Инцест исследован психоаналитиками вдоль и поперек. Однако, сидя за своим “станком” и слушая левым ухом телевизор, я попадаю на передачу, что-то вроде ЧП, папа живет с дочкой, а жена ревнует, соседи жгут его дом. Психология тут, похоже, бессильна
Научный консультант статьи П. С. Гуревич, профессор, доктор философии и филологии.
Так получается, что одной из самых глубинных аксиом для цивилизованного человека стал запрет на инцест. Существование этого запрета пытаются все же как бы обосновать, и об этом — позже. Но, как и в случае любой аксиомы, эти обоснования никогда не будут выглядеть убедительно.
Еще Зигмунд Фрейд озаботился поиском запрета на инцест и нашел его в современных ему примитивных племенах, а именно у туземных жителей Австралии. Однако он стремился лишь обозначить его наличие и важность для психики людей примитивных народов, так как считал, что цивилизованная психика выросла из примитивной, и невротик, возможно, чем-то похож на дикаря. В процессе работы над «Тотемом и Табу» Фрейд описал целый ряд антропологических фактов, которые свидетельствовали о важности регламентации половой жизни и поведения. Инцест запрещен! Но почему?
Все началось раньше Содома и Ветхого завета — из древних египетских текстов мы знаем, что инцест практиковался в фараоновой семье для поддержания чистоты рода, правда — только в семье фараона, о других семьях нет информации. Династия только так и могла сохранить себя: «Что ты сделал в ночи со своей матерью, о буйвол матери своей —ты ее оплодотворил!»
![]() |
Библейский Лот спасся, жена его стала соляным столпом, и с двумя дочерьми он долгое время жил в пещере.
Дочери, одна за другой, ночь за ночью, опоив отца вином, спали с ним, потому, что не знали, что творится вокруг. |
Древнеегипетский миф об Изиде гласит, что она и ее брат Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери. Может ли быть любовь во чреве? Известно, что у взрослого плода, мальчика, может быть эрекция — значит, что-то сексуальное ему доступно переживать, ну а если во чреве есть и сестра, то тут нужно только в анатомический атлас заглянуть, посмотреть, разделяет ли их плодный пузырь, еще уточнить, могут ли быть однояйцовые разного пола. Однако мифотворцев мало интересовала анатомия. Все, что читаешь в мифе ни в коем случае нельзя толковать как реальность прошлого, поскольку миф — это концентрированное выражение бессознательного, скорее — коллективного. Изида так сильно любила своего брата-мужа, что стала символом верности и страсти для египтян. Тщательно собирали они для нее части плоти Осириса, которую расчленил и разбросал в дельте Нила злой бог Сет, кстати, один из его братьев, — только одну часть так и не нашли…
Ветхий завет тоже не дает нам однозначных указаний на запрет инцеста. Содомские грехи, если читать внимательно, — не только в неразборчивой сексуальной жизни горожан Содома и Гоморры, они и в их жадности и негостеприимстве, которое для Востока — тягчайший грех. Неизвестно, за что именно испепелили серным огнем ангелы эти два города. Библейский Лот спасся, жена его стала соляным столпом, и с двумя дочерьми он долгое время жил в пещере. Дочери, одна за другой, ночь за ночью, опоив отца вином, «спали» с ним, потому, что не знали, что творится вокруг. Они думали, что все погибли, и никого из мужчин не осталось, а они хотели продолжать род человеческий, это святое. И продолжили. Один из получившихся в результате инцеста народов, моабитяне, не стал лучше Содомян и Гоморрян — позволил себе авторитарное правление, культ Молоха и специальную медную его статую, на которой совершались детские жертвоприношения путем сожжения — матерям при этом не дозволялось плакать и кричать, пока дети горят во чреве медной машины.
Итак, в древних текстах мы находим и освященный по необходимости, и жестоко порицаемый инцест — все, как в чувствах, говорит об амбивалентном отношении к инцесту, в котором сладость и отвращение растут одно из другого, содержатся одно в другом. Мифы аллегорически и рассказывают о том, что инцест является глубинным и ненасыщаемым стремлением человека.
Не было на Земле цивилизации и культуры без инцеста, не было бы и цивилизации без запрета на инцест.
Однако, как все же — правильно — однозначного ответа нет. Отношение к инцесту разное не только в разных древних текстах, но и в разных областях Земли. Фрейд в своей работе «Тотем и Табу» заключил, что запрет на инцест чуть ли не самый древний, свойственный еще дикарям. Однако запрет всегда нарушается, пусть раз в год, пусть в особой святой церемонии, как случается и со съедением животного-тотема. В дальнейшем мы приведем примеры, которые свидетельствуют о том, что запрет этот не универсален. Наказанием за инцест у некоторых племен являлась смертная казнь, ну разве что иногда делали поблажки для женщины, и убивали ее не до смерти, а наполовину — ведь она могла быть и жертвой насилия!
Ну а современный семейный закон РФ однозначно заявляет, что брак между отцом и дочерью, между сы ном и матерью, между родными братом и сестрой зарегистрирован не будет. То же самое сказано о бабушке и внуке, дедушке и внучке, а также усыновителе и усыновленном.
Про двоюродных братьев-сестер закон молчит.
Итак, если психологи ищут подтверждения или обоснования аксиомы, то они ходят путями социологии, экономики или биологии.
Последнее дело…
Начнем с последнего. Поведение животных впрямую не свидетельствует о запрете на инцест — даже в стае высших приматов сексуальность ограничивается или регламентируется силой и возникшей на ее основе иерархией. Сын поначалу слабее отца, ну а если впоследствии сын победит отца — тут уж никаких ругательств. Все, как в известном анекдоте про то, от кого беременна кошка, которую не выпускают на улицу: «Как вы могли подумать, ведь это же ее брат!»
То есть, животные своих детей во взрослом состоянии не узнают.
Современные биологические обоснования запрета на инцест построены на знаниях генетики. Дело в том, что есть опыт, что близкородственное скрещивание приводит к упадку жизненной силы, а «свежая», «чужая» кровь — весьма полезна для получения жизнеспособного потомства.
Конечно, для получения новых качеств селекционеры животных и растений всегда использовали двух далеких друг от друга по родству особей. Потом, для закрепления «породы» селекционер был вынужден действовать путем «инцеста», пока не достигал результата, который его устраивал.
Генетики объясняют снижение жизненной силы накоплением генного материала, который несет в себе информационные ошибки, мутации, приводящие к уродствам. Итак, инцест запрещен, потому, что ведет к уродству потомства. Обоснование достаточно слабое, оно хуже «простого запрета». Мутация, как вредное явление для человека вещь бесспорная — это тоже аксиома, мы мутаций очень боимся, поскольку «венцы творения», «вершины эволюции», ну, кто во что верит… В жизни животных мутация — это может быть или вред или шанс на появление нового признака, который в результате отбора может победить старые. Правда, мутация и уродство животного — это не столько пугающая, сколь привлекательная вещь, сюжет для кунсткамеры. Само животное недолго оплакивает гибель уродца. Для человека, для цивилизованного человека, рождение ребенка с отклонениями — это большое горе, которое несут всю жизнь — это единственное, что увеличивает вес аксиомы.
А теперь подумаем. Наука генетика началась с Менделя, монаха. Он скрещивал горох с горохом. Было это не так давно, в 17 веке. Очень сомнительно, чтобы в доисторические времена у древних людей присутствовало генетическое сознание и статистический подход, которые позволяют установить связь произошедшего инцеста с понижением витальности или с более вероятным появлением уродств — они и без инцеста случаются.
Есть глава в книге Ясперса «Психопатология», она посвящена проблеме инцеста, в ней Ясперс показывает, что сам по себе инцест не является причиной уродств и отклонений, что только наличие генов у родителей может быть тому причиной. Ни один культуролог, психолог или генетик не даст однозначного ответа — как лучше человечеству развиваться, через инцест или через бастардизацию? Для справки, бастардизация это свободный аутбридинг, разнообразящий генофонд. В своих крайностях инцест и бастардизация подавляют витальность.
Этот вопрос ставится и в священных текстах, это извечная, как природа, загадка, таящая в себе как особую сладость этого греха, так и отказ от него, наказание за него. В большинстве случаев классического свершившегося инцеста его участников ждут существенные проблемы в жизни, и это известно не только из голливудских фильмов, таких как «Магнолия» — анализ фильма описала психолог Елена Улыбина, или фильма «Тысяча акров». Открытие Фрейда, проиллюстрированное мифом об Эдипе стало универсальным сюжетом совсем не потому, что у всех сценаристов, актеров и режиссеров Голливуда есть свои психоаналитики. Сюжет действительно универсален, и «неправильность», неестественность свершившихся инцестуозных отношений ломает жизни.
Платон ответил на вопрос о сущности любви мифом о разделенном надвое андрогине, две его половины обречены искать друг друга, стремиться друг к другу и порождать все огромное разнообразие форм любви, которое присуще человеку. Естественнонаучных взглядов, которых придерживался еще Фрейд, совершенно недостаточно, чтобы не только понять сущность любви но и даже причину существования полов.
Психология инцеста
Фрейд считал, что сексуальные устремления ребенка первым делом направлены на мать, дающую пищу и безопасность. Несмотря на то, что средний класс в его время обращался к институту кормилиц.
В то время Эдипов комплекс был самым мощным столпом психоанализа, а сейчас это такая обыденность, что и писать о нем неинтересно. Интересно наблюдать. Если у читателя-мужчины родился сын, пусть он по достижении 3-4 лет в его присутствии позволит проявить нежность к жене — порция агрессивных действий со стороны сына весьма вероятна.
![]() |
Древнеегипетский миф об Изиде гласит, что она и ее брат Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери. Может ли быть любовь во чреве? Известно, что у взрослого плода, мальчика, может быть эрекция — значит, что-то сексуальное ему доступно переживать, ну а если во чреве есть и сестра…Рисунок М. Златковского |
Так или иначе, Эдипов комплекс проваливается в бессознательное или мудрыми поступками родителей превращается в способность сына к сексуальной и другой активности в социуме за пределами семьи.
Со времен Фрейда инцест серьезно эволюционировал в область отношений. Психологический инцест есть эмоциональное предпочтение близкого родственника любым другим людям. Это определение дали в своей статье психоаналитики Вера Лосева и Алексей Луньков («Архетип», 1995). Психологический инцест означает попытку обойти, переиграть, «обхитрить» запрет на реальный сексуальный инцест, лежащий основе человеческой культуры и общества.
В психологическом инцесте может находиться совершенно неинфантильный взрослый, полностью адаптированный и независимый в социальном и профессиональном плане. Его зависимость от родителей только эмоционально-психологическая, причем она всегда взаимна и удовлетворяет обе стороны. Так «взрослый ребенок» и родитель-«соучастник» становятся друг для друга тюремщиками, стерегущими саму возможность самореализации каждого из них в личной жизни за пределами их отношений.
Основной парадокс взросления состоит в том, что инцестуозная фиксация не есть нечто, что человек может преодолеть раз и навсегда, будь то в подростковом, юношеском или среднем возрасте. Неизбежно возникая по отношению к родителю, она потом может трансформироваться и адресоваться уже собственным детям, и в более мягкой форме начальнику на работе, социальным институтам, вообще — любым социальным иерархиям. Поэтому противостоять ей приходится на протяжении всей жизни, распознавая ее возрождение в новых обличьях.
![]() |
Женщина, которая не «отпускает» своего сына, делает все возможное, чтобы не дать ему «уйти» к другой женщине, стремится к управлению судьбой сына — находится во власти своих инцестуозных желаний. |
Чем же считать порицание кумовства при социализме и существовавший в недавнем прошлом запрет на работу родственников в одной госконторе, один под началом другого? Только формой запрета на психологический инцест!
Как аксиому, запрет психологического инцеста пытались подтвердить исходя из экономических и социологических знаний. Клод Леви-Строс в «Структурной антропологии» всю культуру цивилизации обосновал правилами обмена тремя наиважнейшими ценностями — деньгами, собственностью и женщинами. При таком подходе инцестуозные отношения близких родственников могут быть рассмотрены как «социальная смерть» младшего из них. Вместо того чтобы младшему искать привязанностей, активности, продолжения на чужом поле, а старшему — отпустить его, инцествующие играют в свои ворота. А обществу нужен обмен, перемешивание, проникновение и новые связи! Запрет на психологический инцест оказался связанным с главными западными ценностями — прогрессом, развитием, усложнением и экспансией.
То есть, если ты мирно обрабатываешь землю в своей деревне, это плохо. А если строишь чужую жизнь в далекой колониальной земле, или летишь в космос — то это хорошо. Если ты пашешь в деревне по соседству — это не так хорошо, но уже вполне приемлемо.
В жизни женщины всегда есть место для двух подвигов: первый — рождение ребенка. Второй подвиг — «убийство» этого ребенка и «рождение» взрослого человека. «Убить» мальчика и «родить» мужчину. Женщина, которая не «отпускает» своего сына, делает все возможное, чтобы не дать ему «уйти» к другой женщине, стремится к управлению судьбой сына — находится во власти своих инцестуозных желаний. Так понятных по-житейски — кормила, растила, заботилась… а теперь — отдай… Вот он, второй подвиг! То же самое может происходить и по отношению к дочери со стороны матери или, что еще вероятней, со стороны отца.
В фильме о Светлане Аллилуевой мы можем наблюдать, как прочная психологическая связь ее с отцом Иосифом Сталиным отразилась на всей судьбе Светланы. Его властные рекомендации по выбору института, где дочке учиться, грубое вмешательство в отношения Светланы и ее первого возлюбленного Алексея Каплера, которого на следующий день после того, как Сталин узнал об их связи, сослали в Сибирь. Первый ее брак с Григорием Морозовым, а прожили они вместе всего года три, был прерван принудительным разводом, когда настало время борьбы с евреями-космополитами.
Не смягчило ситуации даже рождение у Светланы сына, которого в честь деда назвали Иосифом. Морозову был выдан новый паспорт без записи о браке, потом его репрессировали. У Светланы Аллилуевой было много мужчин, но все эти связи были краткосрочными и непрочными. Она всех как бы «сравнивала» со своим властным отцом, и вряд ли кого-нибудь так сильно любила, как отца. Сейчас она уже очень пожилая, живет с дочерью Ольгой в США. Вот такая богатая событиями и трагическая судьба.
Инцест — это очень привлекательно!
Привлекательность, новизна и скандальность темы инцеста широко используется массовой культурой и порноиндустрией. Хотя из психологического определения инцеста возникает ощущение какого-то короткого замыкания, а не новизны.
Эта привлекательность обусловлена, вероятно, не только преодолением запрета. Так, скандальный и тотальный успех Владимиру Набокову принес роман «Лолита». Пусть там и небиологический инцест описан, но нарушение табу было! Отголоски произведения прозвучали сравнительно недавно голливудским фильмом и даже клипом на трогательную песню Алсу.
![]() |
Сексуальный контакт, недозволенные прикосновения, половой акт между людьми, находящимися в близкой родственной связи — например, между отцом и дочерью, братом и сестрой, дядей и племянником. Так же можно считать формой инцеста секс между людьми, неравными в своих отношениях, например студентом и преподавателем, терапевтом и пациентом.
Дуглас Ларсен, редактор сайта www.incestabuse.about.com. |
Владимир Сорокин в романе «Тридцатая любовь Марины» инициировал Марину половым актом с отцом. Очень человеческие, очень невротические сексуальные поиски главной героини кончаются тридцатой любовью — человеком, чем-то похожим на Солженицына. Ну а в конце романа превращение текста в советскую политинформацию свидетельствует о душевной гибели инициированной.
Последствия инцеста в случае Марины и в случае Лолиты серьезным образом различны для двух совратителей. Если в «Лолите» погибает главное препятствие — мать, то в случае Марины самоубийством кончает жизнь отец-совратитель. Однако оба писателя таким развитием сюжета постулируют неотвратимость наказания за содеянный грех.
Это высокая литература, а теперь — о низменном. Набрав в Яндексе «инцест», автор этого повествования был действительно удивлен количеством ссылок на порносайты, которые предлагают тексты и фильмы инцестного содержания. На сотню ссылок — три могут быть использованы для написания этой статьи, все остальные способны только отвлечь… Что это — свойства Интернет, или запрос его пользователей? Конечно, Интернет хорош тем, что и в случае ядерного удара позволяет смотреть порнуху американским военным, и инцест — лишь один из тематических ее разделов.
Этой весной на ряде новостных сайтов висел рекламный баннерок, который сообщал, что человечество теперь платит раком за инцест предков. Ступая по шаткой лестнице гиперссылок, от Известий Науки через New Scientist к статьям в Nature и специальных журналах, мы видим удивительную эволюцию! Первоисточникам нет дела до инцеста глубоких наших предков! А вот научно-популярная журналистика на все готова, только бы читатель кликнул по бинарной ссылке, содержащей привлекательное и страшное в одном флаконе.
Я нашел определение инцеста культуролога Дугласа Ларсена, в котором к традиционной трактовке этого понятия добавилось, что инцестом можно называть сексуальные отношения между, например, психотерапевтом и пациентом, преподавателем и студентом.
Я думаю, здесь по аналогии можно продолжить: руководитель и подчиненный, адвокат и подзащитный. Мне и самому приходили в голову такие идеи, по крайней мере, относительно образовательной сферы. Насколько правомочно такое утверждение: распространение инцеста, как физиологического, так и психологического в область отношений, не обусловленных родством?
Сексуальный инстинкт в своем выражении содержит доминирование, власть. Вспомните вожака обезьяньей стаи, потрясающего фаллосом перед соплеменниками. Вступающие в инцестуозные отношения не равны, и принуждение, совращение, насилие окрашивает тему инцеста уголовными красками. Секс и насилие, власть и подчинение, сладость запретного плода — все это присутствует в инцесте, и все работает на возбуждение интереса, взмучивая глубины нашего бессознательного.
Отсюда следует привлекательность и успешность телесериалов, в которых главными героями участвуют мужчина и женщина, находящиеся в состоянии неравенства по статусу — например, В. Прутковская и М. Шаталин в сериале про няню. Их отношения бесконечны, секс табуирован запретом на инцест, и зритель с вожделением ждет — ну когда же, когда… Адвокат, в прошлом — совратитель «маленькой веры», и его помощница — ситуация сериала «Линия защиты» — подобный случай.
Психоистория и психогеография инцеста
Фрейд полагал, что запрет на инцест каким-либо фантастическим образом укоренен в бессознательном с древнейших времен, и в этом он как бы согласился с концептом коллективного бессознательного Карла Юнга. В его книге «Тотем и Табу» можно встретить массу антропологических фактов, которые свидетельствуют об этом — так, брату запрещалось даже наступать в след своей сестры, сыну было необходимо с определенного возраста покинуть дом матери. Для разных народов разные правила, общей целью которых было предотвращение сексуальных связей даже между членами одного клана, а не только между близкими родственниками. Особо волнующими выглядят запреты, касающиеся отношений тещи и зятя…
![]() |
Фрейд в своей работе «Тотем и Табу» заключил, что запрет на инцест чуть ли не самый древний, свойственный еще дикарям. Наказанием за инцест у некоторых племен являлась смертная казнь. |
Читая «Психоисторию» Ллойда деМоза я понял, что эти запреты являются именно явлением культуры, причем не всякой.
В этой книге приведены свидетельства антропологов, которые пытались найти культуры, в которых Эдипов комплекс не существовал бы, и был «разрешен» инцест, и они нашли. Одна индийская пословица гласит, что если девочка девственна в 10 лет, то значит, что у нее нет ни отца, ни дяди, ни старшего брата. Ллойдом деМозом приводится ряд фактов бытования инцеста в Китае и Индии. Найденные факты повергли антропологов в шок.
Все их свидетельства несут серьезный заряд эмоций, не могущий скрыть их желания найти все негативные последствия свального греха в индийских деревнях, и, в случае особой возможности, выжечь эти деревни горящей серой.
ДеМоз пишет, что в некоторых индийских народностях, таких, как Байга, инцестные браки практикуются между отцом и дочерью, матерью и сыном, между братьями и сестрами, и даже между прародителями и внуками. «Мое впечатление в том, что среди них почти или совсем нет врожденного отторжения инцеста» — пишет Верье Элвин, этнограф.
Причем жизнеспособность их общества опровергает все теории невозможности инцестных браков. Одна из наиболее хорошо документированных народностей — Мурия, дети которых становятся наблюдателями и участниками сексуальной активности в семейных постелях. Когда им исполняется пять или шесть, родители заявляют, что дети уже выросли из семейных спален, и им пора участвовать в общих спальнях, где правят старшие дети. Подростки обучают младших ласкам, порой — заставляют их против их желания, происходит это с позволения и поощрения взрослых: «Старшая девочка учит маленького мальчика ласкать грудь и обнимать ее, затем раскидывает ноги и кладет мальчика себе на грудь, показывает ему, как раскрыть ее одежду, и его рукой вводит себе маленький пенис». Общие спальни посещают и взрослые, когда у их жен месячные, и они считаются «нечистыми».
![]() |
Одна индийская пословица гласит, что если девочка девственна в 10 лет, то значит, что у нее нет ни отца, ни дяди, ни старшего брата. Ллойдом деМозом приводится ряд фактов бытования инцеста в Китае и Индии. Найденные факты повергли антропологов в шок. |
Антропологами мир этих спален назван «счастливым и возбуждающим», и считается, что Мурия применяют гораздо меньше насилия к детям по сравнению с другими народностями.
Перевожу Ллойда деМоза с сокращениями, опуская многочисленные ссылки на работы антропологов. Вся антропологическая информация относится к первой половине 20-го века. Интересен психоаналитический слоган сайта деМоза www.psychohistory.com — «Положив Мир на кушетку», там вы можете найти полный текст его «Психоистории».
Ллойд деМоз делает ряд выводов о том, что инцест, и ранний секс делает этих людей несчастными, что индийские фильмы полны насилия и оскорблений, и только так могут привлечь внимание. Он отмечает, что комиссии, которые были должны принять в Индии законы по установлению минимального возраста вступления в брачные связи встретили в свое время серьезное сопротивление. ДеМоза конечно можно обвинить в миссионерстве, американцы вообще любят, чтобы было все так, как они хотят. На мой взгляд, текст «Психоистории» богат предвзятостью, чрезмерно эмоционален. А это всегда мешает сделать убедительные научные выводы из полученной информации.
Важно учитывать, что культурные особенности разных племен и народов обладают некоторой природной мудростью и образованы веками жизни в определенных природных и социальных условиях, отличных от жизни в Европе. Почему в Средней Азии многоженство? Вопрос опять без ответа. Трагедии начинаются при взаимопроникновении культур, которое усиливается с ростом информационного и человеческого обмена.
Однако запрет в любой форме — в религиозных ли текстах, в светских ли правилах, или в мифах, в литературе — вовсе не означает, что в жизни людей не существует того, что запрещено. Ни на Западе, ни на Востоке.