Третья запись блога, качественная структура сайта, как её воплотить и что она даёт
Самый первый опыт сайта я получил при попытке сделать какое-то представительство в WWW для журнала Популярная психология на Народе-Яндексе. Затем этот сервис был выкинут Яндексом как непрофильный актив, отдан Юкозу – эдакому Юкосу рунета, большому и полубесплатному монстру, гораздо более устойчивому, чем упомянутая всуе нефтяная компания. Ни доступов, ничего не осталось.
Сайт на народе было делать трудно – нужно было знать HTML, а это занятие, ну совсем, не для меня. Но там были папочки, главная страница, в папочках были файлы, и прорисовывалась структура дерева – что-то типа ствола, от которого отходят ветки. Так как ветки были – номера журнала, – было ясно, что растут они в одном направлении, если смотреть с точки зрения веба.
После этого сайта у меня был опыт работы в крупном интернет-проекте HRM.RU, который был сделан на основе Lotus Notes, сейчас это бренд IBM и называется Lotus Domino, и в нем была развернута нешуточная структура – блоги статей и новостей, акаунты пользователей и их форум, регулярные офлайновые мероприятия и их расписания, рассылки по пользователям – новостные и пригласительные, чтобы обилечивать приглашениями участников оффлайновых мероприятий. Необычность платформы Lotus Notes для WEB состояла в необходимости иметь на компьютере программу-клиент, так как управление сайтом – это маленькая часть возможностей системного интегрирования рабочих групп, но принцип – тот же. Есть дизайн, есть админка, есть фронтенд. Знания о структуре сайта пришли именно из этого опыта работы.
Структура сайта напоминает дерево. Папки первого порядка, чьи URL – уникальные адреса в Интернет – идут сразу после доменного имени. Это корень сайта, корневая директория. Если быть точнее, то сайт – это куст. Раз его главный элемент структуры принято называть корнем. Каждая ветвь куста – это раздел сайта, папки разделов структурно расположены в корневой директории. В этих папках находятся файлы системы управления сайта, шаблоны админки и фронтенда, которые формируют внешний вид сайта, и вид админпанели, папки скриптов, папки контента.
Собственно говоря, структура примитивного сайта без системы управления так и устроена – как система вложенных папок с контентом. Обычно глубина вложения не превышает 3-4 уровней. Связь, переход на следующий уровень осуществляется путем навигации – меню, «хлебных крошек», а также ссылок, которые расположены в текстах – на словосочетаниях-якорях и картинках.
Современный сайт может быть не похож на дерево, поскольку его папки могут и не иметь структуру куста или дерева. Но система управления точно располагает разделами и категориями разделов, она сама определяет структуру, притом папки с текстами могут лежать в одном месте, и это место называется – база данных сайта, в ней даже нет папок, по сути, это размеченный текстовый файл.
Самые доступные CMS вроде Joomla и WordPress не содержат папок контента, все тексты хранятся в БД, в отличие от более дорогих платных систем управления сайтом типа Bitrix или S-builder. Тем не менее, сделать красивую и ухоженную структуру, которая запланирована в ТЗ, и не содержит дублей страниц, трудно, как в Bitrix, так и в бесплатных системах.
Для этого нужны дополнительные работы по оптимизации структуры или запреты на индексацию, или XML-инструкция, что индексировать роботам, а что не замечать. Размер XML-инструкции или карты сайта может быть значительным, а структура ее сложной. Ведь в нее автоматом должны добавляться новые URL вновь созданных разделов сайта и новые страницы контента.
Что дает структура сайта в виде дерева
Структура сайта в виде дерева или куста дает понятное представление информации, которую вы выложили в Интернет. Если дерево вечнозеленое и информация на его листьях обновляется не часто, это значит что поисковый робот будет заходить туда не часто, лишь подтверждая присутствие там неизменной информации, которая со временем при правильной ее подаче на веб странице будет в поисковой выдаче все выше и выше, но этот фактор не имеет решающего значения – сколько времени страница неизменна – год или три.
Так было раньше, до 2014 года. Структура в виде дерева была полезна и нужна. Затем, с введением приоритета поведения пользователей в алгоритмы ранжирования поисковых машин, стало важнее, чтобы пользователи получали им нужную информацию как можно быстрее.
Есть такое понятие – рейтинг страниц для поисковых систем. Чем больше листьев на дереве, тем толще его ствол, или ветвь куста, это значит, тем выше рейтинг разделов и главной страницы сайта, тем более значима информация для поисковых систем, которые выдают в в своих сниппетах ключевые фразы все выше и выше.
Чем больше в разделе сайта страниц, тем больше рейтинг страницы раздела, если они релевантны – рассматривают какую-то тему со всех сторон. Если страница раздела получает качественную внешнюю ссылку, то рейтинг ее возрастает, ветвь становится толще, а при следующей переиндексации и листья крепчают – увеличивается рейтинг всех страниц раздела.
Эти принципы описывают классическую работу поисковой системы и классического интернета. По мере развития на его просторах выросло множество деревьев и кустов, некоторые из них чахлые, некоторые – цветут и пахнут, некоторые вообще растут внутрь земли – закрыты от поиска, или частично закрыты. Поисковые системы вынуждены зарабатывать деньги – значит они будут фильтровать выдачу тех фраз и слов, которые используются для продаж в Интернет, искусственно понижая те страницы, которые насыщенны словами-продажниками и на которые ведут ссылки с якорями-продажниками.
Продажник – я назвал продающее словосочетание. Фильтрация ПС при ставит крест на ваших надеждах что-то продать, попасть своими URL в некоммерческую выдачу. Поэтому часть коммерческого интернета постепенно перетекает в соцсети, в обменные сети, в тизерные и другие сообщества и системы.
Но классический интернет и борьбу за место в топе никто не отменял – поэтому структура сайта важна для его продвижения и раскрутки.
Какие недостатки у структуры сайта в виде дерева
Поисковый робот – это программа и для ее работы требуется время. Облазить огромное дерево со множеством ветвей – длительная задача. Более мощные роботы делают эту работу быстро, или делят ее на этапы, выделяя главное, а второстепенное оставляют на следующий обход.
До глубоко вложенного элемента структуры добраться будет сложно – требуется больше времени. Впрочем, если сайт весьма живой и постоянно пополняется материалами, то роботы не слезают с вашего дерева, или приходят очень часто.
Варианты структур сайта, отличные от дерева и куста
Если вы обратите внимание на структуру самого посещаемого сайта в рунете, VK.com, вы обнаружите, что структура его, в основном, плоская. То есть – это бесконечный стелящийся ствол, от которого растут разные ветви, растут вверх. При высоконагруженных системах, видимо, такая организация структуры сайта очень полезна – позволяет серверам быстрее выдавать информацию, «не копаться во вложенных папках». Базы данных высоконагруженных систем структурируются особым образом, чтобы ускорить выдачу страницы и ее содержимого.
Сайты без структуры
Множество систем управления сайтами CMS имеют в себе такой недостаток, как отсутствие заложенной структуры. Это позволяет программисту выстроить ее, но только если он знает основной принцип представления страниц в Интернет: один контент = одна страница.
Если же программист, который ставит CMS или собирает ее из какого-то набора скриптов, или пишет ее сам, не знает этого принципа, то получается сайт без структуры. Любая ветка, любой лист может расти на таком сайте в любом месте. Сайт без структуры представляет проблему для поисковых систем, даже если они видят только установленные в меню ссылки и в тексте тоже, они как любопытные твари-пауки облазят все – и найдут для вас 1000 страниц на 25-страничном сайте. Это значит, что контент дублируется, что понижает рейтинг всего сайта.
Со временем поисковые роботы-пауки, поломав немало ножек, разберутся и с таким кривым сайтом, выставляя в выдачу те страницы, чьи URL находятся ближе к корню. Дальше они не полезут или будут лазить редко – представьте себе, вы забираетесь на дерево без структуры, ставите ногу на ветку, а ветка оказывается в другом месте. Метафора спорная, но облом – реальный.
Итак, сайт с дублями страниц, которые расположены на разных уровнях, это сайт без структуры. В тех. задании на поисковую оптимизацию будет стоять строчка – «привести структуру в порядок в соответствии с пунктами меню и подменю». Средства для борьбы с сайтом без структуры разнообразны – они могут быть внутренними – изменения в код CMS, а также внешними – изготовление всяких карт и инструкций для поисковых роботов Яндекса и Гугла в виде отдельных документов, лежащих в корне. Сложность таких документов (обычно используется XML или его варианты) невелика, поэтому привести сайт без структуры в приемлемый для поисковиков вид может быть проще и дешевле при помощи таких XML-протезов. Так проще, чем перепрограммировать CMS.
Как построить классную структуру сайта
дописано в 2018 г.
Сайт всегда выполняет определенную цель. Если это сайт компании, нужно чтобы он представлял продукты и услуги компании. Причем, самое важное, чтобы пользователь достигал цели быстро и без мучительной ходьбы по кустам и деревьям. Всё и сразу, к тому же быстро.
При этом мега-сайты, например, мобильных операторов, с множеством услуг, тарифов, своим банкингом, провайдингом и разнообразием направлений, настолько неудобны и сложны, что проще набрать в Яндекс – “оплатить телефон МТС” – и поисковая машина отправит вас по адресу. На самом сайте вы не сразу найдете, где платить за телефон.
Построить оптимальную структуру сайта для такой компании как МТС – не простая задача. К счастью для компании и ее сайта, пользователи мобильной сети вынуждены пользоваться сайтом в целях оплаты услуг. Это не просто информационный сайт, это касса, куда люди платят деньги. Как касса, сайт устроен явно плохо. Но у пользователей обычно есть привычка к оператору, и они приспосабливаются, некуда деваться.
Основной принцип построения сайта для бизнеса – самый прибыльный для компании и отраженный на сайте бизнес-процесс (услуга, товар с его способом приобретения, консультация, и т.п.) должен быть как можно ближе к посетителю. Что приносит деньги – то на первое место!
Второй принцип, развивать структуру сайта следует так, чтобы новые и перспективные бизнес-процессы, которые принесут прибыль не сейчас, а через неделю, должны быть акцентированы и доступны. И вот тут-то начинается война за место). Каждый отдел хочет быть более прибыльным и хочет своё место на сайте, ближе к солнцу. Это занятно, присутствовать на таких собраниях-заседаниях.
Третий принцип, и самый современный. Никакого леса и кустов с деревьями, никаких разделов! Да здравствует Плоская Структура. Главное, чтобы сайт не имел дублей страниц и был сделан по всем правилам SEO. Пользователи приходят на сайт не на главную страницу, а сразу куда им нужно: из поиска, с акаунтов соцсетей, с закладок страниц. Никто не попадает сначала на главную страницу – это реальность! Сейчас пользователь попадает туда, куда ему нужно, и сразу.
Мы говорили о таких структурах сайта, как куст и дерево, а также о лианах – сайтах типа Вконтакте. И настало время безупречной красоты.
Бонсай – структура сайта
Тщательно выверенная структура сайта, ухоженная, всё лишнее отрезано, все ветви на виду. Бонсай-структура – это круто и дорого!
Далее – метафоры структуры сайта в виде растений. Солнце нужно каждому листочку. Солнце – это внимание посетителей сайта. Идеальные структуры – растения! Вот фото разных вариантов. У кувшинки – ползучий ствол, структура первого порядка! У араукарии, наверное, 10-12 уровней в структуре или больше!