Бывает так, что человека привлекает психология и психотерапия. Главные вопросы — где учиться и у кого. Поступая в вуз, я тоже выбирал, и своим опытом поделюсь позже. Существует очень много критериев выбора, и я постараюсь о них рассказать
Вадим Пухлов
Бывает так, что человека привлекает психология и психотерапия. Главные вопросы — где учиться и у кого. Поступая в вуз, я тоже выбирал, и своим опытом поделюсь позже. Существует очень много критериев выбора, и я постараюсь о них рассказать.
О, лицензия и аккредитация!
Обязательно посмотрите, когда заканчивается аккредитация вуза, ведь вы можете поступать в институт накануне её окончания, и неизвестно, продлят ли её вузу. Если нет, то вы не получите государственный диплом. От его наличия зависит перспектива вашего трудоустройства в государственные учреждения. Хотя наличие аккредитации само по себе не является свидетельством высокого уровня учебных программ и выпускаемых специалистов: вуз оценивается по ряду показателей, которые напрямую к обучению практической психологии отношения не имеют. Как следствие — в стране ежегодно выпускается масса психологов, которые не умеют оказывать практическую помощь.
В психотерапии профессионализм складывается из открытий и опыта реальной работы с клиентами. Как может чиновник определять, какой должна быть психотерапия и как ей учить, если профессионально этим не занимается?
Программы и литература
Некоторые вузы, преимущественно негосударственные, стали создавать собственные программы, которые сочетают требования государственного образовательного стандарта и мировых подходов в обучении практических психологов.
Лучшие программы направлены не только на изучение дисциплин академической психологии, но так же и овладению практическими навыками работы с клиентом. Кроме того, студенты дополнительно изучают учебники по психологическому консультированию и психотерапии, которые формально Учебно-методическим объединением не рекомендованы, хотя для Европы и Америки они являются основными.
Логика частного
В психотерапии личность, несомненно, важнее метода, потому что без личности метод мертв, как самолет без летчика. Но метод позволяет раскрыться личности, потом, в свою очередь, личность совершенствует метод, это высший пилотаж.
Развитие личности в профессии, кроме времени и труда, требует определенных условий и среды, того, что и в науке, и в искусстве называется словом «школа».
Её отличает не только методика подготовки, но и духовная, и профессиональная миссия, которую несут ее выпускники. Врача из меня сделали именно в такой школе, а в овладении практической психологией я всё ещё ученик.
Если говорить о методике подготовки в практической психологии, то на ум приходят слова из фильма «Пес-призрак. Путь самурая». Их смысл в том, что относиться к великим делам нужно с легкостью, а к мелочам — с большим вниманием.
Свободные ассоциации
Подготовка специалистов в области психотерапии и даже психоанализа в нашей стране определяется и контролируется чиновниками министерств, в то время как за рубежом эти функции осуществляют профессиональные сообщества и государство не вмешивается в их работу.
Там исходят из того, что профессионал более компетентен и дорожит своей репутацией больше чем чиновник. Поэтому, в зарубежных странах психотерапевтическое и психоаналитическое образование, как правило, получают в негосударственных учебных заведениях и под эгидой профессиональных ассоциаций.
Чем хорош вуз, где стремятся соблюдать стандарты сообществ? Как минимум, тем, что его выпускники говорят на том же профессиональном языке, что и их коллеги из других стран. Это дает гораздо больше возможностей для продолжения учебы за рубежом, для посещения семинаров и конференций, супервизорской поддержки, прохождения психотерапии и психоанализа у зарубежных специалистов. Выпускники такого вуза не чувствуют себя обособленными и оторванными от развития мировой психотерапии.
Членство и команда вуза
Кто является профессионалом, а кто нет, определяют сами профессионалы. Этому служат критерии, которые устанавливаются для вступления в психотерапевтические ассоциации. Поэтому членство в той или иной ассоциации говорит об определенном уровне профессионализма.
Для психоаналитика, например, самым почетным и престижным является членство в Международной психоаналитической ассоциации, IPA.
Команду в вузе объединяют идеи и цели, которые могут быть разных уровней, например, создание новой профессии или её совершенствование. Ради этого и создается институт. Эти целями определяется состав команды. А команда это преподаватели и студенты, которые являются выразителями тех ценностей, которые развивает институт.
Время дорого
Учебные программы, направленные на практические навыки неизбежно увеличивают количество занятий и время обучения в целом.
Например, чтобы получить второе высшее образование при очно-заочной форме обучения со специализацией по психологическому консультированию занятия в вузе должны проходить ежедневно, с длительностью не менее 20 аудиторных часов в неделю, а время обучения — не меньше трёх лет. В реальности же встречаются вузы, у которых занятия проходят 12 и даже 9 аудиторных часов в неделю. Этого слишком мало, что бы стать хорошим специалистом.
И если какие-то учебники можно прочесть самому, то практические навыки сам с собою не отработаешь. То же самое относится и к программам переподготовки по психотерапии. Ни за год обучения, ни за два психотерапевтом не станешь, даже при интенсивной учебе у хороших специалистов. Дело в том, что усвоение полученных знаний, практическое овладение техникой и прохождение личной психотерапии взаимосвязаны и подчиняются своим законам развития, которые вряд ли возможно ускорить без потери качества.
Теория и Практика
Теория — это всегда опыт чужой работы, путевые заметки чужого пути. Только собственная практика дает свой опыт. Вузы, выпускающих психологов с основательной научной подготовкой не имеют каких-то преимуществ в подготовке психологов-консультантов или психотерапевтов. Скорее, наоборот. Практическая психология основана на совершенно других парадигмах, которые могут не сочетаться с академической психологией. В психотерапии не поставишь эксперимент, и его результаты не подтвердишь. Здесь требуются наработки совсем другого рода, основанные на субъективном опыте и умении.
Хорошо, когда у вуза есть постоянные базы для практики. Если студент вынужден искать место для практики сам, это значит, что или с вузом не хотят сотрудничать, или практику в нем не считают необходимой для проверки полученных навыков в реальных условиях, превращают ее в пустую формальность.
По-хорошему, студент должен проходить ее в постоянной связи с преподавателем. Иначе преподаватель не сможет по ходу практики отслеживать все успехи и трудности, с которыми сталкивается студент и корректировать их, помогая успешно войти в профессию.
Можно говорить о том, что организация практики и есть «технологический секрет» подготовки в вузе.
Размеры группы
Если в вузе учится большое количество студентов-психологов, это не является свидетельством подготовки хороших специалистов.
Это, наоборот, может говорить о низких критериях профессионального отбора или легкости получения диплома. Там где идёт вал, качества обучения нет. Во всём мире подготовка практических психологов носит не массовый, а «штучный» характер. Так же, как и в обучении искусству, учитель передаёт знания, опыт, умения своим ученикам. Буквально, «из рук в руки». Это возможно только при небольших учебных группах, до 15 человек, и достаточном количестве преподавателей, которые сами являются успешными практиками. К сожалению, пока таких специалистов в стране очень мало.
Возрастной ценз
Нигде в мире после общеобразовательной школы психологическому консультированию не учат. А для обучения психотерапии или психоанализу возрастные требования еще жестче. Успешное овладение этими специальностями и даже сохранение собственного психического здоровья возможно, только если абитуриент обладает определенной личностной и социальной зрелостью. Для этого и устанавливается возрастной ценз, хотя остается вопрос, каким он на самом деле должен быть. В одних западных институтах психотерапии и психоанализа предварительным условием для поступления является возраст от 28 лет, в других требуется прохождение многолетнего личного психоанализа.
В нашей стране большинство вузов не вводят возрастной ценз для психологов-консультантов и психотерапевтов. Наличие возрастного ценза свидетельствует о том, что цель вуза профессионализм и качество обучения, а не стремление заработать больше.
О вступительных экзаменах и отборе
У каждого свои мотивы, чтобы оставить первую профессию, иногда высокооплачиваемую, и пойти учиться на психотерапевта.
У меня – это возникшее желание заниматься тем, что все более и более становится интересным. Это делает человека свободным и начинает наполнять жизнь внутренним смыслом. Такое состояние за деньги не купишь.
Зачем сдавать математику и сочинение? Это не помогает выявить наиболее подходящих кандидатов на обучение. Более важно проводить специальный профессиональный отбор.
В идеале, он включает прохождение структурных клинических интервью. Это чем-то напоминает первичные сеансы психотерапии. Их цель — не только определить психический статус абитуриента и его мотивы, но также и выявить его привычные модели преодоления трудностей и взаимодействовия с людьми, способность наблюдать свои и чужие чувства, сопереживать и выдерживать значительную эмоциональную нагрузку.
Организация такого отбора длительна и дорогостояща, так как требует привлечения квалифицированных психотерапевтов. Поэтому в большинстве вузов всё ограничивается ознакомительным собеседованием и простейшими видами письменного тестирования.
Формы обучения
Лекции и семинары как традиционные формы обучения в зна-чительной мере устарели. Вузы применяют новые формы, например, тренинги, включая моделирование приема клиента с записью на видеокамеру и последующим разбором с преподавателем; мастер-классы; семинары с обсуждением случаев из практики.
Там, где я учусь, есть комната, разделенная на две части полупрозрачным зеркалом. В одной части идет «приём», и студенты вместе с преподавателем могут наблюдать без помех работу опытных специалистов.
Если получение диплома предваряет сдача практического экзамена по психологическому консультированию или психотерапии, то это также подтверждает качество обучения в данном вузе.
О психоанализе
Не обманывайтесь, когда вам говорят, например, что готовят психоаналитиков с начала девяностых годов. В то время психоаналитиков в России просто не было. Они только начинали ездить в западные институты психоанализа на обучение и собственный психоанализ.
Во всем мире, от Аргентины до Финляндии, психоанализу обучают в институтах психоанализа, действующих при Международной психоаналитической ассоциации (IPA), которую основал Зигмунд Фрейд. После 5-6 летнего обучения выпускник является психоаналитическим психотерапевтом, и уже имеет право практиковать.
Чтобы в полной мере быть признанным как психоаналитик и вступить в члены IPA, необходимо выполнить сложные квалификационные требования. Например, они включают успешное проведение четырехлетнего психоанализа в среднем по четыре раза в неделю, двух «лежащих на кушетке» пациентов.
На сегодняшний день IPA является единственным общепризнанным сообществом психоаналитиков, которое выступает гарантом качества работы и соблюдения этических стандартов принятых в ее ряды специалистов.
Все что вне этих критериев профессионализма, со времен Фрейда называется «дикий психоанализ». В нем может быть нарушение этических стандартов и низкий уровень психоаналитической работы. Если после окончания вам обещают присвоить квалификацию «психоаналитик», то, как говорят актёры-психоаналитики в кино: «Подумайте об этом».
На вершине
На мой взгляд, частная практика является вершиной профессии, и психотерапевтическая работа — это, прежде всего, искусство. Это возможность заниматься живым творчеством, где инструментом является твоя психика, душа и весь пройденный тобою путь.
Как правило, самые успешные психологи-консультанты, психотерапевты и психоаналитики все занимаются частной практикой. Работают сами на себя, как писатели или художники.
Вузы, которые выпускают специалистов такого уровня, не хвалятся тем, что их выпускники работают в министерствах, промышленных компаниях и органах власти.
Бывает так, что случайная встреча с человеком переворачивает твою жизнь. Ты начинаешь понимать, что все, что ты делал до этого, было подготовкой к чему-то большему. В общем, жить как прежде ты уже не можешь. Мне повезло, для меня таким человеком стала Елена Спиркина. Вопроса «где учиться?» передо мною не было.
Я выбрал Личность, и это предопределило выбор вуза, который за ней стоял. Мой опыт, скорее, основывался на вере в человека и миссию, которую он несет. Но и наивности у меня было много. Как типичный представитель врачебного цеха, тогда я полагал, что с моим медицинским опытом психотерапией вполне можно овладеть за пару лет и что сам я в личной психотерапии не нуждаюсь. Это потом я узнал, что мой путь довольно типичен.