Можно ли сделать правильный выбор при большом количестве потенциальных партнеров? Результаты психологического исследования вечеринок быстрых свиданий
Английский психолог из Эдинбургского университета провела исследование, по результатам оценки да/нет для большого количества “быстрых свиданий”. Экономная по времени техника speed date состоит в том, что мужчины и женщины, встречаясь, например, в кафе, быстро общаются и потом партнеры меняются. Как правило, люди приходят на такие встречи, чтобы найти партнера. Но, как показало исследование, не там ищут.
Психологи исследовали факторы, которые влияют на принятие решения о будущей встрече. Они обнаружили, что если количество встреч на speed date вечеринке 15-23, участники еще могут сделать выбор, основанный на существенных характеристиках партнера, если же количество быстрых свиданий 24-31, то для оценки партнера принимаются только самые примитивные факторы, такие как его рост, вес, раса. Возникает так называемый эффект соцсетей, когда перед вами – несколько десятков лиц и вы не можете решить, кому отправить сообщение или кого пригласить на свидание.
Как считает психолог Элисон Лентон, такая особенность сужения факторов выбора связана с перегрузкой когнитивных механизмов человека, которые не в состоянии осуществлять осознанный выбор при большом “ассортименте”. Вы, наверное, замечали, как сильно может испортиться настроение ребенка в большом магазине игрушек. Так вот, этот факт вызван такими же простыми причинами, говоря обыденным языком – “глаза разбегаются”. Конечно, эффект соцсетей оставляет мало возможностей для поиска партнеров и, создавая иллюзию доступности выбора, на самом деле тормозит принятие правильных решений. Поскольку для осознания важных факторов выбора, таких как чем занимается “быстрый знакомый” по жизни, какого он вероисповедания, какова история его семьи, и других, просто не хватает времени.
Используя знание о специфике когнитивных механизмов, организаторы speed date вечеринок могли бы предоставлять будущим участникам электронные анкеты, и, просматривая такие анкеты, участники могли бы выбрать, с кем именно стоит знакомиться.