другая ситуация. Подруга слушает о том, что случилось, и потом с жаром начинает рассказывать, что да, что у нее так же все уже было, и переходит к рассказу о себе, это характеризует умение выслушать.
Третье. Психолог — это очень чувствующий человек, не избавляющийся, не вытесняющий свои чувства. Даже если человек вытесняет свои чувства, это нормально, так тоже бывает, главное, чтобы они вообще были. Например, если человек волнуется на первом интервью, это нормально.
А если он совершенно спокоен?
А вот это не вполне нормально. Так не бывает — речь идет о приеме в вуз, и волнение в этом случает адекватно. Особый шик — если человек скажет: «Вы знаете, я что-то волнуюсь».
Четвертое — склонность к рефлексии и умение выражать свои чувства. Мы, конечно, развиваем эти способности у своих студентов, но склонность уже должна быть. Рефлексия начинается с того, что чувства превращаются в слова.
Мы считаем, что профессия психотерапевта похожа на профессию врача тем, что к ней нельзя относиться, как к ремеслу. Ремесло — когда идет опора на навыки, и вы можете не привлекать какую-то часть души к работе. В психотерапии «душа обязана трудиться» — это интуитивная и творческая составляющие работы.
Ну и последнее — в интервью мы должны оценить психическое и соматическое здоровье, поэтому есть вопросы о травмах, о психотических проявлениях. Наша учеба очень сложна, и человек должен обладать существенным «запасом прочности».
Мадина, какие «противопоказания к профессии» должны заметить три психолога?
Первое, и Татьяна уже об этом сказала, — это психопатология. Человек может быть интеллектуально сохранным, но психически нездоровым. Конечно, у многих людей бывают срывы и кризисы, но нам очень важно понять, как человек их переживал, и пережил, нормально или с серьезными последствиями — вплоть до психотических эпизодов.
Если человек находится в состоянии острого или незавершенного горевания после значимой утраты, то это тоже противопоказание. Мы никого не бросаем, если человеку по этим причинам говорим «нет», то всегда предлагаем получить профессиональную помощь, и потом если желание учиться останется, прийти к нам повторно.
Есть еще важный момент из сферы мотивации — нам важно отсеять людей случайных, ну, например, тех, кому нужен только диплом. Есть какая-то практика, человек целительствует, например, и ему нужен диплом психолога, чтобы иметь право практиковать. Как правило, если этот мотив превалирует и достаточно жесток, то такие люди отказываются от личной психотерапии в процессе обучения, и мы их все равно потеряем во время учебного процесса, они уйдут.
В конце собеседования человек имеет право получить обратную связь, мы стараемся это делать, чтобы решение приемной комиссии не оказалось каким-то громом среди ясного неба. Важно, что у всех, кому мы отказали, и кто прислушался к нашим рекомендациям, есть возможность вернуться к нам через год.
Есть ли связь между качеством эссе и способностями, которые нужны для освоения профессии, например, способностью аналитически мыслить? (Эссе, от английского слова assay, анализ, прим. ред.)
Связь, безусловно, есть, можно увидеть, осознает ли человек свои чувства, умеет ли их описать. Можно увидеть интеллектуальный уровень и уровень грамотности. Если в анкете у абитуриента два высших образования, а эссе написано очень простым, примитивным языком или безграмотно, возникает противоречие между текстом и тем, как человек себя представляет.
Наше эссе структурировано. Есть некий план, и свобода тоже есть. Мы опирались на зарубежный опыт, когда разрабатывали рекомендации по написанию эссе. В структуре эссе много открытых вопросов, например первый вопрос плана: «Порассуждайте о Вашей жизни до текущего дня: вашей семье, друзьях, доме, образовании, работе.
Связываете ли Вы принятое Вами решение стать психологом с какими-либо событиями в Вашей жизни?» Такая структура дает больше свободы и возможности раскрыть в тексте свои личностные особенности. Если способность к саморефлексии есть, то из текста эссе это тоже видно.
Что пишут абитуриенты, почему они хотят изучать психологию, или клиническую психологию, почему хотят учиться у вас?
Пишут разное, но общее — окрепшее желание помогать людям. Пишут часто, что выбор первого образования был под влиянием родителей. У кого-то сильный мотив познать себя, свои творческие способности. Интерес к себе, и к своему бессознательному.
Кто-то пишет о своем детском опыте, о перенесенной в детстве травме или физическом недуге, о том, как удалось с этим справиться, и опыт преодоления теперь вызывает желание поделиться. Многие чувствуют эту связь, между собственным опытом и желанием помочь другим.
Очень многие пишут, что они выбрали наш вуз именно благодаря его практической направленности, приветствуют то, что мы предлагаем личную терапию, те, кто понимает ее значение в профессии.
Высказывают ли абитуриенты материальный, денежный мотив? Существует мнение, что психоаналитик — высокооплачиваемая область деятельности.
Этот мотив мне называли всего два раза.
Почему так редко? Может это стыдно? Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, писал, что от того, «как меня встретит этот город, так я и буду работать, от его щедрости зависит качество моей работы».
Думаю, несмотря на то, что этот мотив не высказывается, он подразумевается, поскольку часто, он не ведущий мотив. Как правило, в первую очередь человек стремиться
заниматься тем, что ему интересно. Но сам вклад и денежный, и эмоциональный в освоение профессии психотерапевта-психоаналитика очень велик. Если человек не будет получать адекватное вознаграждение, то он в профессии быстро «сгорит».
Обучение только у нас может занять около шести лет — сначала это курс по программе «Психология. Психологическое консультирование», здесь нарабатываются основные общие психотерапевтические навыки.
На второй стадии обучения — специализации, человек может в течение трех лет глубоко осваивать уже одно из направлений, и стать глубинным психотерапевтом: психоаналитиком, семейно-системным, юнгианским или танцевально-двигательным терапевтом. На этом этапе уже необходимо иметь опыт личной терапии. Кроме того, если есть желание, то график обучения на специализации позволяет параллельно посещать программу по специальности «Клиническая психология».
Многие наши выпускники, ставшие специалистами, затем продолжают совмещать свою практику с обучением в международных программах. И вообще, особенность этой профессии такова, что обучение длится всю жизнь, тем она и интересна.