Тема трансперсональной психологии привела к необычному иллюстративному ряду. Образы трансперсональной психологии яркие, размытые, необычные. Так и родился синий слон подсознания, схваченый Эрикой Калване, так родилась и эта улитка
Текст – Евгений Власов. Эрика Калване, художник и поэт из Латвии, изображения ее руки украсили и дополнили наши попытки рассказать о трансперсональной психологии. Заходите в гости к Эрике на www.mushika.eu. Читайте интервью с Владимиром Майковым>>
Красный конь в картине Петрова-Водкина символизирует неуемные ювенильные желания, которые положено отмыть при купании, то есть — очистить. Удержать их, впрячь в реальность. Если помните, конь очень упитанный, а мальчик худой. Полная цитата картины с подменой всех героев, применение CG техники. Что же она означает?
Мальчики уже не желают так сильно, как девочки. Желание мальчиков поглощено виртуальной реальностью, организм их истощен психоэкономическим болотом реальности настоящей. Чего желают девочки? Желания их велики, объемны и невероятны, как слон. Желания их холодны, как приговор, и поэтому слон синий. Если бы кто-нибудь заглянул за
слой печатной краски, то там увидел бы картину Петрова-Водкина, потому, что конь внутри слона.
Желание вышло за пределы на просторы: «…слоны подсознания вылезают и топчутся». Сотню лет топчутся, замерзли, посинели от холода, ждут. Купайте их ласково в теплой воде.
Фауна подсознания
Шариков из животных любил только слонов. Моська в басне Крылова лаяла на слона, а он себе шел. Далианские слоны на длинных коленчатых ногах. Недавно я посмотрел заново мультфильм «Король Лев». Когда отец Муфаса показывал сыну Симбе свои владения, первым, на что маленький лев обратил внимание — была темная область царства, называемая «Кладбище слонов». Вся территория, куда падают лучи солнца — это область сознания. Темное место, куда слоны приходили умирать, и которое населено гиенами — это подсознание, недоступное власти Короля.
Приходит на память и советский мультфильм про розового слона, метафорически тождественного детскому сознанию. Розовый Слон во сне прислонился к серой стене, и сам стал серым. Так происходит взросление ребенка при соприкосновении с причинно-следственным миром взрослых.
Почему же Россия является родиной слонов, хотя мы все с географической точностью знаем, что слоны бывают индийские или африканские? Возможно, Заболоцкий первым придумал, что там живут именно боевые слоны. Мощь и постоянство этих животных, возможность приручения, их фаллический подвижный и чувствительный хобот, их спокойное и уверенное движение вперед — вот свойства слона, которые нам нравятся. Архетипичными для российского обывателя стали семь слоников разного размера, стоящие на серванте и приносящие счастье. Петру Первому и Сталину дарили живого слона. Слон Сталина был эвакуирован и умер от холода в здании одной из церквей Екатеринбурга. Нас невероятно привлекает фантастическая идея клонирования мамонта, который точно смог бы выжить на территории России. Но любим мы именно лысых, добрых, знакомых нам с детства слонов, которые не могут жить в снегах.
Берегите своих слонов!
Научная деятельность, по опыту, подлежит четкой периодизации. Опуская детали продуктивного периода, который связан с изучением среды, построением аппарата, постановкой эксперимента, интерпретацией результатов и публикацией статьи, мы обращаем внимание на очень существенное событие — последующее проведение банкета. Например, по поводу защиты диссертации. Ученый, тщательно старавшийся на своем поле вместе со своими товарищами в рамках картезианской парадигмы, в завершение цикла стремится достигнуть определенного состояния, которое характеризуется, как алкогольное опьянение. Не в этом ли есть ритуал, молитва и заклинание о прощении? О покаянии перед высшими силами, которым плевать на Декарта?
Подходя вполне трезво, мы отмечаем, что вся деятельность человека и групп людей подвергается этой периодичности. Период деятельности завершается, итожится неким особым состоянием, достигаемым при помощи вещества или ритуала. Деятельность — это все, что мы делаем. Производим, считаем, пишем, куем, добываем и плавим, паяем и собираем, возим и продаем. Рекламируем и продвигаем.
Кажется, что я привел совершенно разные виды деятельности, что же в них такого похожего? Что в них общего? Общим мне кажется наличие структуры, планирования, исходного и достигнутого состояния дел. Общим кажется возможность построения абстрактной схемы этой деятельности, которую можно передать ученикам. Общее является нам в разделении субъекта деятельности и ее сырья, материалов, знаков и символов. В рамках деятельности мы руководствуемся, порою неосознанно, такими философскими понятиями, как причина и следствие, процесс и цель, действуем в координатной сетке законов и правил, строим системы и связи, экономим деньги и время.
Человек, плененный успехом ли, неудачей, обычно действует простыми путями и способами, свойственными ему, и не отличающимися особым разнообразием. Огромное количество мыслителей от менеджмента пытается своими книгами, тренингами и семинарами разнообразить эту среду, подтверждая наш тезис об ограниченности путей и способов.
Итак, урок окончен, начинается перемена. Если в уроке был достигнут порядок, то на перемене наступает хаос. Если в деятельности господствует членение, разделение и система, то на перемене — целостность, синкретичность и детство. На перемене наступает исцеление. Не правда ли, странно получается? Вроде как деятельность — это болезнь. Исцеленное и здоровое описать невозможно.
Болезненное — сколь угодно долго можно изучать и описывать, фотографировать и снимать на видео. Была создана теория деятельности, но как теоретизировать по поводу бездействия?
Тут мы забыли упомянуть власть, как деятельность. Но там тоже система, правила, «законы писаные и неписаные», есть процессы, цели, результаты.
Мир без власти
Утопические миры, в которых отсутствовала несправедливость, не было болезненного разделения на своих и чужих, миры целостные и привлекательные были описаны. Психология и психотерапия, в которой власть, иерархия отношений была уничтожена — родилась. Запрос человека, который восстал против подчинения авторитетам или не смог найти себе места в системе, был удовлетворен. Была создана трансперсональная психология и психотерапия. Осталась лишь единственная загвоздка — как вернуть в социум такого страдальца, ну, на этот вопрос, похоже, никто не даст ответа, немногие ставят себе эту благую цель. Каждый диссидент возвращается, как может.
Прекрасная возможность уничтожить картезианский причинно-следственный, властно-насильственный мир, сменить парадигму в голове отдельно взятого человека предоставилась Станиславу Грофу. И он растворил власть в кислоте. Конечно, сказано достаточно смело. Были и другие психотерапевты и практики, были молодежные лидеры политических движений. Но именно Грофу, именно благодаря его действительной ориентации на психоанализ удалось создать психотерапию — теорию и практику, которую и называют сейчас трансперсональной.
Люди Эсалена
Станислав Гроф, пожалуй, величайший из психологов современности, который вызывает в академической среде широкую гамму эмоций — от полного неприятия до восхищения. Работал в Чехословакии, потом в Калифорнии в институте под названием Эсален. С Эсаленом связаны широкоизвестные и почитаемые в узком кругу Тимоти Лири, Кен Кизи, Теренс Маккена, родом оттуда и Арнольд Минделл, он уже был представлен в нашем журнале.
Кен Кизи написал бестселлер «Полет над гнездом кукушки», известную антипсихиатрическую повесть. Теренс Маккена — автор произведения «Пища богов», посвященного ритуальному и профанному употреблению психоактивных растений, о чае и кофе он тоже писал.
Тимоти Лири отсидел срок, поскольку не желал расставаться ни с отмененным ЛСД, ни со своим правом публично ругать матом правительство США. В Эсалене провел свои последние годы основатель гештальттерапии Фритц Перлз, приехал туда тяжело больным, но великолепная природа этого места, и окружающие его люди позволили провести ему последние годы в работе. Эсален тех лет представляется нам местом паломничества для людей, которые искали собственного развития, это был и тренинг-центр и исследовательские лаборатории по открытию новых человеческих возможностей.
Станислав Гроф академически образован, знает современную физику и общее состояние философско-физической мысли. Он изучал психоанализ. И он его «ускорил», применив ЛСД для сопровождения сессий. Находящиеся «под кислотой» пациенты и добровольцы давали отчеты о том, что с ними происходило в состоянии ЛСД-психоза. Обработка полученных сведений, собственный опыт, а также глубокое знание Фрейда и Юнга привело Грофа к открытию его знаменитых четырех Базовых Перинатальных Матриц (БПМ), к возможности построения карты состояний сознания.
Однако одновременно с применением в исследовательских целях, ЛСД вышел «на улицы» и был широко распространен в среде хипующих людей того времени и места.
Исследования остановили, препарат был запрещен правительством США.
Холонавтика
Не знаю, справедливо ли писать о том, что метод холотропного дыхания, являющийся частью холотропной психотерапии Грофа чем-то аналогичен применению ЛСД, справедливо ли писать, что Гроф нашел «замену», которая дает «похожий эффект», открывает достаточно простой и законный способ достижения измененного состояния сознания. Такое мнение было высказано известным и талантливым автором Сергеем Степановым, он поведал нам, что все эти психотехнологии — «услада слабых и пресыщенных». Но согласитесь, даже если вы находитесь в рамках критики и неприятия, для пресыщенных и слабых тоже что-то должно быть…
Метод холотропной психотерапии содержит в себе дыхательные «упражнения», проводимые под руководством инструктора (ситтера), особым образом подобранную музыку и работу с телом. Трансперсональные переживания, которые могут наблюдаться участниками сессий холотропного дыхания, относятся к различным слоям существования и могут свидетельствовать о духовной непрерывности мира и о его голографической сущности — каждый элемент мира содержит информацию о целом мире. (Ленин писал, что электрон так же неисчерпаем, как и атом). Масштаб — от переживания своего зачатия, существования в чужом теле, животном, человеческом, рождения, раннего биографического опыта простирается до наблюдения космических пульсаций «материи-энергии вообще». В холотропных состояниях сознания нет простраственно-временных ограничений, и поэтому со всей полнотой ощущений могут переживаться и события прошлого, и, в некоторых случаях, события «будущего» — так, словно это происходит сейчас.
Скептики могут возразить, что переживания «наведены» чтением соответствующей литературы. Но поскольку на сессии переживания даются участнику без особой возможности их критического осмысления в самом процессе, то серьезность впечатлений обсуждению не подлежит.
Никто не вторгается, никто не назидает, никто не дает интерпретацию того, что происходит с холонавтом. Происходящее принимается, как должное. На изменение задействованы собственные ресурсы «дышащего», и если изменениям суждено произойти, а проблемам суждено разрешиться, то именно так и происходит. Ситтер лишь может помочь, принести стакан воды, и вывести из путешествия в том случае, если «дышащий» попросит об этом.
Есть у холотропной терапии и свои ограничения, относящиеся как к соматическом здоровью, так и к психическому статусу. Вот она, самая демократичная, скажу даже — анархичная по своей сути психотерапевтическая методика, не содержащая ни в своей теории, ни в своей практике власти и принуждения!
Перинатальные матрицы
Вероятно, опыт переживания холотропных состояний сознания, открывшийся Грофу и его пациентам, содержал много сведений, метафорически описывающих рождение человека. Гроф систематизировал их в четыре Базовых Перинатальных Матрицы (БПМ), которыми по его предположению, наделяется каждый рожденный ребенок. Весь последующий опыт переживания своего развития, так или иначе, связывается с этими матрицами. На мой взгляд, слово матрица употребляется здесь, как обозначение воспринимающей, а может, интерпретирующей психической структуры.
Роды начинаются в срок, и, наверное, есть определенные связи матери и плода, которые активируют этот процесс, но пока он не начался, все гладко и спокойно. Ребенок растет, получая необходимое питание и защиту. Тело его в невесомости, потому, что окружено водной средой постоянной температуры. Он может воспринимать звуки внутренностей, пульсацию своего и материнского сердца, низкочастотные звуки из окружающей среды, вибрации, покачивания, если мать идет. Идиллия может быть нарушена недостатком питания, и какими-нибудь химическими сигналами, которые посылает ему материнское тело.
Холотропные образы, которые свойственны 1БПМ — спокойствие, сон, безмятежность, океан, сад, морские животные и рыбы, беспредельные просторы от земных до космических. Холотропное восприятие, как мне видится, не делает четких различий между китом в океане и самим океаном. Все это соответствует здоровому протеканию беременности.
Беременность завершается, и начинаются ритмичные, с нарастающим темпом происходящие сокращения матки, во время которых плод подвергается сдавливанию, а питание его нарушается. Во время схватки ему недостает кислорода, потому что пережимаются питающие матку кровеносные сосуды. Это 2БПМ, которой соответствуют образы сжатия, угрозы жизни, безвыходности положения (шейка матки еще не открыта), отчаяния, одиночества, адских персонажей, страдающих героев мифов.
Но вот шейка матки достаточно открыта, и сокращения ее стенок выталкивают тело в вагину. Ребенок испытывает периодическое еще более сильное сдавливание, ему очень тесно, приток кислорода уменьшается. Образуется 3БПМ, для которой характерны переживания борьбы, сражений, восстаний, кровавого насилия, зачастую сопровождаемые невероятным половым возбуждением. Переживания этой стадии чрезвычайно богаты и разнообразны.
Для последней стадии матрицы переживания критические, соответствующие смерти и возрождению. Рожденного ожидает яркий свет, первый вдох, он становится отдельным существом. Формируется 4БПМ, сопровождаемая образами нестерпимого яркого божественного света, жара, огня, торжества, освобождения, экстаза.
Перечисленные нами образы характеризуют переживания людей, соответствуют их вербальным отчетам о пережитом в холотропных состояниях.
Контролируемое дыхание
Обычно мы дышим неосознанно. Что-то похожее на анекдот с ежиком, который забыл, как дышать, да и помер, мы действительно не замечаем своего дыхания. К методам контролируемого дыхания, помимо холотропного, можно отнести ребефинг, авторский метод Леонарда Орра, и вайвэйшн, разработанный Ленардом и Лаутом. Названия этих методов зарегистрированы, как торговые марки.
Перерождение, рождение заново заключено в слове ребефинг. Оживление — вот перевод слова вайвэйшн. Холотропный, по определению Грофа, «означает «обращенный к цельности» или «движущийся в направлении целостности» (от греческих слов holos — целый, весь, и trepein — движущийся к чему-либо). Таким образом, понятие «холотропный» предполагает, что в наших повседневных состояниях сознания мы отождествляемся лишь с одним — очень маленьким фрагментом того, что представляем собой в действительности».
Каждому методу соответствуют свои диаграммы дыхания, которые можно с легкостью воплотить в жизнь. Что происходит с кровью, с питанием нейронов мозга, с биохимией — это совершенно не существенно. Кто-то считает, что гипервентиляция легких приводит к кислородному голоданию мозга, что и включает помраченное состояние сознания, изменения восприятия, галлюцинации. Дело в том, что у медицины своя епархия, свои подходы. У психологии свои, это совершенно разные, плохо сочетаемые, даже — враждующие миры и парадигмы, мы уже не раз писали об этом.
Мы не раз слышали от врачей, что именно врачи отвечают за здоровье своих пациентов, а что психолог — лицо безответственное. Вопрос — как именно отвечают врачи, позвольте оставить без ответа. Риторический это вопрос. И врач, и психолог вызвались помочь человеку. Область отношений помощи ну никак не связана с правом. По-моему, это, как говорят учителя, интуитивно понятно.
Помните, что никто не должен контролировать, как вы дышите. Поэтому, дышите — свободно!