Интервью с Сергем Ениколоповым. Беседовали для рубрики Клиника о том, какие бывают степени слабоумия, и как сохраняются психические функции в случае наступления слабоумия. Неожиданный поворот: кто такие одаренные люди и как они себя чувствуют.
Интервью с Сергеем Ениколоповым
Идиот — тот, кто не может выбирать, или не хочет, такое происхождение этого слова. В обыденном языке — ругательство. Какое вы можете дать клиническое определение?
Определения дать не могу. Ситуация, когда позитивное определение невозможно, часто встречается и в моей области интереса — отклоняющееся поведение. Мы говорим о норме, а феномен ненормальности описываем через то, чего нет, или чего не хватает. Определение через отсутствие признаков. Западники считают по IQ, если значение не превышает 20–30, то говорят об идиотии, это около 0,4% популяции, не очень много.
Дебильность, имбецильность, идиотия — это плавное, равномерное снижение интеллекта, или есть какие-нибудь особенности интеллекта для каждой степени слабоумия?
Равномерное снижение по значению IQ. Особенности интеллекта олигофренов индивидуальны. Чем сохраннее интеллект, тем больше возможности для реабилитационных программ.
Какие психические проявления особенно свойственны каким-либо из этих стадий? Есть ли характер, эмоциональные особенности? Или все равномерно угасает?
Очень многие олигофрены эмоционально теплые, добрые. Иногда — это эксплозивный, взрывной характер. Иногда в трезвом состоянии — ведет себя хорошо, при опьянении — может просто всех покалечить. Те же группы темпераментов, и нельзя однозначно сказать, что эмоциональных проявлений тем меньше, чем ниже IQ.
С какого возраста могут присвоить степень олигофрении?
Обычно — 5–7 лет. Сначала — наблюдаются задержки развития речи, дезадаптация в поведении. Во многом сроки связаны с тем, когда вообще родители начинают обращать внимание на ребенка.
Может ли человек, заболевший психически, потерять интеллектуальные качества?
Конечно, может. В первую очередь, это связано с шизофренией. Маниакально-депрессивный психоз — в меньшей мере. В стадии гипомании (легкая форма маниакального состояния) наблюдается повышенная мозговая активность — многие хотели бы такого состояния, когда нужно важную работу сделать или сдать экзамен. Депрессия — нарушение эмоциональных оценок, интеллект, вроде бы, сохраняется.
Закономерность есть одна и очень важная. В той области деятельности, которая является профессиональной и эмоционально окрашенной для человека, нарушения появляются в последнюю очередь. Я наблюдал случаи, когда человек уже полностью развалился психически, но мог хорошо играть в шахматы. Другой случай — с репетитором. Когда к нему приходили ученики, он был полностью компетентен в рамках предмета. Все другие сферы и коммуникация у него были разрушены.
Но интеллект ведь динамичен, зависит от состояния человека, вот разбуди человека ночью, и у одного будут результаты хуже, а другой мобилизуется, покажет более высокий IQ.
Да, интеллект вообще имеет смысл измерять несколько раз. Но вы и без теста можете сказать: этот человек интегрально умный, и все. Есть еще понятие мудрости, это своего рода экспертность, способность принять решение при меньшей определенности. Мудрость — это социальная составляющая интеллекта.
Да, еще необходимо всех убедить в правильности принятого решения.
Конечно, и — повести за собой.
Какие психиатрические диагнозы самым существенным образом связаны со снижением интеллекта? Есть ли здесь закономерности, или все зависит от конкретного случая?
При шизофрении часто говорят о дефекте, но он наблюдается не всегда. Шизофреник опирается на скрытые, латентные, маловероятные признаки, а не только на те, которых вообще нет. Большое количество математиков, физиков, поэтов страдали шизофренией. Они обращают внимание на элементы существующие, но неочевидные, не бросающиеся в глаза.
Один мой пациент должен был выйти из дома. Его жена, когда пришла, увидела следы того, что он принимал душ. А на столе лежал карандаш с привязанными к нему двумя вилками. Ну, не нашел человек расческу. И таким образом решил элементарную проблему — причесался. Кому такое в голову придет? Ему — легко.
И это простой, бытовой пример.
А метафоры Мандельштама? В первый момент шокируют, а потом — «ну как мне такое в голову не приходило».
В математике — если задача не решается, такой человек способен ее переструктурировать, переформулировать, и таким образом, приблизить ее решение.
Взгляд на то же самое явление, но под другим углом зрения. Что общего между карандашом и сапогом?
Сходу не скажу.
И сапог и карандаш оставляют след. Еще можно сказать, что сапог является футляром для ноги, а карандаш — для графита.
Большинство людей опираются на наиболее вероятные события и признаки, на причины и следствия. Если вечером я увижу человека с лицом бандита, я приму решение перейти на другую сторону улицы. Но если я встречу хилого и слабого, я вряд ли буду его избегать. Он, конечно, может нести сумку с взрывчаткой, но это исключительно маловероятно.
Какие соматические нарушения, например — наследственные, приводят к олигофрении?
Здесь я бы сказал о том, что смысл слова «наследственный» часто нарушается. У двух абсолютно нормальных людей может родиться олигофрен. Так сложился генотип ребенка. Но он же не унаследовал свой низкий интеллект от родителей. Дебил в десятом поколении — это же маловероятно.
Любые вредные влияния на растущий мозг плода, инфекции, лекарства могут вызывать изменения.
А о травмах мозга? Часто рисуют, как распределены зоны по поверхности, что в действительности?
Мозг чрезвычайно пластичен и компенсаторен. Достаточно сказать, что все свои открытия Луи Пастер сделал одним полушарием мозга, другое было повреждено инсультом. Нобелевскую премию получил.
Можно фантазировать, что было бы, если бы сохранилось второе полушарие, может, многих открытий не было бы. Пластичность удивительная. В норме, функции распределены, после травм они могут перераспределяться.
Общение нормального человека с олигофреном затруднено. Они не понимают друг друга. Понимают ли друг друга олигофрены? Общаются ли они между собой в специальной больнице, интернате?
Это вынужденное общение. Может, они и хотели бы общаться с другими людьми, но их к этому не допускают стены больницы.
Кто такие кретины? Используется ли в клинике этот термин?
Нет, не используется. Сейчас — это литературное ругательство, и только.
Часто ли интеллектуально одаренные люди имеют акцентуированный тип личности?
Да, и по разным причинам. Разрыв между эмоциональным и интеллектуальным развитием у шизоидных людей — например. Если вы беседуете с одаренным человеком, совершенно необязательно, что он вас понимает. И — наоборот, его очень часто не понимают многие.
Самая большая беда в том, что одаренный и очень умный человек понимает то, что он умнее окружающих. Ему очень трудно найти собеседника, который поймет то, о чем он думает, что он может, ему не с кем поделиться — его не понимают. Вот — горе от ума.
Талантливый талантлив во всем, разносторонен, такая пословица.
Да, одаренные обычно развиты широко. Фейнман, выдающийся физик, прекрасно играл на барабанах. Джазовый концерт с его участием передавали по «Голосу Америки» в его память. Уотсон, тот который «придумал» структуру ДНК, прекрасно разбирался в архитектуре. Может, он иначе и не предложил бы пространственной модели ДНК.